Сводка и группировка материалов статистического наблюдения. Методика построения статистических группировок





В результате первой стадии статистического исследования (статистического наблюдения) получают статистическую информацию, представляющую собой большое количество первичных, разрозненных сведений об отдельных единицах объекта исследования (например, информация о каждом гражданине страны при переписи населения: возраст, пол, национальность, образование и др.)Дальнейшая задача статистики заключается в систематизации этих материалов в определенном порядке и сводной характеристики всей совокупности фактов при помощи обобщающих показателей, отражающих сущность социально-экономических явлений и определенные статистические закономерности. Сводка - особая стадия статистического исследования, в ходе которой систематизируются первичные материалы статистического наблюдения. Проведение сводки включает 3 этапа:

· предварительный контроль материалов (проверка исходных данных);

· группировка данных по заданным признакам, определение производных показателей;

· оформление результатов сводки в виде статистических таблиц.

Предварительный контроль включает логическую проверку данных, т.е. смысловую согласованность сведений, исключение "нелогичных" данных и арифметическую согласованность.

Группировка данных производится в соответствии с программой сводки для того, чтобы впоследствии представить полученную информацию в виде, доступном для восприятия.

Результаты группировки оформляются в виде группировочных таблиц, делающих информацию обозримой.

Таблица содержит сводную числовую характеристику исследуемой совокупности по одному или нескольким существенным признакам, взаимосвязанным логикой анализа.

Статистическая сводка - это научно организованная обработка материалов наблюдения, включающая в себя систематизацию, группировку данных, составление таблиц, подсчет групповых и общих итогов, расчет производных показателей (средних, относительных величин). Она позволяет перейти к обобщающим показателям совокупности в целом и отдельных ее частей, осуществлять анализ и прогнозирование изучаемых процессов.

Статистическая сводка должна проводиться по определенной программе и плану:

· выбор группировочных признаков; определение порядка формирования групп;

· разработка системы статистических показателей для характеристики групп и объекта в целом;

· разработка макетов статистических таблиц для представления результатов сводки.

План статистической сводки содержит указания о последовательности и сроках выполнения отдельных частей сводки, ее исполнителях и порядке изложения и представления результатов.

В сводке статистического материала отдельные единицы совокупности статистической совокупности объединяются в группы при помощи метода группировок.Метод группировокявляется основой применения других методов статистического анализа основных сторон и характерных особенностей изучаемых явлений. По своей роли в процессе исследования метод группировок выполняет некоторые функции, аналогичные функциям эксперимента в естественных науках: посредством группировки по отдельным признакам и комбинации самих признаков статистика имеет возможность выявить закономерности и взаимосвязи явлений в условиях, в известной мере ею определяемых. При использовании метода группировок появляется возможность проследить взаимоотношение различных факторов и определить силу их влияния на результативные показатели.Выбор группировочных признаков всегда должен быть основан на анализе качественной природы исследуемого явления. Всесторонний теоретико-экономический анализ сущности и закономерностей развития явления должен быть направлен на то, чтобы в соответствии с целью и задачами исследования положить в основание группировки существенные признаки. В зависимости от конкретных условий группировочные признаки должны видоизменяться, т.е. должны быть специализированы при выделении одного и того же типа в различных условиях.Полную характеристику каждому типу явлений можно дать при использовании системы признаков (системы показателей). Только совокупность признаков позволяет отобразить процессы развития, всесторонне выявить реальные связи, взаимоотношения отдельных сторон процесса.В зависимости от вида группировочных признаков различают группировки по количественным и качественным признакам. При составлении структурных группировок на основе варьирующих количественных признаков необходимо определить количество групп и интервалы группировки.

Интервал - количественное значение, отделяющее одну единицу (группу) от другой.Величина интервала представляет собой разность между максимальным и минимальным значениями признака в каждой группе.

33. Методы расчета ВВП
Расчет ВВП методом конечного использования

Валовой внутренний продукт методом конечного использования рассчитывается как сумма трех компонентов:

  1. расходов на конечное потребление товаров и услуг;
  2. валовое накопление;
  3. сальдо экспорта и импорта товаров и услуг.

Расходы на конечное потребление товаров и услуг – это расходы домашних хозяйств-резидентов на потребительские товары и услуги, а также расходы учреждений государственного управления и некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства, на товары и услуги для индивидуального и коллективного потребления.

Расходы на конечное потребление домашних хозяйств включают в свой состав следующие элементы:

  1. расходы на покупку потребительских товаров и услуг;
  2. потребление товаров и услуг, полученных в натуральной форме в порядке оплаты труда и т. д.;
  3. потребление товаров и услуг, произведенных домашними хозяйствами для собственного конечного потребления.

Также в составе расходов на конечное потребление домашних хозяйств учитываются покупки резидентами товаров и услуг за границей и исключаются аналогичные покупки нерезидентов на территории данной страны.

Расходы на конечное потребление учреждений государственного управления и некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства, определяются как величина текущих расходов на содержание этих учреждений, включая потребление основного капитала, за исключением поступлений этим учреждениям от продажи товаров и услуг по рыночным ценам и от частичного возмещения потребителями их стоимости, плюс стоимость потребительских товаров и услуг, купленных этими учреждениями у рыночных производителей для передачи домашним хозяйствам бесплатно или по ценам, не имеющим экономического значения, плюс возмещение доходов домашних хозяйств на приобретение товаров и услуг за счет государственных фондов социального страхования.

Валовое накопление – это чистое приобретение резидентами товаров и услуг, произведенных и оказанных в текущем периоде, но не потребленных в нем. В составе валового накопления выделяют три элемента:

  1. валовое накопление основного капитала;
  2. изменение запасов материальных оборотных средств;
  3. чистое приобретение ценностей.

Валовое накопление капитала – это вложение средств в объекты основного капитала для создания нового дохода в будущем путем использования их в производстве.

Валовое накопление основного капитала определяется как приобретение активов за вычетом выбытия новых и существующих основных фондов. Также валовое накопление основного капитала включает затраты на улучшение непроизводственных активов и расходы в связи с передачей права собственности на непроизводственные активы.

Изменение запасов материальных оборотных средств – это изменение стоимости производственных запасов, незавершенного производства, готовой продукции и товаров для перепродажи. Изменение стоимости запасов материальных оборотных средств определяется как разность между поступлениями продукции в запасы и изъятиями из них.

Чистое приобретение ценностей – это приобретение предметов не для производственных или потребительских целей, а для сохранения стоимости, т. е. предметов, ценность которых со временем увеличивается (драгоценные металлы и камни, ювелирные изделия и т. д.).

Экспорт и импорт товаров и услуг – это экспортно-импортные операции данной страны со всеми странами. Экспорт и импорт товаров рассчитывается как стоимость вывезенных из страны или ввезенных в страну товаров.

В состав экспорта и импорта включаются транспортные услуги, туризм, коммуникационные услуги, строительные, страховые, финансовые, компьютерные и информационные услуги и другие виды услуг.





Читайте также:
Конфликтные ситуации в медицинской практике: Наиболее ярким примером конфликта врача и пациента является...
Экономика как подсистема общества: Может ли общество развиваться без экономики? Как побороть бедность и добиться...
Основные идеи славянофильства: Славянофилы в своей трактовке русской истории исходили из православия как начала...
Методы исследования в анатомии и физиологии: Гиппократ около 460- около 370гг. до н.э. ученый изучал...

Рекомендуемые страницы:


Поиск по сайту

©2015-2020 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Обратная связь
0.012 с.