Одиссея последнего царя Киликии Левона VI




 

Жизнь последнего царя Армянской Киликии (называемой также Малой Арменией) Левона VI была полна головокружительных поворотов. Царствовать ему было суждено всего 7 месяцев (с 1374 по 1375 г.). Судьба предначертала Левону извилистый и опасный путь к трону, но наметила важные вехи, благоприятствующие достижению этой цели. Одной из таких вех стало приглашение Дживану, отцу Левона, в столицу Киликии Сис на должность управляющего делами царской палаты Левона V, последнего представителя династии Рубинянов. Тернистый путь к трону.

 

Дживан был двоюродным братом царя и младшим сыном Заплун, сестры отца Левона V и вдовы короля Кипра Амори Лусиняна. Старший сын Заплун, Гвидон, считался наследником Киликийского трона по материнской линии, ибо Левон V, внезапно скончавшись в молодом возрасте, не оставил наследника. Что же касается Дживана, то он был женат на дочери грузинского царя (из династии Багратуни) и имел двух сыновей — Пемунда и Левона.

 

В 1342 году, после кончины Левона V, народ единодушно одобрил назначение Дживана регентом, ибо все его любили за добрый и приветливый нрав. И он исполнял эту обязанность до тех пор, пока из Кипра в Сис не прибыл его племянник Гвидон, наследник престола, ставший царем Киликии под именем Константин II или Гвидон-Ки. Но правил он недолго, всего 2 года, и был убит в 1344 году.

 

На то были свои причины: киликийцы считали, что на царский трон взошел чужеродец Лусинян, который все свои надежды связывал с Римом. Он окружил себя иностранцами, обещая Риму обратить армян в католическую веру. Еще одним раздражающим фактором было принятие в Киликии латинского языка в качестве официального.

 

В нарушение династических прав (наследником считался Пемунд — сын Дживана, которого самого уже не было в живых) патриотические силы Киликии избрали царем князя из рода Нхреянов под именем Константина III. В течение 20 лет он успешно правил страной, сумев нейтрализовать родственников и сторонников убитого Гвидона Лусиняна.

 

Многих он выслал из страны, держал в заточении в крепости Коракос вдову Дживана Лусиняна и ее сыновей Пемунда и Левона, которым тогда было 5 и 2 года соответственно. Мать опасалась за жизнь своих детей и, проведя в крепости 9 тревожных месяцев, решилась на побег с помощью кипрских царских родственников — ей стало известно, что Константин III задумал отравить всю их семью.

 

Кипрский царь Хьюг, перевезя беглецов на Кипр, выделил им жилище и назначил ежемесячную пенсию. После смерти Хьюга заботиться о сиротах продолжил его сын Петрос I, в намерения которого входило сначала посадить на киликийский трон законного наследника Пемунда, а потом самому захватить этот трон, объединив Киликию и Кипр.

 

Пемунд, законный наследник киликийского трона, начал через своих агентов плести интриги против царя Киликии, настраивая против него часть князей. В результате образовалось враждебное царю течение. Петросу I и Пемунду было сообщено о желании киликийских князей низложить своего царя и при содействии царя Кипра посадить на трон Пемунда. Это соответствовало планам Петроса I, но он решил заручиться еще и благословением папы Урбана V, резиденция которого находилась в Авиньоне.

 

В 1362 г. вместе с Петросом I в Европу отправился и Пемунд, который, однако, в пути тяжело заболел и в Венеции скончался. Царь Кипра продолжил путь и добрался до папы, которому красочно обрисовал плачевное состояние христианской Армянской Киликии, благожелательно отозвавшись о законном наследнике киликийского трона Левоне и попросив Урбана V написать послание к армянскому духовенству и князьям с просьбой о возвращении трона законному наследнику.

 

Петрос I обратился к папе и с другой просьбой — дать благословение на организацию нового крестового похода для спасения христианской Киликийской Армении. На это был согласен и французский король, но его скоропостижная смерть нарушила эти планы. Здесь надо отметить, что киликийские армяне всегда оказывали помощь крестоносцам во время их походов.

 

И пока Петрос I путешествовал по Европе, произошло важное событие: скончался Константин III, и трон перешел к его сыну Левону. Однако его царствование было непродолжительным: через 2 года, не сумев противостоять интригам князей, он отрекся от трона. Новым царем стал Константин IV — выходец из Кипра и сын знатного армянина. Вернувшийся из Европы на Кипр Петрос I был крайне удивлен таким выбором армянских князей, и в нем еще сильнее разгорелось желание стать царем и Киликии. К тому же и сам Константин вроде был не против этого. Вскоре состоялась их тайная встреча, на которой было решено объединить военные усилия в борьбе против египетского султана.

 

Войска Петроса I вступили в Киликию и провели ряд успешных сражений, однако, прождав 8 дней подхода киликийских войск, вынуждены были вернуться на Кипр. После их ухода положение армян стало еще тяжелее, и только ценой клятвенных заверений в преданности, согласия выплаты дани, подарков удалось добиться отвода египетских войск.

 

Видя тяжелое положение царства, группа князей решила снова обратиться за помощью к европейским правителям, остальные же князья продолжали настаивать на восхождении на трон Петроса I. Сам Петрос посетил Рим, подготавливая европейцев к своему будущему восхождению на трон Армянской Киликии. Однако, вернувшись на Кипр, он вскоре, в 1369 году, скончался, так и не успев реализовать свою давнюю мечту. Новым царем Кипра стал Петрос II.

 

Левон, находясь на Кипре, все время обращался с посланиями к правителям европейских стран по вопросу своего законного наследования киликийского трона. В то же время он подстрекал к восстанию тех князей Киликии, которые были недовольны политикой царя Константина IV.

 

Новая ситуация вокруг киликийского трона сложилась после убийства в 1373 году Константина IV, когда регентшей была провозглашена вдова Константина III. На этот раз киликийские князья обратились непосредственно к Петросу II по вопросу царствования Левона, но получили отказ, так как царь считал необходимым его участие в сражениях против войск Генуи, вторгшихся на Кипр. Вскоре Левон был захвачен в плен и заключен в крепость Фамагусты. Его обвиняли в участии в заговоре и убийстве Петроса I. Однако он сумел оправдаться, но вынужден был заплатить Генуе большую сумму денег, распродав все свое имущество и владения жены. Ему удалось также уговорить адмирала Генуи отправить его с семьей в Киликию, чтобы там провести зиму.

 

Так Левону с семьей удалось попасть в Корикос, в Киликию. И здесь он продолжал направлять послания в Европу, призывая оказать помощь Киликии. Однако об этом стало известно на Кипре, генуезцам, и в Корикос были направлены агенты, чтобы арестовать Левона, но тот успел скрыться с верными людьми, спрятав семью в надежном месте. А в столице Киликии, Сисе, его уже ждал трон…

 

Вступление Левона на трон

 

Велико было ликование жителей столицы, высыпавших на улицы города для встречи долгожданного законного царя. И князья, и все киликийцы надеялись, что кончится пора безвластия и Левон сумеет вывести страну из кризиса. Огромная процессия, состоящая из представителей духовенства во главе с католикосом, царедворцев, простого люда с крестами, хоругвями, факелами и в сопровождении музыкантов вышла на окраину столицы для встречи Левона, который под перезвон колоколов и песнопение шараканов торжественно вступил в столицу. Три дня продолжалось это веселье, и только потом Левон послал людей в Корикос за своей матерью и женой, которая вскоре должна была родить.

 

Левон незамедлительно приступил к государственным делам, созвав совещание с участием католикоса и всех князей. Затем он строго наказал всех тех, кто был повинен в расхищении царской казны. Вскоре разрешилась жена Левона Маргарита, подарив ему двух девочек-близнецов. И только после этого Левон начал подготовку к церемонии возложения на него короны царя Киликийской Армении. Эта пышная церемония была проведена в главной церкви Сиса, в храме св. Софии в присутствии представителей армянской знати и духовенства. Рядом с Левоном и Маргаритой, с левой стороны стоял католикос Армении, а с правой — латинский епископ. Левон решил свое освящение провести по латинскому обряду, из-за чего армянские князья затаили обиду на царя.

 

Царствование Левона

 

Еще до прибытия в Сис, будучи на Кипре, Левон назначил четырех регентов. Они вели политику ублажения соседних мусульманских правителей, а двум бекам даже вынуждены были платить дань. Царь попытался продолжить эту практику, но соглашения с беками достичь не удалось, ибо некоторые князья, недовольные Левоном, начали внушать бекам, что он готовится на них напасть. Другая часть князей, наоборот, подстрекала царя к этому. В результате вспыхнула война, которая продолжилась 3 месяца, и только после вмешательства влиятельных посредников армяне снова получили возможность подвоза продовольствия к Сису, но с условием выплаты дани.

 

 

Надгробие Левона VI в Сен-Дении

 

Однако противников Левона это перемирие никак не устраивало, и они для устранения «латинского» царя готовы были даже подпасть под власть султана Египта. И вскоре беки с 15-тысячным войском подступили к Сису, куда вскоре подошло и 15-тысячное войско наместника Алеппо. Узнав это, царь отвел всех горожан в среднюю крепость и предал огню окраины столицы. На следующий день разгорелась жаркая битва, в которой царь был ранен в челюсть, а мусульмане понесли тяжелые потери, так и не сумев взять среднюю крепость. Но внутренние враги Левона подготовили заговор. Заговорщики, перебив часть телохранителей царя, попытались его схватить, но ему удалось пробраться в неприступную верхнюю башню. Однако Левон понял, что не может далее достойно продолжать сопротивление. К тому же обещанная помощь из Европы так и не поступила. И тогда он решил сдаться на почетных условиях. И это письменно ему было обещано наместником Алеппо, который с большими почестями принял сдачу царя со свитой в 20 человек.

 

Так бесславно, в апреле 1375 года, закончилось царствование Левона VI, продлившееся менее года. Одна из причин недолгого царствования Левона VI заключалась в том, что мусульманские страны, соседствующие с Киликией, не забыли о той помощи, которую оказывали армяне крестоносцам во время их походов. Другая причина — безразличие европейских христианских королей к судьбе окруженной мусульманами христианской Армении. И, наконец, последний фактор — постоянные распри между армянскими князьями.

 

Рудольф ОГАНЯН, по материалам книги К. Басмаджяна «Левон VI Лусинян. Последний армянский царь», Париж, 1908 (Կ. Բասմաջեան, «Լեվոն Ե Լուսինեան» Վերջին թագավոր Հայոց»), предоставленной фондом общественной организации «Арменологический национальный центр»

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-08-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: