Искусство Нового цapcтва




Величайшими сооружениями эпохи Нового царства стали храмы, или «дома» богов. Один из них — заупо­койный храм царицы Хатшепсут — выдаю­щийся памятник древнеегипетского зодчества — построил архитектор Сенмут. Храм стоит у подножия круто обрывающихся скал: чтобы посетить храм, нуж­но было пройти по аллее сфинксов, тя­нувшейся от берега Нила, и подняться по террасам к святилищу, вырубленному в толще скал.

Наиболее совершенным воплоще­нием культового ансамбля стали знаменитые фиванские храмы в Луксоре и Карнаке. Они строились в течение многих столетий, занимали большую площадь и отли­чались подчёркнутой монументаль­ностью. Перед храмом в Карнаке сохранилась часть аллеи из 40 каменных сфинксов — совер­шенно одинаковых, с телом льва и головой барана (священного жи­вотного бога Антона), расположен­ных на равном расстоянии друг от друга. Аллея сфинксов подходила к первому входу, который был сравни­тельно невелик и узок. На высоких деревянных мачтах, прикреплён­ных к пилонам, развевались флаги. Вход вёл в открытый двор, окружён­ный стенами, колоннами и статуями. Через узкий второй вход попадали в Гипостильный (от греч. «хипостилос» — «поддерживаемый колонна­ми») зал Карнакского ансамбля, в котором бо­лее 130 колонн образуют 16 рядов, принадлежит к шедеврам мирового зодчества.

Сохранилось множество прекрас­ных рельефов и росписей, испол­ненных в эпоху Нового царства. На стенах храмов, в гробницах знати и высшего чиновничества запечатле­ны самые разнообразные сюжеты: от работ в мастерских до скорбных погребальных церемоний. Таков, на­пример, редкий по выразительности рельеф из Мемфиса, изображающий толпу плакальщиков. Изобразительное искусство этой эпохи отличает стре­мление к изысканности. Больше вни­мания уделяется деталям: пышным одеждам, сложным причёскам, драго­ценностям. Удлинённые лёгкие тела приобретают гибкость, очертания плеч — округлость. Тонкой красотой отмечены точёные профили. Минда­левидные глаза слегка прикрыты веками, что придаёт взгляду таинствен­ность. Живопись обо­гащается сочетанием розовато-фио­летовых, золотистых, голубых то­нов; условность раскраски исчезает: передаются более близкие к реаль­ным оттенки светлой и тёмной кожи; на женских лицах заметен румянец. Высоким вкусом отмечены про­изведения скульптуры малых форм. Предметы женского туалета (ложеч­ки для косметики, зеркала, коро­бочки) обычно украшались изобра­жениями юных девушек, которые несут большой сосуд, играют на ар­фе, плывут с лотосом, уткой, рыбой в руках. Впервые появились изделия из стекла, в том числе и скульптура.

Под обломками зда­ний, гробниц и мастерских древнего города Ахетатона были обнаружены замечательные произведения изобразительного искусства и художественного ре­месла. Эти новые, некано­нические особенности отличают скульптурные изображения фараона Эхнатона, его супруги Не­фертити и их шести дочерей (скульптор Тутмес). При разрушении города многие про­изведения погибли или сильно по­страдали. Ворвавшиеся в мастер­скую Тутмеса люди разбили один из стоявших на полке бюстов Эхнатона. От сотрясения упал и бюст Не­фертити, но, к счастью, сохранился. Этот бюст, сделанный из известня­ка, раскрашенный, обвитый золотой лентой, даёт представление о совер­шенной красоте царицы: гармонич­ности её точёных строгих черт, безупречном овале лица, стройной шее, горделивой и свободной посад­ке головы. На шее у Нефертити оже­релье, на голове высокий царский убор синего цвета.

Самым гигантским и впе­чатляющим памятником той эпохи, ставшим для современного Египта символом национальной гордости, по праву считаются два связанных друг с другом храма в Абу-Симбеле в Нубии, целиком вырубленные в скале на левом берегу Нила в пери­од правления Рамсеса II. Фасад Большого храма в Абу-Симбеле украшают высеченные из той же скалы четыре 20-метровые статуи Рамсеса II. Более поздние произведе­ния архитектуры, скульптуры и жи­вописи Нового царства свидетельст­вуют о том, что творческие силы древнейшей в мире цивилизации постепенно себя исчерпали. Вскоре Египет был завоёван Александром Македонским, который основал в дельте Нила, на берегу Средиземного моря, город, на­званный его именем, — Александрию. На основе античной и древнеегипет­ской художественных традиций в Египте сложилась одна из самых значи­тельных школ эллинистического искусства — александрийская.

Огромная роль Древнего Египта в истории мировой культуры неоспори­ма. Немецкий писатель Томас Манн сказал, что Древний Египет — «это до одухотворённости, до призрачности далёкое прошлое». Однако древнееги­петское искусство дарит и совершенно другое ощущение: словно сглажи­вается колоссальный разрыв веков, прошлое как бы приближается к совре­менному человеку, кажется, что древние предвосхитили и знали многое из того, что люди, утратив в течение веков, стремились открыть вновь.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: