Глава I. Теоретико-методологические основы изучения религиозных организаций как средства формирования ценностей молодежи




1.1Религиозные организации и их специфика в РФ
В современной науке выделяют четыре типа религиозных организаций, в том числе и молодежных[14]: церковь, деноминация, секта, харизматическая группа (община). Но, независимо от типажа, доминирующей целью любых религиозных организаций является нормативное воздействие на их членов и формирование у них определённых ценностей, идеологии и моделей поведения.

Я считаю, что имеет смысл начать рассматривать религиозные организации с самой большой и распространенной структуры в Российской Федерации — с православной церкви.

В самом полном смысле понятие Церковь Христова подразумевает собрание под единой Главой – Господом Иисусом Христом всех православных христиан, живущих и умерших, соединенных между собою верою и любовью Христовой, священноначалием и святыми Таинствами.

Церковь условно разделяется на Небесную (Пресвятая Богородица, Ангельские силы, все святые и спасшиеся христиане), называемую также Торжествующей, и Земную, которая называется Воинствующей Церковью, ибо ведет на земле брань с диаволом и его слугами. Церковь является Телом Христовым, к которому принадлежат все живые и усопшие христиане, истинно верующие во Христа и соединившиеся с Ним в таинствах Крещения и Евхаристии через Его благодать. Церковь есть Тело Христово, а верующие – члены этого Тела. Богочеловеческий организм – это и есть Церковь. Церковь – единство Духа, обитающего в людях, пытающихся жить по Евангелию.

Символ веры определяет Церковь как Единую Святую, Соборную, Апостольскую. В историческом контексте Церковь можно подразделить на Ангельскую, Райскую, Патриархальную, Ветхозаветную и Новозаветную.

Церковью называется также сообщество людей, верующих во Христа, имеющее свою иерархическую и организационную структуру.

В самом узком и буквальном смысле церковью называется храм Божий (в этом случае слово «церковь» принято писать с маленькой буквы).

Согласно объяснению протоирея Георгия Флоровского, святые Отцы не утруждали себя определением Церкви по той причине, что они непосредственно созерцали ее реальность. «Недостаток формального определения не означает, однако, ни путаницы понятий, ни смутности представлений... Самоочевидность не нуждается в определениях»[3].

Как уже говорилось ранее, судьбы церкви и России связанны и тесно переплетены. История их взаимоотношений полна и светлых моментов, когда не только молодежь, но и все население страны, находили для себя поддержку и помощь, когда нормы церковные были едва ли не выше государственных, а законы писались на прямую опираясь на церковные ценности, так и мрачных страниц истории, начиная с кровавого крещения Руси языческой, и заканчивая революцией 1917 года. Я считаю, что именно с этого момента церковь перестала существовать как религиозная организация в самом широком смысле этого слова. Во время революции и последующего красного террора, прервалась та нить поколений, исчезла какая либо связь между населением страны и церковью на долгих 70 лет. В первые годы существования СССР, подавляющее большинство представителей духовенства и монашества, были сосланы и расстреляны, а те же, кто уцелел, были вынужденны скрываться, отказавшись от какой либо религиозной деятельности. Для Русской Православной Церкви наступили мрачные времена, которые не окончились и по сей день. Нынешние же представители духовенства, в большинстве своем не способны ни на какую поддержку молодежи, если не считать за такую уроки обязательные уроки богословия для школьников. По сути, Церковь превратилась в организацию шоу бизнеса, поэтому говорить о то, что она сможет помочь молодежи в формировании каких либо истинных ценностей мы не можем.

Но общество как и природа не терпит пустоты, и на освободившемся месте ценностного ориентира, сегодня мы можем увидеть такое явление как секты. По сути, секта (от лат. secta — учение, направление, школа) - религиозная группа, община или другая подгруппа, отколовшаяся от господствующего религиозного направления.

Понятие секта в русском языке используется в двух значениях, исторически связанных, но существенно различных. Тем не менее эти значения не всегда четко различаются, и отрицательная коннотация, присущая одному из значений ("тоталитарная секта"), переносится на секты в целом. Следует помнить, что это слово, как правило, обозначает не само учение, а организацию, его представляющую.

В большинстве случаев религиозные организации не приветствуют употребления по отношению к ним термина "секта", предпочитая называться религией, церковью, конфессией или деноминацией. Само слово «секта» – не нейтральное, оно заключает в себе глубокий исторически обусловленный подтекст и в русском языке часто носит уничижительный оттенок. Косвенным подтверждением этому являются производные от этого термина слова "сектант", "сектантство" и "сектантский", которые вызывает негативные ассоциации и обычно используется полемически или уничижительно.

Особым случаем сект являются тоталитарные секты — религиозные или псевдорелигиозные авторитарные организации, деятельность каждого члена которых (в том числе финансовая и личная жизнь) полностью контролируется религиозной общиной или её духовными лидерами. Именно понятие "тоталитарная секта" значительно усилило отрицательную коннотацию, распространившуюся впоследствии на сам термин секты.

Крайней формой тоталитарных сект являются деструктивные секты или деструктивные культы, называемые также секты-убийцы, которые обвиняются в самоубийствах и убийствах других людей. Имеется свыше десяти сект, случаи самоубийств и убийств членами которых хорошо документированы и, как правило, не оспариваются. Таким образом мы можем сделать вывод, о новой тенденции религиозных организаций, на территории исторической России. Так как ранее мы выяснили, что потребность человека, особенно молодежи, в вере очень высока, то если в церкви он не находит должного удовлетворения своей потребности, то он обращает взор на секты. Я считаю, что тот момент, когда молодежь обращает свой взор на секты, это своеобразная точка не возврата и индикатор того, что общество упустило из виду этого конкретного молодого человека, не оказало нужной поддержки. В свою очередь в секте, целиком и полностью удовлетворяется потребность человека в духовности. Деятельность сект очень эффективна, не в пример многим, но вся проблема, как мы уже говорили, в ценностях которые они прививают. Одна из самых эффективных религиозных организаций, с системой ценностных ориентаций, в большинстве случаев, пагубных для молодого человека.

Стоит так же отметить и то, что существует своеобразный гибрид церкви и секты, перенявший от них очень многое. Деномина́ция (от лат. denominátio — «переименова́ние») — тип религиозной организации в христианстве. Специфической характеристикой деноминации является ее промежуточный характер по отношению к секте и церкви. Деноминация признаёт иные религии и верования и находится в положительных отношениях с обществом. Впервые понятие введено американским богословом Х. Р. Нибуром в книге «Социальные истоки деноминационализма» («Thesocialsourcesofdenominationalism»).

От церкви деноминация заимствует относительно высокую систему централизации и иерархический принцип управления, отказ от политики изоляционизма по отношению к государству и обществу, признаёт возможность духовного возрождения для любого верующего человека. С сектой же её сближает относительно небольшой период существования, преимущественный упор на религиозной деятельности, в вероучении наличие качественных отличий от традиционных церквей и противопоставление себя им, претензия на исключительность установок и ценностей, идея богоизбранничества. Кроме того, термин деноминация используется в обыденном словоупотреблении в качестве синонима слова конфессия. На мой взгляд, это наглядный пример того, практически совершенные технологии формирования системы ценностей, формируют эти самые ценности, но не в интересах молодого человека, а в интересах деноминации. Хотя справедливости ради стоит отметить. Что ущерб для молодежи от попадания в деноминации минимален, хотя и возможен.

Отдельно, можно выделить такое явление как харизматическая группа (община), за счет того, что эта религиозная организация, строит свою деятельность, опираясь не только на какое либо святое писание, но и на харизму той или иной личности.

Харизма (от др.-греч. χάρισμα — «милость, дар») — приписывание или признание за личностью набора таких свойств, черт и качеств, которые обеспечивают преклонение перед ней её последователей, их безоговорочное доверие и безусловную веру в её неограниченные возможности. Это наделённость (по мнению определённого круга приверженцев или последователей) какого-либо лица (харизматического лидера — политического деятеля, проповедника, пророка), института, символа или совокупности действий свойствами исключительности, выделенности, сверхъестественности, непогрешимости или святости.

Феномен харизмы имеет место в малых и особенно больших группах, где наблюдается персонификация идеалов в процессе сплочения. Харизма чаще всего возникает в экстремальных исторических условиях, когда формируется соответствующая социально-психологическая потребность. Качества харизматического лидера, действующего на религиозной или политической арене, иногда мистифицируются. Его считают пророком, гигантской исторической фигурой, избавителем, полубогом, осуществляющим «великую миссию» приписываются все успехи его сторонников. Даже явные неудачи оборачиваются его прославлением (бегство воспринимается как спасение, любые потери — как необходимые жертвы или происки врагов, абсурдные утверждения — как непостижимая мудрость).

Среди известных истории религиозных харизматических личностей — Иисус Христос, Будда и Мухаммад. К харизматам относятся создатели направлений внутри мировых религий — Лютер и Кальвин, например. С другой стороны, это знаменитые государственные и военные деятели, такие, как Чингисхан, Тигран или Наполеон. В XX веке среди таких деятелей — Гитлер и Муссолини, Рузвельт и Черчилль, Ленин, Сталин и Троцкий, но также Махатма Ганди и Мартин Лютер Кинг. Свойство харизмы относительно безразлично к роду деятельности и её морально-этическому содержанию: харизматическим лидером с равным успехом может быть и святой, и преступник.

Я считаю, что именно харизматическая группа, на сегодняшний день, пусть не самая эффективная, но самая доступная форма религиозной организации, способной оказывать влияние на молодежь. Харизматический лидер, если его деятельность направленна на созидание и помощь молодежи, способен добиться огромных результатов. В качестве примера, удачно и продуктивно действующей харизматической группы, которая в последствии переросла в международное двидение, я могу привести движение Streetworkout и его нынешнего лидера Дениса Минина. Его деятельность началась с коротких роликов на Ютубе, а закончилась международными конференциями и международными же фестивалями. Изначально заинтересованный лишь в помощи и оздоровлении своей нации, Денис Минин смог заручиться поддержкой сотен тысяч людей, которые с разной степенью, любят и уважают его, и безмерно благодарны за измененные к лучшему жизни.

 

Любая религия несет в себе определенное мировоззрение и систему ценностей, имеет свои представления о добре и зле, происхождении мира и человека, о его месте в мире, его назначении и т.д. Все это дает определенный отпечаток на культуру, которая окружает молодого человека с раннего детства. Религия находит некоторое свое отражение и в архитектуре, живописи, литературе, музыке и кинематографе[2].

Так, в античной культуре существовал культ человеческого тела, граничащего с развратом, что имело отражение в скульптурах, фресках и росписях. Эпоха же средневековья характеризуется своим почтением целомудрия и скромности, что так же находит выражение в литературных произведениях и живописи.

Понятия о добре и зле, которые несет религия, во многом определяют молодого воспитание человека и его поведение, моральные ценности общества. Определяет и то, какие методы воспитания допустимы, а какие нет. То, что доминирующая религия преподносит как аморальное, то и порицается обществом, и наоборот, то, что религия считает добром, то одобряется и в обществе.

Религия так же определяет и взаимоотношения молодых людей. Отношение между родителями и детьми, между подчиненным и начальником, между правителем и народом, отношение к иноплеменникам и соплеменникам. Так, например, в странах, где еще обитают языческие племена, нормальным является то, как свои престарелые немощные родители оставляются на съедение диким животным. Что же касается отношения власти и народа, то известно, что в странах Месопотамии весь народ страны, в том числе и вельможи и аристократия, являлись лишь рабами единственного хозяина страны и народы – царя. А в римской империи к рабам относились как к разговаривающим предметам труда. Ну а представители иудаизма весьма славятся своим, мягко говоря, недоброжелательным отношением ко всем иноплеменникам.

Отдельно можно заметить семейные отношения между мужем и женой. Это так же во многом определяется религиозными взглядами человека. В мусульманстве, например, человеку разрешено иметь четыре жены. Кроме того, интересным фактом является то, что Коран обязывает мужа бить жену палкой, в случае ее непокорности. В языческих странах, ранее, считалось нормальным явлением иметь многих жен, любовниц, а для аристократии еще наложниц и огромные гаремы. Ранний иудаизм, наоборот, приписывает наказывать смертной казнью всякого человека, который изменяет своему супругу. Христианство же вводит жесткую моногамию, призывая жен к послушанию мужу, а мужей призывая к любви к женам.

Все эти факторы, в свою очередь, имеют свое отражение на экономических отношениях. Отношение к работе как таковой, к наемному рабочему, к своему партнеру по бизнесу. Например, известно, что западные капиталистические отношения построены во многом на протестантской этике.

Так же часто различные формы религии сопровождаются и запретами определенного типа пищи по религиозным представлениям. Например, мусульманам запрещено есть свинину, и употреблять алкоголь. Представителям индуизма вообще запрещено есть продукты мясного происхождения. Иудеям нельзя есть свинину и некоторые другие виды «некошерных» продуктов. Христианские конфессии ограничивают в пище верующих обычно на определенные периоды времени – посты, которые бывают однодневными и многодневными. В католичестве и православии, в которых существует монашество, монахи дают обет воздержания и, обычно, не употребляют в пищу мяса.

Если рассматривать то, какое влияние оказывает религия на общество, то можно сделать вывод о том, что религия определяет почти все сферы человеческой жизни. Начиная от культуры и заканчивая повседневной жизнью человека. В современном обществе это не так заметно, но на самом деле, в большинстве современных традиций, обычаев, праздников, установок поведения лежат религиозные корни.

Ключевой вопрос, который каждый человек задает себе в молодости, можно сформулировать очень просто — в чем смысл жизни? Жизненный вектор определяется именно в юности, именно тогда человек для себя определяет, что является приоритетом, как он хотел бы прожить жизнь и для чего. Впрочем, можно и совсем не задумываться над этим вопросом, а прожить жизнь как все, плывя по течению, участвуя в том общем потоке, который несет молодежь неизвестно куда. Но тогда можно в конце жизни остаться у разбитого корыта. Если же молодой человек, несмотря ни на что, все же хочет для себя расставить жизненные приоритеты, определить свою жизненную стратегию и потом ей следовать, думаю, что именно в этом ему очень помогут религиозные молодежные организации. Например, трудно самостоятельно разобраться, что относится к абсолютным и незыблемым жизненным ценностям, а что — к ценностям временным и скоропреходящим. В таком важном вопросе религиозные молодежные организации — хороший помощник[2].

Религиозная молодежная организация может во многом помочь молодому человеку, но прежде всего она помогает сформулировать свои жизненные позиции, жизненное кредо. Когда это кредо сформулировано, дальше уже начинается работа самого человека. Он должен работать над собой, воспитывать себя, и опять же здесь организация является первой и незаменимой помощницей. Религиозная молодежная организация ведет человека по жизни, переводит его из одного возраста в другой, сопровождает во всех его делах, но особенно важной она оказывается в кризисных ситуациях, которых в жизни молодого человека бывает очень много.

В религиозных молодежных организациях, пропагандирующих истинные человеческие ценности и ориентиры, молодое поколение может обрести жизненную опору, получить подлинные условия для раскрытия своего внутреннего потенциала.

С другой стороны, различного вида секты и другие подобные религиозные организации, пропагандирующие ложные ценности, жестокость, насилие и тому подобное, также могут оказать огромное и непоправимое влияние на молодого человека в процессе формирования личности и ее идеалов. Ведь у молодого человека внутренний духовный мир еще находится в стадии формирования. И чем человек становится старше, тем прочнее становится его внутренний стержень, и тем труднее внешним влияниям его поколебать. Внутренний же мир молодого человека подвержен этим колебаниям, именно поэтому молодой возраст — это возраст наибольшего риска[7].

Таким образом, моя точка зрения в очередной раз подтверждается - молодому поколению нужен достойный пример для подражания, пропагандирующий истинные человеческие ценности, несущие добро, справедливость и любовь к жизни.

Я считаю, что воля и разум руководят деятельностью любого человека. На самом деле, воля это то, благодаря чему, человеком подтверждается некоторая ценность, которая признается таковой, или благодаря которой он стремятся к ней. По сути, направлена воля может быть только на что то субъективно ценное, для конкретного человека и на прямую зависит от индивидуальной иерархии ценностей. Волевой мотив, а следовательно, и ценность или положение вещей, обладающее ценностью, обнаруживаются в определенной и конкретной ситуации. Воля как нечто духовное, всегда является свободной волей, тоесть может выбирать среди многих мотивов даже такой мотив, который противоречит жизненным потребностям человека. Благодаря этому человек представляет собой единственное существо, которое может добровольно действовать наперекор своим собственным интересам и даже уничтожать себя (самоубийство). Но воля у молодежи недостаточно сильна, а разум еще не окреп, поэтому порой, даже осознавая правильность или неправильность своих поступков, молодой человек не может поступить согласно своим собственным убеждениям и ценностям. Если подобное происходит не однократно, то и система ценностей начинает меняться, деформироваться и подстраиваться, по существующую субъективную реальность молодого человека. Это стандартный механизм адаптации, который уберегает личность от серьезного внутриличностного конфликта.

Именно здесь в полной мере раскрывается деятельность религиозных организаций. Именно вера поддерживает человека там, где ему не хватает воли, именно вера помогает принять правильное решение, там где разум не способен выполнить поставленную перед ним задачу. С одной стороны вера действует как мотиватор и демотиватор одновременно, поощряя и порицая за те или иные поступки, с другой стороны вера действует как система знаний и ответов, которые можно и должно использовать в спорных ситуация. Вот почему так важны религиозные организации для молодежи.

 

1.2Молодежь как особая социально — возрастная группа.

1.3. Понятие системы ценностей и ценностных ориентаций. Формирование ценностно-смысловых ориентаций молодежипод влиянием религиозной организации. Религиозная организация как институт социализаци.

 

 

Глава 2. Исследование специфики ценностных ориентаций молодежи состоящий в религиозных организациях

2.1 Молодежные религиозные организации в новосибирске.

В настоящее время в России существуют и официально зарегистрировано примерно 22513 различных религиозных организаций. Статистика по молодежным религиозным объединениям нигде не представлена. Поэтому в качестве примера охарактеризуем несколько действующих религиозных молодежных организаций в России. В настоящее время в нашей стране действуют следующие молодежные религиозные объединения:

· «Воскресение» - объединение православной молодежи.

· «Молодая Русь» - православное молодежное движение.

· «Общее дело» - межрегиональная молодежная общественная организация содействия воспитанию детей и молодежи. Целью организации является содействие воспитанию и развитию детей и молодежи на основании традиционных российских духовных и культурных ценностей, содействовать нравственному, интеллектуальному и физическому развитию детей и молодежи, оказание помощи молодежи в решении социальных программ.

· «Покров» - молодежная организация при Храме Святых ПервоверховныхАпостолов Петра и Павла в Ясенево, подворье Свято-ВведенскойОптиной Пустыни.

· «Межвузовская Ассоциация «Покров» - межвузовская Ассоциация духовно-нравственного просвещения

· «Русь. Национальная организация добровольцев – НОРД «РУСЬ» - православная детско-юношеская патриотическая организация. Православно-патриотическое воспитание детей и молодежи в духе служения Богу, Родине и ближним. Теория и практика православной миссионерской педагогики.

· «Православный молодежный центр «РеставросЪ» - православная молодежная организация, объединяющая тех, кто принимает участие в восстановлении храмов и монастырей России.

· «Братство православных следопытов» - межрегиональная общественная организация детей, подростков и молодых людей, открытая для всех. Братство создано и действует по благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II. БПС является членом Всемирной Организации Скаутского Движения.

Помимо православных религиозных организаций в России существуют и другие, происхождение которых связано с иными религиями и верованиями. Например:

1. Религиозные организации восточного происхождения (вероучение которых основано на индуизме – языческой религии, буддизме, исламе). Последователи К.Кастанеды, Культ Ошо (Раджниша),Тантристы.

К деструктивным религиозным организациям относят:Международное Общество сознания Кришны (112 религиозных объединений), АУМ Синрике – Секо АсахараСахаджа-йога

2. Новые религиозные объединения неоязыческого оккультно-мистического происхождения. Последователи: Рейки, Религия Богемы, Инсайт (Озарение), Движение Нью Эдж (Новый век).

К деструктивным религиозным организациям относят:Центр ЮниверИван Гавриленко в России,Белое Братство- Марина Цвигун,Центр Сатори,Последователи Агни-Йоги (Живая Этика) – Е. и Н. РерихиЦерковь Саентологии (Дианетика) – Рон Хаббард

3. Объединения, проповедующие арийское, славянское, русское неоязычество. Последователи: Центр «Святогор» А.Егорова,РУНВира,Стрелы Ярилы,Группа Доброслава,Союз Венедов

К сожалению, по деятельности вышеперечисленных религиозных организацийтакже не ведется официальная статистика. Поэтому практически невозможно судить об их численности и распространенности на территории России.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: