ФИЛОСОФИЯ И НАУКА: ПРОБЛЕМА САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ФИЛОСОФИИ В НОВОЕВРОПЕЙСКОЙ КУЛЬТУРЕ.




После более чем двухтысячелетнего господства идеала умозрительного теоре­тизирования на передний план выдвигаются естественные науки, а задачей познания становится продуцирование открытий и изоб­ретений, которые способствовали бы расширению сферы влия­ния человека, утверждающего себя в качестве властелина мира. При этом общая ориентация на практическую эффективность, полезность научного знания в философии Нового времени была реализована в двух вариантах - эмпиризм и рационализм, конку­рентная борьба между которыми во многом определила и духов­ную атмосферу эпохи в целом, и ряд существенных различий меж­ду "островной" и "континентальной" философией и наукой.

Когда эмпирик говорит об истинности или ложности, он имеет в виду не объекты, а суждения или, точнее, предсуждения - (пред­рассудки), которые формируются в нашем рассуждающем мыш­лении а priori, то есть до опыта, до того, как в нем будет запечатлен подлинный (чувственный) образ предмета.

В философии эмпиризма внешний мир природы предстает пе­ред нами как некая совершенно независимая от сознания факти­ческая данность. Для того, чтобы зафиксировать эту данность в ее непосредственной явленности, Бэкон предлагает тщательно очи­стить ум от всего, что может помешать ему созерцать чистый и ничем не замутненный источник истины - природу, как она суще­ствует сама по себе. Отсюда вырастает его знаменитая программа очищения сознания от заблуждений, или "идолов", которых он насчитывает четыре вида.

1. Идолы рода - заблуждения, которые свойственны всем лю­дям, поскольку происходят из природы человека и выражаются в естественной ограниченности чувственного восприятия.

2. Идолы пещеры - индивидуальные заблуждения, возникаю­щие из-за того, что каждый человек видит мир со своей точки зрения, как бы из пещеры, ограничивающей его поле зрения.

3. Идолы рынка - заблуждения, возникающие из неточности на­шего языка, который не всегда ясно и однозначно обозначает ис­следуемый предмет.

4. Идолы театра - это, с одной стороны, результат гипостазирования понятий (когда теоретический конструкт принимается за действительный объект, подобно тому, как иногда литературный герой принимается за реальную личность), а с другой - вера в лож­ные авторитеты.

Чтобы избавиться от "идолов", Бэкон требует строго руковод­ствоваться предлагаемым им экспериментально-индуктивным методом. Эксперимент должен дополнить чистое созерцание целе­направленным наблюдением исследуемого явления в специально созданных и многократно воспроизводимых условиях, благодаря чему преодолевается субъективность чувственного восприятия. Индукция должна заменить силлогизм, выводящий частное зна­ние из заранее имеющейся (априорной) всеобщей идеи, рассужде­нием, восходящим от непосредственной эмпирической данности к всеобщей идее, которая выступает как конечный результат, а не исходный пункт исследования. Эксперимент устраняет заблужде­ния чувств (идолы рода и пещеры), а индукция - заблуждения разума (идолы рынка и театра).

Бэкон полагает, что умозрительное познание пригодно только в науках, которые мы сегодня называем гуманитарными. Но это только потому, что их главной задачей не является достижение истины. "Пользование предвосхищением и диалектикой, - гово­рит Бэкон, - уместно в науках, основанных на мнениях и воззрени­ях, ибо их дело достигнуть согласия, а не знания вещей". Таким образом, в эмпиризме достижение истины и достижение взаимо­понимания разделяются и даже противопоставляются друг другу. В этом противопоставлении имплицитно заложены две противо­положные тенденции. С одной стороны, в нем можно усмотреть основу для исключения из истины ее практического компонента: постижение истины не имеет ничего общего с достижением согла­сия между людьми. С другой - в нем же можно найти основание и для полного растворения практического компонента в теоретичес­ком: постижение истины само по себе и есть достижение согласия, ибо, если истина одна, то всякий постигший ее автоматически вступает в некое "сообщество согласных", несогласие же есть след­ствие невежества, "непросвещенности". Впоследствии первая тен­денция получила развитие в различных вариантах позитивизма, вторая - в философии просвещения.

Рационализм, составляющий вторую ветвь развития теорети­ческой мысли Нового времени, возникает на французской почве, охватывает своим влиянием Нидерланды, а затем Германию, где достигает максимального расцвета в учениях представителей не­мецкой классической философии. Основоположником рационали­стической традиции считается Рене Декарт (1596-1650).

Рационалисты исходили из того, что вся познаватель­ная деятельность должна быть организована в соответствии с не­кими фундаментальными "врожденными идеями", которые, со­ставляя априорное содержание нашего разума, выступают как универсальные предпосылки самой возможности познания.

Свое "Рассуждение о методе" Декарт начинает с утверждения, что разумом все люди наделены в равной мере. Различие в сообра­зительности зависит не от "количества ума", которое у всех одина­ково, а от умения им пользоваться. Поэтому главная задача филосо­фии - научить человека в полной мере использовать те умственные способности, которыми он располагает. Метод, который он искал, должен был обеспечить возможность разложения сложных и запутанных вопросов на простые и ясные положения, не вызываю­щие сомнений. Будучи превосходным математиком, Декарт пола­гал, что такой метод универсального анализа должен быть постро­ен по образу и подобию математического метода.

Подобно Бэкону, Декарт начинает построение системы досто­верного знания с очищения разума от всего недостоверного и со­мнительного. Для этого он предлагает отбросить всякое знание, в котором есть хоть малейшая возможность усомниться. Вскоре об­наруживается, что среди существующих научных, философских, обыденных и религиозных представлений не остается ни одного, не вызывающего сомнений. Постепенно исключая из рассмотре­ния все сомнительное и недостоверное, Декарт, в конце концов, сосредоточивает внимание на себе самом и "перебирая части свое­го тела не находит среди них ни одной такой, о которой можно было бы утверждать, что она принадлежит ему". В процессе мето­дического сомнения мир, лишаясь своих определений, суживается до размеров Я, которое, в свою очередь, одно за другим теряет все свои определения, и к тому моменту, когда Декарт задает себе воп­рос: "А что есть Я?", оно представляет пустое слово, некий лишен­ный всякого содержания неопределенный X. От всего, что еще не­давно составляло многообразие мира, не осталось ничего или по­чти ничего. Это "почти ничто" и есть деятельность, уничтожив­шая весь мир. Но зато это вполне определенная деятельность -сомнение, и именно мое сомнение, поскольку оно единственное, что осталось неизменным, после того, как все остальное превратилось в ничто. Сомнение - оказывается тем, что дает мне возможность получить, наконец, определенный ответ на мучающий меня воп­рос: "Что Я есть?" - "Я есть сомневающееся (мыслящее) суще­ство".

Я могу сомневаться в чем угодно, полагает Декарт, но даже если содержание мысли, в которой я сомневаюсь, окажется недостовер­ным, сам акт мышления несомненен, ибо, когда я мыслю, я непос­редственно переживаю акт мышления в самый момент его осуще­ствления, то есть ощущаю себя осуществляющим вполне опреде­ленный бытийственный акт. Можно сомневаться в истинности мыслимой идеи, но не в её наличии: "Сogito,egro sum "("Я мыслю -следовательно, существую") - вот это знание достоверно!

В составе мышления Декарт выделяет два компонента: мысля­щее и мыслимое - того, кто выступает основой (субъектом) мыш­ления, и то, что составляет содержание (объект) мысли. В резуль­тате бытие расщепляется на две самостоятельные субстанции: протяженную - телесную, но лишенную сознания, и мыслящую, обладающую сознанием, но лишенную протяженности.

Основным орудием познания Декарт считает разум. Чувства он рассматривает, скорее, как орудия жизни, а не познания. Они не раскрывают истину, а лишь сигнализируют человеку о том, что его окружает, "обслуживая" больше практические навыки, чем те­оретическое познание, которое осуществляется благодаря присут­ствующим в содержании разума врожденным идеям. Таковыми являются наиболее общие законы всякого рассуждения и, прежде всего, логические и математические аксиомы и правила вывода, благодаря которым осуществляется отбор и упорядочивание всех приобретенных и создание всех сконструированных идей. Врож­денные идеи наиболее просты и, в силу своей простоты, наиболее ясны и отчетливы, поэтому их истинность является самоочевид­ной, а истинность всех остальных идей устанавливается путем их сопоставления с врожденными.

Декарт полагает, что его рассуждения неопровержимо доказы­вают абсолютную самодостоверность мышления. Все остальное может рассматриваться как истинно существующее, только если его бытие удостоверяется ясностью и отчетливостью соответствующей идеи. Картезианское правило, согласно которому "все, восприни­маемое нами ясно и отчетливо - истинно", становится одним из ос­новополагающих принципов новоевропейской науки, которая пре­вращается в своеобразный механизм для продуцирования "ясного и отчетливого" знания и начинает играть роль верховного арбитра в вопросах бытия и небытия. Таким образом, граница существую­щего полностью совмещается с границей рационально (научно) по­знанного.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-07-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: