Выбрать из трех или четырех слов одно, противоположное по смыслу




Речевые игры «Многозначность слова»

Игра 1. Что бывает острым? Цель: познакомить с различными значениями слова «острый».

Назовите предметы, про которые можно сказать: острый (нож, топор, меч, зуб); острая (пила, игла); острое (перо, стекло, копье, острые (ножницы, иглы).

Можно ли так сказать: острый суп, острый язык, острый ум, острое зрение? Что означают эти выражения? Объясните, как вы это понимаете? Что еще бывает острым? Кто такой острослов? Кого так называют? Что значит «остроумный»?

Кто остроумный из ваших знакомых, друзей?

Игра 2. Что бывает горячим? Цель: познакомить с различными значениями слова «горячий».

Назовите предметы, про которые можно сказать: горячий (утюг, поцелуй, объятия, суп, чай, след, рука

Можно ли так сказать: горячий поцелуй, горячие объятия, горячий чай, горячий след?

Что означают эти выражения? Объясните, как вы это понимаете? Что еще бывает горячим?Объясните, как вы это понимаете? Что еще бывает горячим? Как вы понимаете выражение «попасть под горячую руку»?

Игра 3. Куда бежатъ? Цель: познакомить с различными значениями слова бежать.

Взрослый загадывает загадки:

Бежал по тропке луговой,

Кивали маки головой.

Бежал по речке голубой,

Речка сделалась рябой.

Что это?

(Ветер)

Летом бежит, зимой спит.

Весна настала — опять побежала.

(Речка)

Кто за тобой бежит, а догнать не может.

(Тень)

Кто и что может бежать?

Как вы понимаете выражения: «Слезы бежали ручьями», «Что на месте лежит, то само в руки бежит», «Плохо тому жить, кто от работы бежит», «Бежать со всех ног».

Игра 4. Хвост Цель: познакомить с различными значениями слова хвост.

Взрослый загадывает загадки:

Нос стальной, а хвост льняной. (Игла)

На речке под мостиком она виляет хвостиком. (Рыба)

Хвост узорами, сапоги со шпорами. (Петух)

Утка в море, а хвост на заборе. (Ковш)

Что еще мы называем словом «хвост»?

У девочки волосы завязаны хвостиком. У морковки зеленый хвостик.

Как вы понимаете выражения: «Держи хвост трубой», «Хвост поджать», «Наступить на хвост», «Тянуть кота за хвост»?

Какие выражения вам больше всего понравились?

Игра 5. Бить Цель: познакомить с различными значениями слова бить.

Материал: карточки, на которых изображены: мальчик бьет в барабан, часы с маятником, разбитая чашка, мальчик бьет по мячу, мужчина забивает гвоздь.

Взрослый загадывает загадку:

Бьют его рукой и палкой,

Никому его не жалко,

Он упрямый и пузатый,

Больно бьют его ребята.

А за что беднягу бьют?

А за то, что он надут.

(Мяч)

Закончите предложения.

Мальчик бьет. (в барабан). Часы бьют. (громко). Девочка разбила. (чашку). Бьет фонтан. (во дворе). Мальчик бьет ногой по мячу, он. (забил мяч в ворота). Папа забивает гвоздь. (в доску).

Как вы понимаете выражения: «Бить баклуши», «Бить в одну точку», «Бить мимо цели», «Бить ключом».

Игра 6. Звонок — звонить Цель: формировать умение распознавать значения слов в разных контекстах.

Послушайте предложение. Звенит звонок веселый. Про какой звонок здесь говорится?

(Про колокольчик, школьный звонок).

Какие предметы называют словом «звонок»? Какие звонки вы знаете? (Дверной, телефонный, велосипедный).

Звонить во все колокола — в каких случаях так говорят?

Закончи пpeдложения.

Звонит. (телефон). У велосипеда есть. (звонок). Дверь со звонком. (находится в доме).

 

Речевая игра с движениями. «Превращаем слова» Действия можно изображать.

Гром-греметь

Прыжок- прыгать

Смех-смеяться

Крик-кричать

Слух-слушать

С синонимами:

Греметь-шуметь

Прыгать-скакать

Кричать-орать

Смеяться-хохотать

С антонимами:

Кричать-молчать

Стоять-идти

Смеяться-плакать

Радоваться-грустить

Веселиться-скучать

Встречать-провожать

«Слова – «неприятели» Выбрать из трех слов два слова- «неприятеля»

Друг, печаль, враг.

Высокий, большой, низкий.

Ночь, сутки, день.

Длинный, большой, короткий.

Радость, радостный, печаль.

Большой, низкий, маленький.

Поднимать, опускать, брать.

Белый, длинный, черный.

Давать, продавать, брать.

Тяжелый, длинный, легкий.

Покупать, продавать, отдавать.

Короткий, маленький, длинный.

Говорить, идти, молчать. Хороший, светлый, плохой.

Выбрать из трех или четырех слов одно, противоположное по смыслу

Холодильник (мороженое, электроплитка, лампа, альбом).

Карандаш (тетрадь, ручка, резинка, альбом).

Клей (ножницы, кисточка, бумага, карандаш).

Душ (мыло, полотенце, мочалка, ведро с водой).

Сахар (чай, арбуз, лимон, чайник).

Обогреватель (сумка, пылесос, вентилятор, утюг)

Спички (свечка, сковородка, огнетушитель, плита).

Закончи предложение и назови слова- «неприятели»

Слон большой, а комар.

Камень тяжелый, а пушинка.

Золушка добрая, а мачеха.

Зимой погода холодная, а летом.

Сахар сладкий, а горчица.

Дерево высокое, а куст.

Дедушка старый, а внук.

Суп горячий, а компот.

Сажа черная, а снег.

Лев смелый, а заяц.

Молоко жидкое, а сметана.

Река широкая, а ручеек.

Работать трудно, а отдыхать.

Днем светло, а ночью.

Сегодня мне весело, а вчера было.

Заяц скачет быстро, а черепаха ползает.

Переходя улицу, сначала посмотри налево, а потом.

Кричат громко, а шепчут.

Я больна, но скоро буду.

Я живу близко от реки, а мой друг.

Продавец продает, а покупатель.

Друзья иногда ссорятся, но легко.

Легко заболеть, но трудно.

Воспитатель спрашивает, а дети.

Утром дети приходят в детский сад, а вечером.

Сначала гостей встречают, а потом.

При встрече здороваются, а при расставании.

Вечером ложатся в кровать, а утром.

Подбери слова - «неприятели»

утро — говорить — восход — взял —

весна — нашел — зима — забыл —

добро - уронил — друг — насорил —

грязь — ложиться — жара — одеваться —

мир — мириться — правда — опускать —

радость — помогать — вдох — смеяться —

выдох — залетать — юг — закрывать -

польза — включать — грязь — входить —

великан — хвалить — богач — заснуть

трусость — разрешать -

Близко — редко — медленно — рано —

темно — низко — легко — можно —

трудно — радостно — много — плохо —

сухо — широко — ярко — высоко —

чисто — мокро — светло — быстро —

«Сравни наоборот» Используются слова: больше — меньше, тяжелее — легче, выше — ниже, быстрее — медленнее и др.

Грузовик и такси. Что чего больше? Что чего меньше?

Жираф и лошадь. Кто кого выше? Кто кого ниже?

Слон и медведь. Кто тяжелее? Кто легче?

Заяц и черепаха. Кто бегает быстрее? Кто двигается медленнее?

«Чем отличаются слова, придумай предложения с этими словами»

Шить — вязать, класть — ставить, строить — чинить, мыть — стирать, чистить — подметать, нести — везти, лежать — спать, лежать — стоять, рисовать — раскрашивать.

Выбери из трех слов два слова- «приятеля»

Дом, солдат, маршал.

Конь, собака, лошадь.

Дом, улица, здание.

Грустный, печальный, глубокий.

Храбрый, звонкий, смелый.

Веселый, крепкий, прочный.

Слабый, неловкий, неуклюжий.

Большой, красивый, огромный.

Взять, схватить, идти.

Думать, ехать, соображать.

Торопиться, спешить, ползти.

Радоваться, веселиться, наряжаться.

«Придумай слова- «приятели» к данным словам»

здание — (дом,

идти — (шагать,

льется — (течет,

печаль — (грусть,

глядеть — (смотреть,

конь — (лошадь,

торопиться — (спешить,

солдат — (боец,

крошечный— (маленький,

Отчизна — (Родина,

смелый — (храбрый,

приятель — (друг,

прежде — (раньше).

"Все наоборот"Цель игры: учить детей образовывать глаголы-антонимы, с помощью приставок.

Материал. Две обезьянки (игрушки).

Ход игры.

Сегодня мы поиграем в упрямых и послушных детей. Послушайте мой рассказ. У мамы обезьянки были две дочери. Старшую звали Послушница, младшую - Упрямица. Упрямица любила все делать наоборот. Послушница соберет игрушки, Упрямица разбросает их. Если сестра закроет дверь, Упрямица..... (интонацией незавершенности воспитатель стимулирует детей к ответу: откроет). Если принесет... (унесет), пришьет... (оторвет), вычистит... (испачкает), замолчит... (заговорит), повесит... (снимет) и т.д.
"Говори наоборот"Цель: развитие мышления, активизация словарного запаса.

Ход игры.

Ведущий кидает мяч ребенку, называет слово, а ребенок бросает мяч обратно и называет слово с противоположным значением:

веселый-грустный
быстрый-медленный
красивый-безобразный
пустой-полный
худой-толстый
умный-глупый
трудолюбивый-ленивый
тяжелый-легкий
трусливый-храбрый
твердый-мягкий
светлый-темный
длинный-короткий
высокий-низкий
острый-тупой
горячий-холодный
больной-здоровый
широкий-узкий

"Я начну, а ты закончи"Цель: учить детей составлять предложения с использованием приставочных глаголов с противоположным значением; развивать умение быстро находить точное слово.

Воспитатель начинает предложение, используя приставочный глагол. Дети заканчивают предложение, употребляя однокоренной глагол с приставкой противоположного значения.
- Мальчик сначала подошел к дому, а потом... (отошел). Утром ребята пришли в детский сад, а вечером... (ушли). Мальчик вошел в комнату, вскоре он... (вышел). Ребята побежали по правой стороне, а потом... (перебежали) на левую. Дети играли в прятки. Они забежали за дом, спрятались, но вскоре они... (выбежали).
"Веселые автомобили".(Подвижная игра со словами).Цель: активизация в речи глаголов движения.
Выезжая, по сигналу, каждый "автомобильчик" должен сказать глагол движения (н-р выехал, уехал, поехал, отъехал, покатился, помчался и т.д.).

Приехав в гараж, сказать: приехал, подъехал, заехал, прибыл, примчался и т.д.).
Чтение стихотворения С.Я.Маршака "Мяч".

"Покатился
В огород,

Докатился
До ворот,

Подкатился
под ворота

Добежал
До поворота

Там попалпод колесо...."

"Родная природа в стихах и загадках"Цель: развивать умение находить антонимы в стихотворениях, подбирать синонимы к определенным словам.
Ход игры.

1. Воспитатель предлагает детям отгадать загадки о природе и найти в них слова антонимы.
Круглое и яркое,

дарит всем тепло.

Встало утром рано,

По небу пошло.

Закатилось вечером

За леском.

Угадайте, дети,

Говорю о ком? (Солнце)

Вьется, словно лента,

В дымке голубой,

Может быть спокойной,

Может бить волной

Темной и глубокой,

Что не видно дна.

Мелкой и прозрачной

Может быть она,

А в жару купает

Нас в своей волне.

Что это такое,

Подскажите мне. (Река)

2. Далее предлагает отгадать следующую загадку:

Что за птица?

Черная, большая.

Над землей повисла,

Солнце закрывая.

Крупными слезами

Эта птица плачет,

От нее подальше

Мама дочку прячет.

Как она примчится,

Все вокруг темнеет,

Чтобы не промокнуть,

Убегу скорее. (Туча)

И подобрать противоположное по смыслу слово (антоним) к словам:

черная....

большая....

темнеет....

скорее....

3. Найди слова-синонимы:

Зябнет осинка,

Дрожит на ветру,

Стынет на солнышке,

Мерзнет в жару.

Дуб дождя и ветра вовсе не боится

Кто сказал, что дубу страшно простудиться

Ведь до поздней осени дуб стоит зеленый

Значит дуб выносливый, значит закаленный.

"Скажи похоже"Цель: учить детей подбирать синонимы с дополнительными смысловыми оттенками к глаголам и прилагательным.

Ход игры.

1. Воспитатель передает платок ребенку, называя глагол, ребенок отдает платок обратно, называя синоним к глаголу.

- Думать - (размышлять), открыть - (отворить), отыскать -... (найти), зябнуть -... (мерзнуть), поразить -... (удивить), шалить -... (баловаться), забавлять -.... (развлекать), прощать -...(извинять), звать -... (приглашать), реветь -... (плакать), мчаться -... (нестись), вертеться - (крутиться), опасаться - (бояться), бросать -.... (кидать).
2. Затем дети могут упражняться в подборе синонимов с дополнительными смысловыми оттенками к прилагательным.

- Этот дом большой, а этот (огромный). Эта одежда старая, а это платье совсем (изношенное). Это платье чуть-чуть влажное, а это совсем (мокрое). Мальчик молчаливый, а девочка (неразговорчивая). Вчера день был теплый, а сегодня (жаркий).

"Подбери подходящее слово"Цель: учить подбирать антонимы к многозначным прилагательным и к словосочетаниям с многозначными глаголами и прилагательными; развивать умение понимать прямое и переносное значение слов.

Ход игры.

Детям предлагаются многозначные прилагательные, которые в зависимости от контекста меняют свое значение. К ним надо подобрать антонимы.

- Ручей мелкий, а речка..... (глубокая). Ягоды смородины мелкие, а ягоды клубники..... (крупные).

- Кашу варят густую, а суп.... (жидкий). Лес иногда густой, но иногда... (редкий).

- После дождя земля сырая, а в солнечную погоду.... (сухая). Покупаем картофель сырой, а едим.... (вареный).

В качестве речевого материала могут использоваться словосочетания:
-Худое ведро, худое платье, худой человек.
-Мальчик бежит, лошадь бежит, вода бежит, время бежит, ручьи бегут.
-Растет цветок, растет ребенок, растет дом.
-Жаркий день, жаркая погода, жаркий спор.
"Надо сказать по-другому"Цель: учить детей подбирать к словосочетанию слова, близкие по смыслу.

Послушайте стихотворение:

"Плакала Снегурочка, зиму провожая,

Шла за ней печальная, всем в лесу чужая.

Там, где шла и плакала, трогая березы,

Выросли подснежники - Снегурочкины слезы."

Т. Белозерова "Подснежники".

- Вот какие ласковые слова нашел поэт, чтобы рассказать о подснежниках и весне. А какая была Снегурочка, провожая зиму? (Печальная)

- К слову печальная подберите слова, похожие по смыслу (грустная, невеселая)

-Если Снегурочка печальная, то какое у нее настроение? (Плохое)
-Послушайте, какие я назову предложения: "Дождь идет. Снегурочка идет".
- Какое слово повторялось? (Идет.) Попробуйте заменить слово идет. Дождь идет....(льет). Снегурочка идет...(шагает). Весна идет - как можно сказать по-другому? (Наступает.) Машина идет...(едет).

Аналогично даются задания со следующими словосочетаниями:
чистый воздух (свежий), чистая вода (прозрачная), чистая посуда (вымытая); самолет сел (приземлился), солнце село (зашло); река бежит (течет, струится), мальчик бежит (мчится, несется).
"Найди другое слово"Цель: развивать у детей умение подбирать наиболее точное обозначение к заданной ситуации; учить подбирать синонимы и антонимы к прилагательным.
- Папа стал делать детям качели. Миша принес ему веревку. Папа сказал: "Нет, эта веревка не годится, она оборвется". Папа взял другую веревку: "А вот эта ни за что не оборвется". Какую веревку взял папа? Как можно про нее сказать?
- Послушайте два предложения: "Вова рос крепким мальчиком. Он почувствовал под ногами крепкий лед".

- Что значит слово крепкий? Как можно сказать эти предложения по-другому? Сами придумайте предложение со словом крепкий.

Аналогично рассматриваются предложения: " Мальчик дрожит от холода. Зайчишка дрожитот страха".

"Игра с мячом"

Длинный - короткий, глубокий - мелкий, мягкий - твердый, легкий - тяжелый, тонкий –

толстый, густой - редкий, жидкий, сильный - слабый.Говорить - молчать, смешить - довести до слез, разрешить - запретить, падать - вставать, смеяться - плакать, зажечь

потушить, помогать - мешать

"Найди противоположное слово"Цель: развивать у детей умение подбирать противоположные по смыслу слова.

- Сахар сладкий, а лимон.....(кислый). Луна видна ночью, а солнце....(днем). Огонь горячий, а лед.....(холодный). Тополь высокий, а шиповник..... (низкий). Река широкая, а ручей....(узкий). Камень тяжелый, а пух..... (легкий). Редька горькая, а груша..... (сладкая).- Если суп не горячий, то, значит, какой? (Холодный.) Если в комнате не светло, то в ней...(темно). Если сумка не тяжелая, то она.... (легкая). Если нож не тупой, то он....(острый).
Цель: Развивать умение находить слова-антонимы в пословицах и поговорках.
Речевой материал:

" Ученье - свет, а неученье - тьма."

"Меньше говори, а больше делай."

"Труд кормит, а лень портит."

"Готовь сани летом, а телегу зимой."

"Большая работа лучше большого безделья"

"Лето собирает, а зима подъедает".

" Чужбина - калина, родина - малина".

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-12-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: