Рабочая программа
Курса внеурочной деятельности
Духовно-нравственной направленности
«Моя малая Родина»
Возраст обучающихся: 6,6 – 11 лет
Срок реализации: 4 года
Автор - составитель:
Евсеева С.Ю., Лаханчик Н.В.,
Маклакова И.В., Соловьева Е.Г.,
Соколова Г.Г., Берианидзе Т.Е.,
учителя начальных классов
г. Нижняя Салда, 2018 г.
Содержание
1. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности 3-5
2. Содержание курса внеурочной деятельности 5-7
3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы 7-14
4. Приложение 15-19
Программа кружка «Моя малая Родина» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, ООП НОО МБОУ «СОШ № 10», школьной программы «Гражданско-патриотического воспитания школьников».В программе реализовывается содержание антикоррупционной направленности, правосознания, правовой культуры.
Срок реализации программы - 4года
Количество часов по программе – 135 ч., в неделю –1ч.(1кл.- 33уч.нед., 2-4 кл. – 34 уч.нед.)
Класс – 1 -4
Возраст обучающихся – 6,6 – 10 лет
Планируемые результатыосвоения курса внеурочной деятельности
Предполагается, что в результате формирования личностных УУД к окончанию начальной школы у ребенка будут сформированы:
Личностные действия:
Выпускник научится и приобретет:
- научится ориентироваться в важнейших для региона событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее;
- приобретет способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
- научится ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей;
- приобретет способность развить в себе этические чувства – стыда, вины, совести – как регуляторов морального поведения.
Выпускник получит возможность для формирования:
- основ гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина Свердловской области, чувства сопричастности и гордости за свой край.
- мотивации учебной деятельности, включающей социальные, учебно‐познавательные, внешние и внутренние мотивы;
- эстетических чувств на основе знакомства с национальной культурой Свердловской области;
- чувства гордости за свой край, за успехи своих земляков.
Регулятивные действия:
Выпускник научится:
- планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации;
- выполнять учебные действия в материализованной, речевой и мыслительной форме;
- проявлять инициативу действия в учебном сотрудничестве;
- самостоятельно оценивать правильность выполнения задания при подготовке к сообщению, презентации, конференции;
- использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности.
Выпускник получит возможность:
- уметь анализировать и синтезировать необходимую информацию;
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, цели;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия при работе над проектом, исследованием, конференцией;
- вносить необходимые изменения в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные действия:
Выпускник научится:
- используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков;
- на основе имеющих знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;
- узнавать символику Свердловской области и её городов;
- описывать достопримечательности родного края;
- использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии т. д.) и литературу о нашем крае, достопримечательностях, людях с целью поиска и извлечения познавательной информации;
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов домашней и школьной библиотек;
- работать с атласом, глобусом и картой;
- находить на карте свой регион и его главный город;
- устанавливать причинно‐следственные связи;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
- устанавливать аналогии.
Выпускник получит возможность:
- самостоятельно подбирать литературу по теме;
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек города, архивов и Интернета;
- работать в семейных архивах.
Коммуникативные действия:
Выпускник научится:
- понимать различные позиции других людей, отличные от его собственной;
- ориентироваться на позицию партнера в общении;
- учитывать разные мнения и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве.
Выпускник получит возможность:
- готовить и выступать с сообщениями;
- формировать навыки коллективной и организаторской деятельности;
- наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах школы, профессионального сообщества края;
- аргументировать свое мнение, координировать его с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности.
Данная программа интегрируется с предметами: русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир. Так взаимосвязь с русским языком происходит при знакомстве учеников с новыми словами, их лексикой морфологией и орфографией, что расширяет словарный запас учеников, развивает их орфографическую зоркость.
Навыки осознанного, выразительного беглого чтения формируются при знакомстве учащихся с устным народным творчеством, с литературными произведениями писателей нашего города, нашей области.
Математические умения и навыки закрепляются при работе с числами, а здесь числа носят исторический характер. Отрабатываются и графические умения, и навыки при составлении кроссвордов.
Содержание курса внеурочной деятельности
Программа «Моя малая Родина» содержит разделы:
· Наша школа
· Наш любимый город
· Моя семья
· Наша область
· Люди нашего города
· Путешествие вглубь веков
· Детский фольклор и игры
· Устное народное творчество нашего города
Каждый раздел поделен на темы, которые ежегодно будут расширяться и конкретизироваться в соответствии с возрастными особенностями учащихся начальной школы. Материал от года к году углубляется, формы работы усложняются.
Программа первого года обучения предполагает формирование понятий о малой родине, воспитание любви к родному дому, семье, школе, городу, в котором живешь. Важнейшая задача: познакомить детей с их окружением (школа, сёла и деревни, достопримечательности города, края). Содержание раздела содействует формированию практических умений ориентироваться в окружающем мире (умение определить свой адрес, найти нужный адрес); этики поведения, взаимоотношений детей и взрослых. Программа предполагает формирование первичных понятий об истории, достопримечательностях Свердловской области, богатстве растительного и животного мира.
Тематическое планирование занятий для 1 класса
N | Наименование раздела | Количество часов |
Вводное занятие | ||
Наша школа | ||
Наш любимый город | ||
Моя семья | ||
Детский фольклор и игры | ||
Наша область | ||
Люди нашего города | ||
Итоговое занятие | ||
Всего часов: |
Программа второго года обучения имеет историческое направление и нацелена на расширение знаний детей о Свердловской области ее столице. Дети продолжают знакомиться с символикой городов области, с историческими событиями, повлиявшими на становление нашего края.
Тематическое планирование для 2 классов
N | Наименование раздела | Количество часов |
Вводное занятие | ||
Путешествие в глубь веков | ||
Наша школа | ||
Нашгород | ||
Моя семья | ||
Детский фольклор и игры | ||
Наша область (история городов и населённых пунктов Свердловской области) | ||
Люди нашего города | ||
Итоговое занятие | ||
Всего часов: |
Программа третьего класса содержит четыре раздела: «Наши сёла и деревни», «Наша область», «Путешествие вглубь веков», «Люди нашего края». Основное направление внеурочных занятий по краеведению в третьем классе - развитие интеллектуальных и поисково-информационных умений в ходе изучения местного материала. Школьники знакомятся с творчеством выдающихся людей нашего края – поэтов, писателей, художников. Главная цель – расширение кругозора учащихся, пополнение знаний об истории нашего края, его людях. Продолжается и конкретизируется работа по изучению природных особенностей нашей области.
Тематическое планирование для 3 классов
N | Наименование раздела | Количество часов |
Вводное занятие | ||
Наш любимый город | ||
Путешествие в глубь веков | ||
Наша область (история, полезные ископаемые, водные ресурсы, растительность, животный мир). | ||
Люди нашего города | ||
Итоговое занятие | ||
Всего часов: |
Программа четвертого класса содержит разделы: «Наши сёла и деревни», «Наша область», «Устное народное творчество Свердловской области», «Люди нашего края», «Путешествие в глубь веков».
Некоторые темы внеурочных занятий четвертого года обучения повторяются, но углубляется материал, усложняются формы работы. Дополнительно вводится новый раздел «Устное народное творчество» Свердловской области. Широко используются местные ресурсы: школьный музей и музеи города, культурные учреждения, предприятия и памятные места города. Практическая направленность программы позволяет учащимся усваивать материал в деятельности, развивать интеллектуальные и поисково-информационные умения в ходе изучения местного материала.
Тематическое планирование для 4 класса
N | Наименование раздела | Количество часов |
Вводное занятие | ||
Наш любимый город | ||
Путешествие в глубь веков | ||
Наша область (история, рельеф, полезные ископаемые, водные ресурсы, растительность, животный мир). | ||
Устное народное творчество Свердловской области | ||
Люди нашего края | ||
Итоговое занятие | ||
Всего часов: |
Учебно-тематический план занятий для 1 класса
N | Тема занятий | Форма проведения | Кол-во часов |
Вводное занятие. Что изучает краеведение. Правила безопасности на занятиях. | Беседа. Игры на внимание. | ||
Родная школа. | Экскурсия по школе | ||
Знакомство с пришкольной территорией. | Экскурсия около школы. Беседа «Что растёт на клумбе» | ||
Из истории школы. | Беседа у музейного стенда об образовании школы. | ||
Новая жизнь школы в новом здании. | Беседа у музейного стенда. Рассказы детей о том, кто из родственников учился в нашей школе. | ||
Мой родной город | Беседа. Понятие «малая родина». | ||
Сёла и деревни вокруг нас. | Беседа. Практическое занятие: рисунок «Вот моя деревня» | ||
Деревня Нелоба | Экскурсия по деревне Нелоба | ||
Центр досуга, городская библиотека. | Экскурсия в городскую библиотеку М.-Сибиряка Беседа. | ||
Моя семья. | Беседа. | ||
Наши бабушки и дедушки. | Беседа. Знакомство с музейными фотоматериалами по этой теме. | ||
История моей семьи в фотографиях. | Рассказы детей о семейных фотографиях. | ||
Что такое фольклор? | Беседа. Игра «Узнай сказку» | ||
Детский фольклор. Считалки, потешки. | Беседа. Конкурс знатоков считалок. | ||
Присказки. Игра «Почта» | Прослушивание и разучивание присказок. Знакомство с правилами игры «Почта». Проведение игры. | ||
Загадки. Игра в фанты. | Беседа. Конкурс знатоков. Проведение игры в фанты. | ||
Пословицы, поговорки. | Беседа. Игра «Закончи пословицу» | ||
Детский сатирический фольклор. Дразнилки, ответы в рифму, остроты. | Беседа. Разучивание старинных подвижных игр. | ||
Праздник детского фольклора. | Конкурсы знатоков фольклора, старинные игры. Награждение победителей и активных участников. | ||
Свердловская область. | Беседа. | ||
Герб Свердловской области, история его появления. | Беседа. | ||
Города Свердловской области. | Беседа. Игра «Почта». | ||
Город - Екатеринбург | Виртуальная экскурсия по городам Свердловской области | ||
Город – В.Салда | Беседа. Экскурсия. | ||
Реки нашего города | Беседа. Практическая работа: рисование на тему «На реке ». | ||
Викторина «Наша область» | Проведение викторины, игр «Почта», «Фанты». Награждение победителей. | ||
Наши знаменитые земляки. | Рассказы, стихи, беседы | ||
Наши земляки – в Великой Отечественной войне. | Рассказ о Распопове Б.П. | ||
Наши земляки – в Великой Отечественной войне. | Экскурсия у музейного стенда. | ||
Салдинцы- участники войны | Беседа у музейного стенда. | ||
«Вспомним всех поимённо» | Экскурсия к памятнику погибшим в Великой Отечественной войне. Беседа. Возложение цветов. | ||
Наши земляки – герои труда. | Беседа. | ||
Итоговое занятие. | Конкурс знатоков родного края. Конкурс рисунков «Моя малая Родина». Награждение победителей. |
Учебно-тематический план занятий для 2 классов
N | Тема занятия | Форма проведения | Кол-во часов |
1. | Вводное занятие. Содержание и цель занятий. Правила безопасности во время проведения занятий. | Беседа. | |
2. | Путешествие в глубь веков. Какой была Салда 200 лет назад. | Экскурсия по городу | |
3. | Как можно узнать, что происходило в прошлом. | Беседа. Знакомство с письменными источниками, с фотоматериалами, хранящимися в городском музее. | |
4. | Отражение жизни крестьян в загадках. | Беседа. Отгадывание загадок | |
5. | Предметы быта и орудия труда крестьян. | Беседа и экскурсия в городской музей | |
6. | Родная школа. Учителя и ученики разных лет. | Экскурсия по школе и музею. Знакомство с фотоархивом. | |
7. | Кто учился в нашей школе? | Рассказ об учителях - выпускниках школы. Рассказы детей о своих родных, учившихся в нашей школе. | |
8. | Из истории школы. | Беседа у музейного стенда об образовании и развитии школы. | |
9. | Новая жизнь школы. | Беседа у музейного стенда. Практическое занятие: рисунок и рассказ на тему «Школа будущего» | |
10. | Мой родной город | Беседа. Углубление понятия «малая родина». | |
11. | Сёла и деревни вокруг нас. | Встреча со старожилами, беседа о существующих и исчезнувших деревнях. | |
12. | Прошлое и настоящее. | Экскурсия в деревню Медведево | |
13. | Прошлое и настоящее. | Экскурсия в деревню Медведево, беседы с местными жителями | |
14. | Моя семья. | Беседа. | |
15. | Наши бабушки и дедушки. | Беседа. Знакомство с музейными фотоматериалами по этой теме. | |
16. | История моей семьи в фотографиях. | Рассказы детей о семейных фотографиях. Участие в проекте «Фотография, на которой меня ещё нет». | |
17. | Что такое фольклор? Детский фольклор. Считалки, потешки. | Беседа. Игра «Узнай сказку». Конкурс знатоков считалок. Выразительное чтение потешек. Работа над проектом «Считалки в прошлом и настоящем» | |
18. | Присказки. Игры «Почта», «Кухня», «Колечко», «Фанты». | Прослушивание и разучивание присказок. Проведение игр. | |
19. | Загадки. Пословицы, поговорки. Скороговорки. | Конкурс знатоков загадок. Игра «Закончи пословицу». Упражнения в проговаривании скороговорок. | |
20. | Детский сатирический фольклор. Дразнилки, ответы в рифму, остроты. | Беседа. Разучивание старинных подвижных игр. | |
21. | Праздник детского фольклора. | Конкурсы знатоков фольклора, старинные игры. Представление проектов. Награждение победителей и активных участников. | |
22. | Свердловская область. Герб нашей области, история его появления. | Беседа. Заочная экскурсия по историческим местам Екатеринбурга | |
23. | Города Свердловской области. | Беседа. Викторина «Узнай город» | |
24. | Города Свердловской области. | Виртуальная экскурсия по городам области | |
25. | Самые древние города области. | Беседа. Заочная экскурсия. | |
26. | Реки нашей области. | Беседа. Проектная деятельность. | |
27. | Презентация и викторина «Наша область». | Проведение викторины, игр «Почта», «Фанты». Представление проектов. Награждение победителей. | |
28. | Наши знаменитые земляки. | Презентация | |
29. | Наши земляки – в Великой Отечественной войне. | Рассказ о прадедушках, дедушках, земляках. | |
30. | Наши земляки – в Великой Отечественной войне. | Экскурсия у музейного стенда. | |
31. | Салдинцы - участники войны | Беседа у музейного стенда. | |
32. | «Вспомним всех поимённо» | Экскурсия к памятнику погибшим в Великой Отечественной войне. Беседа. Возложение цветов. | |
33. | Наши земляки – герои труда. | Беседа. | |
34. | Подведение итогов работы кружка. Проведение краеведческой выставки с творческими отчётами членов кружка. | Интерактивное занятие. |
Учебно-тематический план занятий для 3 классов
N | Тема занятия | Форма проведения | Кол-во часов |
1. | Вводное занятие. Содержание и цель занятий. Правила безопасности во время проведения занятий. | Беседа. | |
2. | Путешествие в глубь веков. Какой была Салда 200 лет назад. | Экскурсия по городу | |
3. | Как можно узнать, что происходило в прошлом. | Беседа. Знакомство с письменными источниками, с фотоматериалами, хранящимися в городском музее. | |
4. | Отражение жизни крестьян в загадках. | Беседа. Отгадывание загадок | |
5. | Предметы быта и орудия труда крестьян. | Беседа и экскурсия в городской музей | |
6. | Родная школа. Учителя и ученики разных лет. | Экскурсия по школе и музею. Знакомство с фотоархивом. | |
7. | Кто учился в нашей школе? | Рассказ об учителях - выпускниках школы. Рассказы детей о своих родных, учившихся в нашей школе. | |
8. | Из истории школы. | Беседа у музейного стенда об образовании и развитии школы. | |
9. | Новая жизнь школы. | Беседа у музейного стенда. Практическое занятие: рисунок и рассказ на тему «Школа будущего» | |
10. | Мой родной город | Беседа. Углубление понятия «малая родина». | |
11. | Сёла и деревни вокруг нас. | Встреча со старожилами, беседа о существующих и исчезнувших деревнях. | |
12. | Прошлое и настоящее. | Экскурсия в деревню Медведево | |
13. | Прошлое и настоящее. | Экскурсия в деревню Медведево, беседы с местными жителями | |
14. | Моя семья. | Беседа. | |
15. | Наши бабушки и дедушки. | Беседа. Знакомство с музейными фотоматериалами по этой теме. | |
16. | История моей семьи в фотографиях. | Рассказы детей о семейных фотографиях. Участие в проекте «Фотография, на которой меня ещё нет». | |
17. | Что такое фольклор? Детский фольклор. Считалки, потешки. | Беседа. Игра «Узнай сказку». Конкурс знатоков считалок. Выразительное чтение потешек. Работа над проектом «Считалки в прошлом и настоящем» | |
18. | Присказки. Игры «Почта», «Кухня», «Колечко», «Фанты». | Прослушивание и разучивание присказок. Проведение игр. | |
19. | Загадки. Пословицы, поговорки. Скороговорки. | Конкурс знатоков загадок. Игра «Закончи пословицу». Упражнения в проговаривании скороговорок. | |
20. | Детский сатирический фольклор. Дразнилки, ответы в рифму, остроты. | Беседа. Разучивание старинных подвижных игр. | |
21. | Праздник детского фольклора. | Конкурсы знатоков фольклора, старинные игры. Представление проектов. Награждение победителей и активных участников. | |
22. | Свердловская область. Герб нашей области, история его появления. | Беседа. Заочная экскурсия по историческим местам Екатеринбурга | |
23. | Города Свердловской области. | Беседа. Викторина «Узнай город» | |
24. | Города Свердловской области. | Виртуальная экскурсия по городам области | |
25. | Самые древние города области | Беседа. Заочная экскурсия. | |
26. | Реки нашей области. | Беседа. Проектная деятельность. | |
27. | Презентация и викторина «Наша область». | Проведение викторины, игр «Почта», «Фанты». Представление проектов. Награждение победителей. | |
28. | Наши знаменитые земляки. | Презентация | |
29. | Наши земляки – в Великой Отечественной войне. | Рассказ о прадедушках, дедушках, земляках. | |
30. | Наши земляки – в Великой Отечественной войне. | Экскурсия у музейного стенда. | |
31. | Салдинцы - участники войны | Беседа у музейного стенда. | |
32. | «Вспомним всех поимённо» | Экскурсия к памятнику погибшим в Великой Отечественной войне. Беседа. Возложение цветов. | |
33. | Наши земляки – герои труда. | Беседа. | |
34. | Подведение итогов работы кружка. Проведение краеведческой выставки с творческими отчётами членов кружка. | Интерактивное занятие. |
Учебно-тематический план занятий для 4 классов
N | Тема занятия | Форма проведения | Кол-во часов |
1. | Вводное занятие. Содержание и цель занятий. Правила безопасности во время проведения занятий. | Беседа. | |
2. | Путешествие в глубь веков. Какой была Салда 200 лет назад. | Экскурсия по городу | |
3. | Как можно узнать, что происходило в прошлом. | Беседа. Знакомство с письменными источниками, с фотоматериалами, хранящимися в городском музее. | |
4. | Отражение жизни крестьян в загадках. | Беседа. Отгадывание загадок | |
5. | Предметы быта и орудия труда крестьян. | Беседа и экскурсия в городской музей | |
6. | Родная школа. Учителя и ученики разных лет. | Экскурсия по школе и музею. Знакомство с фотоархивом. | |
7. | Кто учился в нашей школе? | Рассказ об учителях - выпускниках школы. Рассказы детей о своих родных, учившихся в нашей школе. | |
8. | Из истории школы. | Беседа у музейного стенда об образовании и развитии школы. | |
9. | Новая жизнь школы. | Беседа у музейного стенда. Практическое занятие: рисунок и рассказ на тему «Школа будущего» | |
10. | Мой родной город | Беседа. Углубление понятия «малая родина». | |
11. | Сёла и деревни вокруг нас. | Встреча со старожилами, беседа о существующих и исчезнувших деревнях. | |
12. | Прошлое и настоящее. | Экскурсия в деревню Медведево | |
13. | Прошлое и настоящее. | Экскурсия в деревню Медведево, беседы с местными жителями | |
14. | Моя семья. | Беседа. | |
15. | Наши бабушки и дедушки. | Беседа. Знакомство с музейными фотоматериалами по этой теме. | |
16. | История моей семьи в фотографиях. | Рассказы детей о семейных фотографиях. Участие в проекте «Фотография, на которой меня ещё нет». | |
17. | Что такое фольклор? Детский фольклор. Считалки, потешки. | Беседа. Игра «Узнай сказку». Конкурс знатоков считалок. Выразительное чтение потешек. Работа над проектом «Считалки в прошлом и настоящем» | |
18. | Присказки. Игры «Почта», «Кухня», «Колечко», «Фанты». | Прослушивание и разучивание присказок. Проведение игр. | |
19. | Загадки. Пословицы, поговорки. Скороговорки. | Конкурс знатоков загадок. Игра «Закончи пословицу». Упражнения в проговаривании скороговорок. | |
20. | Детский сатирический фольклор. Дразнилки, ответы в рифму, остроты. | Беседа. Разучивание старинных подвижных игр. | |
21. | Праздник детского фольклора. | Конкурсы знатоков фольклора, старинные игры. Представление проектов. Награждение победителей и активных участников. | |
22. | Свердловская область область. Герб нашей области, история его появления. | Беседа. Заочная экскурсия по историческим местам Екатеринбурга | |
23. | Города Свердловской области. | Беседа. Викторина «Узнай город» | |
24. | Города Свердловской области. | Виртуальная экскурсия по городам области | |
25. | Самые древние города области | Беседа. Заочная экскурсия. | |
26. | Реки нашей области. | Беседа. Проектная деятельность. | |
27. | Презентация и викторина «Наша область». | Проведение викторины, игр «Почта», «Фанты». Представление проектов. Награждение победителей. | |
28. | Наши знаменитые земляки. | Презентация | |
29. | Наши земляки – в Великой Отечественной войне. | Рассказ о прадедушках, дедушках, земляках. | |
30. | Наши земляки – в Великой Отечественной войне. | Экскурсия у музейного стенда. | |
31. | Салдинцы- участники войны | Беседа у музейного стенда. | |
32. | «Вспомним всех поимённо» | Экскурсия к памятнику погибшим в Великой Отечественной войне. Беседа. Возложение цветов. | |
33. | Наши земляки – герои труда. | Беседа. | |
34. | Подведение итогов работы кружка. | Интерактивное занятие. |
Приложение
Пояснительная записка
Программа кружка «Моя малая Родина» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, ООП НОО МБОУ «СОШ № 10», школьной программы «Гражданско-патриотического воспитания школьников». В программе реализовывается содержание антикоррупционной направленности, правосознания, правовой культуры.
Срок реализации программы - 4года
Количество часов по программе – 135 ч., в неделю –1ч.(1кл.- 33уч.нед., 2-4 кл. – 34 уч.нед.)
Класс – 1 -4
Возраст обучающихся – 6,6 – 10 лет
Краеведение своими корнями уходит в далекое прошлое. У всех народов мира, во все времена были люди, которые хорошо знали окружавшую их местность, её природу, прошлое и современную жизнь. Безвестные народные «краезнатцы» были знатоками родных мест. Свои знания исторического, географического, экономического характера устно или в различных документах они передавали последующим поколениям, тем самым, сохраняя преемственность в материальной и духовной культуре народов. Школа играет важнейшую роль в подготовке подрастающего поколения к творческой деятельности, основанной на соединении теории с практикой. Школа – первый шаг в подготовке к квалифицированному труду. Школа дает ученику систематизированные знания и именно в ней должны даваться знания о своем крае, прививаться соответственное отношение к тому, что окружает школьника, бережное отношение к природе, истории, культуре своего народа.
Использование краеведения помогает учащимся стать настоящими гражданами как своей страны, так и мира. Личные впечатления, которые появляются у учащихся в процессе деятельности с использованием краеведческих материалов (походов, экскурсий) усиливают эффективность всех аспектов воспитания – нравственного, гражданского, эстетического. Так человек становится Человеком, а Родина становится Отечеством: «Родина – место, где мы родились, Отечество – Родина, мною осознанная». Эти слова Михаила Пришвина, большого знатока родного края, могут служить эпиграфом в организации краеведческой работы.
Наша родина – Россия. Это огромная, красивая и богатая страна, где мы живём, чьим воздухом мы дышим, по чьей земле ходим. Есть выражение: «Моя Малая Родина». Что оно обозначает? В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок, деревня или город, улица, дом, где он родился. Это и есть его малая родина. Она у каждого своя, она одна-единственная, как мама.
Содержание программы «Моя малая родина» отражает комплексно-системный подход к родному краю как некой целостности, представленной во всём многообразии составляющих её процессов и явлений. Такой подход позволяет рассматривать природные, исторические, социальные и культурные факторы, формирующие и изменяющие состояние изучаемого региона, в их равноправном взаимодействии. Это наиболее эффективный путь формирования мировоззрения, целостной картины среды обитания, системы научно-обоснованных экологических и социокультурных взглядов, ценностного отношения учащихся к родному краю не только на эмоциональном, но и рациональном уровне.
Ни для кого не секрет, что большинство учеников сельских школ имеют низкий уровень общего развития: ограниченный кругозор, небольшой запас слов, низкий уровень речевой культуры. Это во многом обусловлено семейным воспитанием (чаще всего родители озабочены материальным благополучием, а не духовным, умственным развитием своего ребёнка), смещением приоритетов в обществе (подмена духовных ценностей материальными).
Программа курса «Моя малая родина» ориентирована на глубокое и подробное изучение истории родного края. Постепенно открывая для себя неизвестные страницы истории города, Свердловской области, культивируя в себе интерес к историческому поиску, учащийся сформирует целостное представление о взаимосвязи развития отдельных населенных пунктов, частных событий и развития страны.
Ведущая идея программы – развитие способностей и творческого потенциала ребенка через приобщение не только к многовековой истории родного края, но и к совсем скромной истории родного края, посредством формирования навыков поисковой работы.
Программа построена так, что ребёнок через разнообразную деятельность (игровую, коммуникативную, учебную, трудовую) входил в мир краеведческой культуры, которая предполагает не только усвоение понятийного аппарата и соответствующего содержания курса умений, но и требует от учащегося соответствующего поведения по сохранению творческого подхода к позитивному использованию и преобразованию своего края.
Цель: дать школьникам начальной школы основные знания об истории родного края, о культурных, политических, экономических особенностях Свердловской области, познакомить с достопримечательностями и, что немало важно, людьми, трудившимися здесь и прославившими родной край.
Содержание программы соответствует внеурочной деятельности, целям и задачам основной образовательной программы, реализуемой в нашем образовательном учреждении.
Данная программа «Моя малая родина» рассчитана на преподавание с 1 по 4 классы начальной школы, 33 часа в год (1 час в неделю) для обучающих 1 классов и 34 часа для учеников 2 – 4 классов. Продолжительность проведения занятий 30-35 минут. Занятия по курсу «Моя малая родина» осуществляются во второй половине дня.
Задачи:
В области образования:
- содействовать формированию у обучающих представлений об историческом прошлом и настоящем нашей области, о личностях, оставивших заметный след в истории, о вкладе, который внесли жители нашего края в историко-культурное наследие региона;
- расширить и углубить знания учащихся, дополняющие школьную программу по окружающему миру;
- привить младшим школьникам умения и навыки поисковой деятельности;
- научить учащихся начальных классов наблюдать и описывать факты из истории нашего края, исследовать и систематизировать собранный материал, оформлять его.
В области воспитания:
- содействовать гармоничному развитию личности школьника;
- сформировать самостоятельность и деловые качества;
- развивать способности к поисково-исследовательской, творческой деятельности;
- воспитать гуманное отношение к окружающей среде;
- способствовать пробуждению интереса и бережного отношения к историческим и культурным ценностям Свердловской области;
- приобщить учеников к богатой культуре Свердловской области.
Форма организации занятий – индивидуально-групповая:
- Беседы (с использованием, по возможности, презентаций)
- Проектная деятельность
- Экскурсии (планируются на полугодие и проводятся в определенные, указанные в расписании дни по общешкольному плану, в котором четко определяется мест