Эмоциональный интеллект в современной школе




Фекердинов И.С.

Эмоциональный интеллект – способность человека определять эмоции других людей и контроль над собственными эмоциями. Исследования в области EQ совершили переворот в сознании ученых на Западе, т.к. исследования показали, что показатели IQ («обычного интеллекта» – способности логично мыслить и решать задания по логике) мало влияют на успешность человека при построении карьеры (корреляция от 4 до 25%)[1]. Грубо говоря, IQ вам поможет поступить в университет и закончить его, а вот именно эмоциональный интеллект позволит продвигаться по службе, ибо человек с высоким EQ лучше приспособлен к жизни: он понимает других людей и способен управлять ими; он контролирует себя и не ищет оправданий для своих ошибок в других людях. Также показано, что люди прислушиваются к энергичным и позитивным руководителям, а не тем, кто вечно чем-то недоволен.

Проблема массовой школы заключается в том, что классическая модель образования опирается на «знаниевый» подход к образованию – главное дать наиболее точные и глубокие знания по предмету без опоры на практический опыт. Если же брать советский опыт, то коллективные успехи ставились всегда во главу угла в ущерб личным интересам, а это перенеслось и на российскую школу. Но как знания помогут «стобальнику» по ЕГЭ найти друзей, построить семью и хорошие отношения с окружающими? А часто так и происходит, что лучшие ученики несчастны в личной жизни. Они не умеют справляться с жизненными испытаниями, ибо привыкли быть первыми, а если что-то не получается, то они могут сломаться.

Главной проблемой современной школы являются кадры – учителя ведут себя холодно с учениками, не показывают человеческих качеств, что отрицательно сказывается на развитии эмоциональной сферы учеников. Учитель должен быть лидером в классе; должен уметь построить комфортную среду в классе, слушать учеников, быть способным воспринимать критику. Если обобщать, то учитель должен уметь наладить контакт с учениками. А для этого ему нужен гуманистический подход, без которого невозможно построить межличностные отношения с учениками.

Эмпатия – важнейшее качество учителя, ибо нельзя воспитывать детей, не сопереживая им. Только личным примером можно развивать эмпатию у детей – дела говорят об учителе, а не слова. Можно сколько угодно говорить о взаимном уважении, но если учитель позволяет неуважительно общаться с учениками, то его слова ничего не стоят в глазах учеников.

Подводя промежуточный итог, то можно сказать, что главными проблемами массовой школы являются: 1. устаревший подход к образованию, когда все внимание педагогов уделяется развитию только познавательной сферы 2. педагогические кадры, которые являются продуктом советской школы независимо от того, получили ли они образование в СССР или позже. Проблема многих учителей – неспособность демонстрировать человеческие качества, что отрицательно сказывается на развитии EQ у учеников.

Решением проблемы неразвитости EQ могут стать внеурочные занятия (хотя бы один час в неделю), где педагоги в форме бесед помогали бы ученикам в развитии эмоциональной сферы, причем упражнения для развития EQ существуют. Например, можно использовать дневники, где ученики каждый день будут отвечать на определенные вопросы. Т.Н. Лапшина приводит перечень таких вопросов:

«1. Какая ситуация вызвала у вас эмоциональный отклик? Опишите её вкратце.
2. Какие чувства/эмоции вы испытали?
3. Если бы эмоция могла бы говорить – о чем бы она могла вам сообщить? Или к каким действиям вас побуждала?
4. Какие возникли мысли после пережитых эмоций?
5. Каким образом вы выразили свои эмоции?
6. Можно ли было выразить эмоции по-другому? Опишите как.
7. Как отреагировали на ваше поведение окружающие?
8. Что из пережитого опыта вы можете отнести к положительным последствиям ситуации?
9. Что из пережитого опыта вы можете отнести к негативным последствиям ситуации?»[2]

 

Также исследователи предлагают использовать стихотворения, вызывающие сильные эмоции; музыкальные произведения, подкрепляющиеся рассказом об истории автора и истории о том, как произведение появилось на свет. В итоге ученики могут даже попытаться написать свое оригинальное произведение или рецензию, или создать клип и т.д.

Авторские методики развития эмоционального интеллекта у младших классов приводят Л.М. Новикова[3] и С.В. Пашкевич[4]. М.А. Манойлова дает обширный список упражнений на проверку и развитие эмоционального интеллекта у учителей и учащихся[5].

Даже краткий анализ литературы по развитию эмоционального интеллекта показывает, что российскими учеными и педагогами накоплена достаточная база для проведения внеурочных занятий по развитию EQ. Остается только обобщить опыт и создать работающую программу по развитию EQ у учащихся, но более сложной проблемой остаются кадры – где взять достаточное количество педагогов, способных воплотить такую программу в жизнь?

 


[1] https://gaudeamus-md.blogspot.ru/2010/03/oo-4.html

[2] https://psyvert.ru/psy/eqschool

[3] https://festival.1september.ru/articles/211278/

[4] https://festival.1september.ru/articles/616025/

[5] https://window.edu.ru/catalog/pdf2txt/127/22127/5354?p_page=1

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-08-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: