Комбинированная обработка металла




Индивидуальный мастер художественной обработки металла на определенном этапе развития не ограничивается созданием изделий в каком-то одном виде работы с металлом. Творческая фантазия подталкивает художника на создание произведений из металла, позволяя использовать при этом сразу две или несколько техник металлической обработки. Здесь многое зависит от его художественного вкуса: насколько гармоничной будет сочетаемость элементов, деталей, фрагментов и самих металлов, из которых они изготовлены ковкой или литьем, чеканкой или просечкой.

Изделия из цветных или драгоценных металлов получают в комбинации чеканной техники и тиснения (басмы). Сам процесс тиснения предполагает использование чеканных инструментов при обработке матрицы из бронзы или цинка и при доведении изделий до готовности рельефа, а также при декоративной обработке тиснённого орнамента. А в ювелирных изделиях используются элементы художественного литья. Просечная техника применяется не только как самостоятельный вид узорной обработки листового металла, но и в комбинации с другими видами художественной обработки металла. Накладные элементы просечного декора используются для украшения изделий, полученных методом ковки или литья, а также чеканных произведений. При изготовлении предметов в просечной технике могут применяться чеканные инструменты и приемы чеканки, и наоборот. Для придания просечному рисунку завершенности его контур проходят пурошником с тыльной стороны. Или может быть так, что в чеканно-просечном изделии основной орнамент является чеканным рельефом.

Сочетаемость различных деталей из черных и цветных металлов и сплавов еще более гармонична и красива в витражах на солнце и в светильниках при включенных лампочках [29].

Занятия

 

Тема металла была актуальна с самого момента его появления на земле. На уроках изо в школе эта тема так же затрагивается, к примеру, в 5 классе есть такая тема «Украшения в жизни древних обществ», там предлагается изучить украшения Древнего Египта, но думаю, на фоне всеобщего интереса к национальному, будет целесообразно поменять тему урока «Роль декоративно – прикладного искусства в эпоху Древнего Египта» на тему «Роль декоративно - прикладного искусства в эпоху Древнего Прикамья».

Таким образом, по описанной выше теме, предлагаю вариант конспекта урока.

Тема года: Декор - человек, общество, время.

Тема четверти: Украшения в жизни древних обществ

Тема урока: Роль декоративно - прикладного искусства в эпоху Древнего Прикамья

О чем: украшения играют важную роль в древних обществах. Украшения несли не только декоративную функцию, а несли так же функции оберега и отражали социальную дифференциацию в обществе. Как обереги, украшения несли в себе изображения священных, тотемных животных и птиц: лосей, коней, медведей, соболей и куниц, уток, лебедей. Особо выразительно эти образы прочитываются в изделиях пермского звериного стиля, они очень стилизованы, где то упрощены, но упрощение не снимает с них глубокую смысловую нагрузку.

Что: изготовление украшений по мотивам пермского звериного стиля.

Чем: альбом, фольга от шоколада, ножницы, клей ПВА, карандаш, стержень, шнурок для подвески

Зрительный ряд: Изображения украшений пермского звериного стиля, изображения тканных и вышитых орнаментов

Литературный ряд: 1) Владыкин В.Е., Христолюбова Л. С. Этнография удмуртов. Ижевск, 1997

2)Древние мастера Прикамья. Ижевск, 1994

Иванова М. Г. Вдохновение в древних истоках. Ижевск, 1999

Лебедева С. Х. Удмуртская народная одежда. Ижевск, 2008

Оформление классной доски

    Тема: Роль декоративно - прикладного искусства в эпоху Древнего Прикамья Запись- разделение мужской женский, кому какие знаки соответствовали       Пишем не знакомые слова, рисуем схемы

Форма урока: беседа

План урока: 1. Организационный момент

2.Новая тема

3. Самостоятельная работа

4. Итог

План-проект

Организационный момент

Новая тема

Продолжение темы прошлого урока

Значение символики в украшениях

Самостоятельная работа

3.1 рисование (наброски) в карандаше

3.2 изготовление общей формы украшения

3.3 декорирование формы

3.4 монтировка украшения 4. итоги

4.1организация небольшой выставки

4.2 подведение итога

  Ход урока Организационный момент   Повторение материала прошлого урока   Новая тема.   На прошлом уроке мы рисовали украшения подобные египетским. На сегодняшнем уроке мы познакомимся с украшениями наших предков - народов, которые населяли территорию Прикамья, узнаем какие знаки и символы они применяли при их создании.   О значении символов в украшениях Показать ряд изображений украшений пермского звериного стиля. Каких животных мы можем увидеть в этих изображениях? (медведь, птица) Раз наши предки изображали этих животных, значит, они были для них священными, считалось, если изобразить священное животное, то оно защитит от злых духов, принесут счастье и удачу. А каких еще священных животных удмуртов вы знаете? (лось, конь, соболь, из птиц- утка, лебедь) Давайте теперь рассмотрим, что же все таки, символизируют эти животные, изображенные на украшениях. Итак, ● Конь - символ солнца, плодородия, источник всех жизненных благ. ●Медведь - символ могущества и величия ●Лось - символ силы благородства, красоты ●Ящер - символ подземного мира, поэтому его всегда изображали в нижней части украшений ●Птица - символ духовности. Показать изображения этих животных на изображениях украшений Огромное количество украшений было сделано из металла, ребята, как вы думаете, почему? Ведь металл не так легко обрабатывать. Металлу и его звуку отводилась магическая роль, так как многие народы верили, что металлические предметы обладают устрашающей силой, по отношению к злым духам. А еще во всех изделиях можно выделить 3 части, которые олицетворяли по представлениям наших предков три мира. О каких трех мирах идет речь? (нижний, средний и верхний миры) Каждое животное олицетворяло какую - то из частей. Давайте расположим их на схеме на доске. Вертикальная схема с 3х частным делением. Самостоятельная работа ●Рисование эскиза украшения с включением в композицию изображения священных животных ●Вылепить форму украшения из фольги ●Украсить форму элементами из фольги: жгутики, шарики, стрежнем можно выдавить узоры - имитация чеканки, а можно сделать прорезные элементы с помощью ножниц. ●Сделать отверстия для шнурка. Продеть шнурок в отверстия Итоги. Организация выставки изделий. Обсуждение работ. У кого получилось воплотить образы священных животных, а кому чего- то немножко не хватило.  
Заключение Каждый этнос, как и всякий человек, обязательно самоопределяется и самоутверждается по отношению к окружающему миру, историческому времени, системе этнокультурных ценностей.[5,215] Древние духовные истоки, включая мифы и предания, эпические сказания, питают любого человека, любой народ. И потому внимание и интерес к прошлому, философское осмысление его в целях выработки жизненной позиции или художественного творчества остаются неизменными принципами человеческой жизни. Эта позиция особенно усиливается в периоды значительных социальных сдвигов, подъемов или катастроф. На наш взгляд, удмуртский народ ныне переживает один из самых драматичных периодов в своей тысячелетней истории. Перед ним в острейшей форме встает дилемма — быть или не быть. И потому мы наблюдаем его огромное внимание к своей древности, глубинным этническим истокам. Словно томимые жаждой путники, стремящиеся достичь живительного источника в пустыне, идут удмурты к Ошмесу — роднику древней и средневековой истории, воплощенной в эпических преданиях, многочисленных археологических памятниках. [3] Таким образом, и данная работа стала результатом вдохновения от изучения мифов и легенд, археологических памятников, описания, которых тщательнейшим образом, изложены в многочисленных трудах удмуртских ученных. В идейную основу дипломного проекта легла легенда о мелодии небесной росы [Приложение 1]. Основными образами в работе стали образ небесной воды, который воплощен в вид ажурных шариков. Каждый шарик несет в себе небесную благодать, которая воплотилась в живом огне свечи. Благодать эту ниспослало небо, небо здесь изображено в виде купола, небесного купола, в котором гармонично создают цельность небосвода два основных знака - солнце и утка. Солнце - как непосредственно священный небесный знак, и утка как священная птица доставшая землю со дна первичного океана для создания суши, и как коммуникативный объект между священным небесным миром и средним миром - земным миром, миром людей, а подземный же мир, зритель должен домыслить сам. Говоря о технике исполнения, а это сочетание разных техник - чеканки, филиграни, просечка на меди, можно сказать, что техника помогает отразить образ воды, с одной стороны прозрачный текучий, а с другой стороны тяжелый и основательный древний образ. Таким образом, в работе прослеживается попытка отразить традиционное трехчастное деление мира, используя традиционную удмуртскую символику, но представить в относительно новой форме, в частности в форме светильника. Изделия, где сочетание современной формы и традиционных элементов гармонично уравновешенно вызывает интерес у современного зрителя, привлекает внимание нарядностью и необычностью. Список литературы 1) Ашихмина Л.И. Черных Е.М., Шаталов В.А. Вятский край на пороге железного века: костяной инвентарь Ананьинской эпохи (I тыс. до н.э.). Ижевск, 2006 2) Белых С.К., Макаров Л.Д. Население Камско- вятского края в Булгарское время. Казань, 2006 3) Виноградов С.Н.Элементы традиционного мировоззрения удмуртов. Ижевск С.17 4) Владыкин В.Е., Христолюбова Л. С. Этнография удмуртов. Ижевск, 1997 5) Владыкин В.Е. Я. Ижевск, 2003 6) Владыкин В.Е. Символика Удмуртского пространства// Инвожо. Ижевск, 2009 7) Владыкина Т.Г.,Глухова Г. А. Инву-мумы – повелительница небесной влаги в традиционной системе мировоззрения удмуртов// Вестник удмуртского университета. Ижевск, 2011. С. 114-118 8) Генинг В.Ф. К вопросу о продвижении сибирского населения в Западное Приуралье в I тыс. н. э. Новосибирск, 1961 9) Древние мастера Прикамья. Ижевск, 1994 10) Иванова М. Г. Вдохновение в древних истоках. Ижевск, 1999 11) Иванова М.Г., Куликов К.И. Древнее искусство Удмуртии. Ижевск,2000 12) Инву утчан гур(Мелодия небесной росы). Ижевск, 1988 13) История Удмуртии. Ижевск, 2007 14) Климов К.М. Традиционное декоративное искусство удмуртов. Ижевск, 1994 15) Климов К.М. Ансамбль как образная система в удмуртском народном искусстве ХIX-XX вв., Ижевск 16) Лаптева Т. Магия металла: декоративные украшения из проволоки, М., 2010 17) Лебедева С. Х. Удмуртская народная одежда. Ижевск, 2008 18) Лямин И.В. Художественная обработка металлов. М., 1988 19) Молчанова Л.А. Удмуртский народный костюм (история и символика). Ижевск, 2006 20) Новые исследования по древней истории Удмуртии. Ижевск, 1988 21) Оттон Д. Знаки и символы. М.,2009 22) Творческие проблемы современных народных художественных промыслов Удмуртской АССР. Ижевск, 1983 23) Удмурт оскон. Ижевск, 2010 24) Федотов Г.Я. Звонкая песнь металла. М., 1962 25) Фольклор и этнография удмуртов: обряды, обычаи, поверья. Ижевск, 1989 26) Там, где цветет италмас. Екатеринбург, 2008 27) Этно – национальные доминанты в культуре и искусстве народов Урало – Поволжья. Ижевск,2001   28) https://v-hram.ru/component/tienda/products/7.htm 29) https://metal.scud.ru 30) https://sculpto.ru 31) https://shkolazhizni.ru/archive/0/n-23713/ 32) https://www.ashkimsin.ru/c 33) https://www.elupuu.org/index.php?id=282 34) https://www.outdora.com/brhiofwich.html   Приложение 1 Мелодия небесной росы Удмуртская легенда (в переложении В.Владыкина) «Жила когда-то в дремучем лесу старая мудрая Ель. Звали ее Мудор-Куз – Мать Леса. Говорят, с нее начинался Лес, а может быть, и сама Земля. Ель подпирала Небо, чтобы оно не упало на Землю. Солнце отдыхало на ее ветвях. Из-под ее корней нарождался робкий родник, чтобы потом превратиться в могучую Белую Каму. Издалека приходили люди, чтобы поклониться Мудор-Куз. Но однажды Мачеха Солнца, Злая Молния, страшным огнем опалила Ель. Мудор-Куз умерла. Но пришел человек и оживил ее: он сделал от нее гусли Крезь и вложил в них свою человеческую душу.Так у людей появились Быдӟым Крезь – Великие Гусли. Когда они звучали, Солнце приближалось к Земле, чтобы их послушать. Когда они пели "Инву Утчан Гур" - "Мелодию Небесной Росы", Небо плакало дождем…» Приложение 2. Эскизы Приложение 3. Хоросы   Приложение 4. Соломенные пауки     Приложение 5. Ветер куранты       Приложение 6. Ловушки снов        
       

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: