Тема: РИСОВАНИЕ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФОРМ И КОМПОЗИЦИЙ.
РИСУНОК АРХИТЕКТОРА
Рисунок – это вид графики, в котором изображение создаётся с помощью линий, штрихов, тона. В рисунке передаются признаки предмета, важные для его узнавания (конструкция, пропорции, объём, движение и др.).
Рисунок применяется во многих специальностях и в каждой занимает своё место и решает конкретные профессиональные задачи.
Рисунок в архитектурной профессии следует рассматривать как средство общения с заказчиком, исполнителем, как инструмент творческого процесса. С рисунка начинается работа по реализации художественного замысла. В архитектурном проектировании рисунок является одним из этапов в создании проекта. В первых рисунках-набросках архитектор во многом представляет будущий объект: его конструкцию, организацию средового пространства.
Рисунок является языком архитектора, который постоянно совершенствуется, приобретает черты индивидуальности и становится показателем культуры зодчего.
Существует разделение понятий «рисунок архитектора» и «архитектурный рисунок». Оно условно, но, тем не менее, следует учитывать различие между ними, так как в первое понятие входит вся творческая художественно-изобразительная графическая деятельность, а во втором – графическая деятельность, связанная с архитектурным проектированием.
В рамках изучаемой в вузе дисциплины «Рисунок» он рассматривается как основа в развитии глаза, руки, мышления, развитии творчества будущего архитектора, совершенствование его архитектурно-художественного уровня.
ОБЪЁМНО-ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ЗАДАЧИ РИСУНКА
Рисунок является одним из древних способов изображения. Его эволюция связана со способами передачи формы на плоскости. Задача изображения трёхмерной формы на двухмерной плоскости решалась не одно столетие. Проблема объёмно-пространственного изображения связана со знанием основ перспективы.
|
Чтобы правдиво изобразить предметы на плоскости, надо научиться передавать в рисунке видимую форму предмета со всеми её характерными особенностями и свойствами: конструкцией, пропорциями, объёмом, расположением в пространстве.
Создание на плоскости иллюзии глубины пространства имеет многовековую историю.
Вначале изображения были плоскостными и имели вид ортогональной проекции (Древний Египет).
Затем стали появляться изображения пространственные, в которых появилась боковая сторона предмета. Уходящие в глубину параллельные линии остаются параллельными. Данный способ изображения появился в искусстве в период Античности. Мастера передавали глубину пространства с помощью ракурсов, то есть зрительного сокращения уходящих вдаль частей формы. В расположении объектов на плоскости картины они очень близко подошли к новому методу, которым разработают итальянские художники в XV веке. Метод основан на наблюдательной перспективе.
Способ передачи глубины пространства, трёхмерности форм с помощью ракурсов и с сохранением параллельности линий, уходящих вдаль; имеет место в рисунках народов Востока. Он используется для рисования близких и небольших объектов, поскольку соответствует естественному зрительному восприятию формы. Он хорошо подходит и к техническому рисунку, так как даёт условное и вместе с тем правильное представление о предмете. На языке черчения это аксонометрические изображения, в которых используется система параллельного проецирования.
|
В средневековый период использовался синтез перспективных и неперспективных способов изображения. Они получили название обратной перспективы. Пространство передается не с помощью перспективных сокращений, а через геометрические схемы и символы. Перспектива разворачивается вверх, а не в даль. Точка схода параллельных линий находится там, где зритель.
В эпоху Возрождения появляется линейная перспектива. Она занимается построением пространства по строгим законам геометрии. Её называют «научной» в противовес менее строгим способам передачи пространства существовавшим в более ранние периоды. «Линейной» перспективой её называют потому, что построение предметов ведётся при помощи линейных очертаний. Ещё её называют «прямой» в противоположность «обратной».
Из вышеизложенного следует, что видимые изменения формы и цвета подчиняются определённым законам, которые являются следствием взаимоотношений нашего глаза, предмета и пространства. Наука, изучающая эти законы, называется перспективой. Название перспектива происходит от латинского слова «perspicere» (видеть насквозь).
Перспектива – это наука, изучающая законы видимых изменений формы и цвета. Изменение цвета предметов входит в раздел воздушной перспективы. Изменениями величины и формы предмета занимается линейная перспектива.
Линейная перспектива – это совокупность различных методов геометрического построения на плоскости предметов такими, какими они представляются нашему глазу.С линейной перспективой появились понятия: точка зрения, положение глаз наблюдающего, расстояние, которое влияет на размер и характер изображения и др. Для того чтобы выполнить рисунок по законам линейной перспективы, необходимо иметь представление об её основных элементах. Это, прежде всего, линия горизонта, точка схода, угол наклона.
|
Линия горизонта – линия, образующаяся от пересечения воображаемой горизонтальной плоскости, находящейся на уровне глаз с предметом.
Предметы, находящиеся ниже линии горизонта, мы видим сверху. Предметы, которые находятся выше линии горизонта, мы видим снизу. Все горизонтальные линии, находящиеся ниже линии горизонта, при удалении как бы поднимаются и приближаются к нему. Линии, которые расположены выше горизонта, удаляясь, кажутся опускающимися и приближающимися к нему.
Уходящие вглубь линии отклоняются от горизонтали. Чем дальше (по вертикали) от линии горизонта находится горизонтальная линия, тем больший угол наклона мы видим. Горизонтальная линия, находящаяся на уровне глаз, совпадает с линией горизонта и изображается на рисунке горизонтально.
Углом наклона называют угол отклонения уходящих вглубь линий от горизонтали.
Параллельные между собой линии, уходящие от нас в глубину в одном направлении, кажутся
при мысленном продолжении сходящимися в одной точке. Точка схода – воображаемая точка, в которой сходятся уходящие в одном направлении параллельные линии при мысленном их продолжении до горизонта.
Точка зрения – это зрительная позиция рисующего. Она может быть различной по отношению к объекту наблюдения, изображения: слева, справа (угловое положение), прямо (фронтальное положение), сверху или снизу и др.
Параллельная перспектива – это наглядное изображение, выполненное на основе параллельного проецирования (аксонометрическое изображение). При этом способе линии, уходящие вдаль, остаются параллельными. Следовательно, при построении изображения не будет точки схода. В таком рисунке, как и в изображениях, выполненных в линейной перспективе, сохраняются линия горизонта, угол наклона, точка зрения. Параллельная перспектива применяется в техническом рисовании.
В обучении студентов-архитекторов на занятиях по рисунку используется линейная перспектива, позволяющая максимально наглядно передать иллюзию объёма и пространства на изобразительной плоскости.
ФОРМА В АРХИТЕКТУРЕ:
КОНСТРУКЦИЯ, ОБЪЁМ, ПРОСТРАНСТВО
Форма в архитектуре, как и другие формы окружающей действительности, обладает геометрическим видом, величиной, положением в пространстве, массой, цветом, фактурой, светотенью, цветом.
Форма предмета представляется как структура, как совокупность элементов, расположенных в определённой системе. Структурные элементы объекта определяют его внешний облик. Форма есть единство внутренней конструкции (строения) и внешней поверхности объекта.
Конструкция – это основа формы, в которой отдельные элементы и части объединены в целое и представляют собой её каркас. Форма подразумевает объём.
Объём – трёхмерная величина объекта, характеризующаяся длиной, высотой, шириной.
Формы предметов имеют геометрическую основу. Они бывают простые и сложные. Простые формы имеют в основе строения одну геометрическую фигуру, сложные – несколько геометрических фигур. Отсюда закономерно вытекает процесс построения обучения рисованию: от простых форм к более сложным (комбинированным) формам.
Форма предметов, их величина зрительно изменяются в зависимости от положения в пространстве и изменения расстояния от зрителя. Знание законов перспективы позволяет научиться передавать на плоскости кажущиеся видимые изменения величины, формы и цвета предметов в пространстве. Научится видеть объёмную форму в пространстве и передавать её в изображении – одна из основных задач в обучении будущих архитекторов рисунку.
Архитектурные формы, как и большинство форм окружающего мира, представляют собой комбинаторику абстрактных геометрических тел. Конструкция в архитектуре может быть простой и более сложной. Как правило, к одной или нескольким, при сложном объёмно-планировочном построении объекта, простым геометрическим формам прибавляются другие.
Интересность решения архитектурного объекта, прежде всего, зависит от выразительности развития базовых составляющих его конструкцию форм в пространстве.
Дальнейшее усложнение конструкции происходит путём вычитания объёмов в данных основных формах. Вычитание объёмов придаёт индивидуальность образу архитектурной формы.
С самого начала обучения рисунку следует учиться анализировать сложные формы с выявлением геометрической основы. Такой подход позволит осознанно осуществлять процесс понимания логики формообразования предметного мира и, в частности, форм профессиональной направленности.
Последовательность обучения рисованию форм строится с опорой на классическую школу рисунка. Это изучение основ композиции (определения места, величины, гармоничного взаимного расположения форм на плоскости); принципов и способов построения формы в рисунке (передача пропорций, конструкции, объёма с помощью знаний основ перспективы).