МетодическиЕ указания
По учебной практике
Для студентов направления
Менеджмент»
Профиль «Менеджмент организации»
Сарапул, 2017
«Экономика и гуманитарные науки»
Кафедра______________________________________________________________________
Полное наименование кафедры, представляющей рабочую программу
Составители: Ревенко Н.Ф. – д.э.н., профессор, Силиванова О.А. - старший преподаватель.
Ф.И.О.(полностью), степень, звание
Методические указания разработаны на основании федерального государственного образовательного стандарта высшего образования и утверждены на заседании кафедры
Протокол от ________________ № ___________________
Заведующий кафедрой «Экономика и гуманитарные науки»
д. э. н., профессор Н.Ф. Ревенко
___________________2017г.
СОГЛАСОВАНО
Председатель учебно-методической комиссии
по направлению 38.03.01 Н.В.Крониковская
___________________2017г.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРАКТИКИ
Целью учебной практики (практика по получению первичных профессиональных умений и навыков) является формирование практических знаний о сущности управленческой деятельности на предприятии (организации).
Учебная практика реализуется как выездным способом, т.е. вне населенного пункта, в котором расположен институт, так и стационарным способом, т.е. на территории г. Сарапула.
Задачами практики являются:
- проработка в условиях действующего предприятия (организации) теоретических и методических положений изложенных в рамках изученных дисциплин и получения общего представления о деятельности предприятия (организации);
- получение представления о сущности управленческой деятельности на примере руководителей разного уровня.
- сбор информации, необходимой для выполнения курсовых работ и для научно-исследовательской работы.
Данные задачи учебной практики соотносятся со следующими видами и задачами профессиональной деятельности, определяемыми ФГОС ВПО по направлению подготовки 080200.62 «Менеджмент организации» (п. 4.4 ФГОС):
1) организационно-управленческая
- планирование деятельности организации и подразделений;
- формирование организационной и управленческой структуры организаций;
- организация работы исполнителей (команды исполнителей) для осуществления конкретных проектов, видов деятельности, работ;
- контроль деятельности подразделений, команд (групп) работников;
- мотивирование и стимулирование персонала организации, направленное на достижение стратегических и оперативных целей;
2) информационно-аналитическая деятельность:
- построение внутренней информационной системы организации для сбора информации с целью принятия решений, планирования деятельности и контроля;
- подготовка отчетов по результатам информационно-аналитической деятельности.
В результате прохождения практики студент должен:
знать:
- основные виды организационных структур предприятия;
- реализацию основных функций менеджмента на примере реально действующих предприятий;
- систему стимулированию, принятую на предприятии;
- сущность деятельности менеджера;
- основные экономические показатели, характеризующие результаты деятельности предприятия
уметь:
- анализировать распределение функций менеджмента на примере реально действующих предприятий;
- собирать и обобщать информацию, необходимую для разработки планов, подготовки обзоров и аналитических расчетов;
владеть:
- методами планирования, организации и оптимизации своей деятельности, в том числе в команде;
- навыками сбора, общения информации, характеризующей деятельность предприятия.
МЕСТО И ВРЕМЯ ПРАКТИКИ
Местом проведения учебной практики могут быть предприятия, организации и учреждения различного рода деятельности, организации различной организационно-правовой формы (коммерческие, некоммерческие) и отраслевой принадлежности и органы государственного и муниципального управления.
Место прохождения учебной практики определяется студентом самостоятельно и согласовывается с руководителем. Для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья при определении мест практики учитываются рекомендации медико-социальной экспертизы, отраженные в индивидуальной программе реабилитации инвалида, относительно рекомендованных условий и видов труда. Сокращенная продолжительность рабочего времени устанавливается:
- для работников, являющихся инвалидами I или II группы, не более 35 часов в неделю (ст. 92 ТК РФ).
Выбранное место прохождения учебной практики в дальнейшем может рассматриваться как место прохождения производственной и преддипломной практик и выполнения выпускной квалификационной работы.
Время проведения практики: в соответствии с календарным учебным графиком. Длительность практики – 2 недели.
Для прохождения практики с предприятием заключается договор.
СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ
№ п/п | Разделы (этапы) практики | Продолжительность, час. |
Организационный (проведение собрания, оформление в организацию на практику, инструктаж по т/б) | ||
Знакомство с предприятием (история, вид деятельности, масштаб, организационная структура и структура управления) | ||
Знакомство с конкретным структурным подразделением предприятия (структура, положения об отделах, информационная система) | ||
Изучить функции руководителя структурного подразделения согласно должностной инструкции, описать фактически выполняемые функции и оценить их соответствие | ||
Авторская оценка системы управления в структурном подразделении и эффективности менеджера | ||
Сбор данных для выполнения курсовых работ, в соответствии с требованиями методических указаний по их выполнению | ||
Оформление отчета по практике и его защита | ||
Итого |
В период практики студенты самостоятельно должны выполнить следующие виды работ:
- изучить историю создания предприятия;
– изучить отрасль, в которой работает предприятие: вид деятельности по ОКВЭД, масштаб деятельности, тип рынка на котором действует предприятие, формы и направления государственного регулирования товарного рынка;
– изучить номенклатуру выпускаемой продукции (работ, услуг), назначение и характеристику видов продукции (работ, услуг), указать основных потребителей и основных конкурентов;
– изучить основные экономические показатели деятельности предприятия и методику их расчета, охарактеризовать динамику за три отчетных периода;
- изучить организационную структуру и структуру управления предприятием;
– изучить Положение о структурных подразделениях, входящих в состав предприятия. Изучить и описать функции (а также организационную структуру, права и обязанности, взаимодействие с другими структурными подразделениями и информационные потоки) структурного подразделения, выбранного для дальнейшего анализа, его взаимосвязи с другими службами;
- изучить должностную инструкцию руководителя структурного подразделения, выделить основные функции, предложить подходы к оценке эффективности его деятельности и оценить насколько эффективно руководитель выполняет свои должностные обязанности;
– собрать материалы для выполнения курсовых работ по дисциплинам: Теория менеджмента 2; Экономика предприятия. В связи с этим студенту необходимо предварительно изучить методические указания к курсовой работе, согласовать тему с руководителем курсовой работы и определить перечень исходной информации необходимой для выполнения курсовой работы.
Общий объем отчета – 15-20 страниц.
ОТЧЕТ ПО ПРАКТИКЕ
Содержание и структура отчета по практике определяется требованиями программы практики.
Отчет оформляется на листах формата А4 в соответствии с требованиями и правилами оформления отчетов о научно-исследовательской работе (ГОСТ 7.32-2001), библиографических ссылок (ГОСТ Р 7.0.5 – 2008, ГОСТ 7.1-2003). Титульный лист отчета приведен в прил. 1. Общий объем не менее 20 стр. Отчет по практике защищается на последней неделе практики.
5. СРЕДСТВА ОЦЕНИВАНИЯ.
Руководитель учебной практики оценивает содержание и качество выполнения студентами следующих отчетных документов:
· отчета о прохождении учебной практики (Приложение 1);
· дневника прохождения учебной практики (Приложение 2);
· характеристики руководителя практики от организации (Приложение 3).
Кроме того, вне зависимости от форм отчетности по практике руководитель практики, осуществляющий аттестацию по практике, может использовать такие формы оценивания как собеседование, доклад с презентацией и другие оценивающие средства, для оценки глубины полученных на практике, и отраженных в программе учебной практики знаний, умений, навыков, составляющих компетенции, выносимые на практику.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАКТИКИ
а) основная литература:
- Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. Учебник. – М.: Гардарики, 2009.
- Маслова Е.Л. Теория менеджмента [Электронный ресурс]: практикум/ Маслова Е.Л.- М.: Дашков и К, 2014. -160 c.
- Менеджмент: теория и практика в России: Учебник/ Под ред. А.П. Поршнева, М.Л. Разу, А. В.Тихомировой. – М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2012.
- Михненко П.А. Теория менеджмента [Электронный ресурс]: учебник/ Михненко П.А. - М.: Московский финансово-промышленный университет «Синергия», 2012. - 304 c.
- Персональный менеджмент. Тесты и контрольные ситуации: Учебное пособие/ Под общ. ред. С.Д. Резника. – М.: ИНФРА-М, 2010.
б) дополнительная литература:
- Гражданский Кодекс Российской Федерации (Часть первая): от 30.11.1994 №51‑ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.10.1994) (ред. от 26.06.2007).
- О государственных и муниципальных унитарных предприятиях: Федеральный Закон от 14.11.2002 №161-ФЗ (ред. от 08.12.2003) (принят ГД ФС РФ 11.10.2002).
- Об акционерных обществах: Федеральный Закон от 26.12.1995 №208‑ФЗ (ред. от 05.01.2006) (принят ГД ФС РФ 24.11.1995).
- Об обществах с ограниченной ответственностью: Федеральный Закон от 08.02.1998 №14-ФЗ (ред. от 29.12.2004) (принят ГД ФС РФ 14.01.1998).
- Кремнев Г.Р. Управление производительностью и качеством: 17–модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации», Модуль 5. – М.: ИНФРА – М, 1999.
- Майталь Ш. Экономика для менеджеров, перевод с анг. под ред. И.В. Липсица, И.Б. Буркова. – М.: Изд-во «Дело», 1996.
- Молл Е.Г. Управление карьерой менеджера. – СПб.: Питер, 2009.
- Торнхилл Э, Льюис Ф., Сондерс М. Методы проведения экономических исследований/ пер. с англ. Под ред. Лавриненко В.В. – М.: ЭКСМО, 2006. – 640 с.
- Менеджмент: Учебник / Под ред. В.В. Томилова. – М.: Юррайт-Издат, 2007.
- Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. – М.: Дело, 2007.
- Вудкок М., Фрэнсис Д. Раскрепощенный менеджер. - М.: Дело, 2005.
- Друкер П. Эффективное управление. - М.: Гранд. 2008.
- История менеджмента. Учебное пособие /Под ред. Д.В. Валового. - М.: ИНФРА – М, 1997.
- Кабушкин. Н.И. Основы менеджмента. Учебник. - Минск БГЭУ, 2006.
- Маккей Х. Как уцелеть среди акул. - М.: Экономика, 2005.
- Мыльник В.В., Титаренко Б.П., Волочиенко В.А. Исследование систем управления. – Екатеринбург: Деловая книга, 2007.
- Швальбе Б и Х. Личность, карьера, успех. - М.: Прогресс, 2007.
- Яккока Ли. Карьера менеджера. - М.: Прогресс, 2006.
- Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник для вузов. 4-е издание переработ. и доп. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2008.
- Веснин В.Р. Основы менеджмента: учебник. – М.: Проспект, 2008.
- Тебекин А.В., Касаев Б.С. Менеджмент организации: учебник. – М.: КНОРУС, 2006.
в) программное обеспечение:
1. Текстовый редактор (MS Word, Linux и т.п.)
г) Интернет-ресурсы:
1. Информационная справочная и поисковая система «Гарант».
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Сарапульский политехнический институт (филиал)
федерального государственного бюджетного образовательного
учреждения высшего образования
"Ижевский государственный технический университет имени М.Т. Калашникова"
СПИ (филиал) ФГБОУ ВО «ИжГТУ имени М.Т. Калашникова»
Кафедра «Экономика и гуманитарные науки»
Отчет