Срок реализации программы - 4года




Рабочая программа

Курса внеурочной деятельности

Духовно-нравственной направленности

«Моя малая Родина»

Возраст обучающихся: 6,6 – 11 лет

Срок реализации: 4 года

 

 

Автор - составитель:

Евсеева С.Ю., Лаханчик Н.В.,

Маклакова И.В., Соловьева Е.Г.,

Соколова Г.Г., Берианидзе Т.Е.,

учителя начальных классов

 

г. Нижняя Салда, 2018 г.

Содержание

1. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности 3-5

2. Содержание курса внеурочной деятельности 5-7

3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы 7-14

4. Приложение 15-19

 

 

 

Программа кружка «Моя малая Родина» разработана на основе Федерального государственного обра­зовательного стандарта начального общего образования, Концепции духов­но-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, ООП НОО МБОУ «СОШ № 10», школьной программы «Гражданско-патриотического воспитания школьников».В программе реализовывается содержание антикоррупционной направленности, правосознания, правовой культуры.

Срок реализации программы - 4года

Количество часов по программе – 135 ч., в неделю –1ч.(1кл.- 33уч.нед., 2-4 кл. – 34 уч.нед.)

Класс – 1 -4

Возраст обучающихся – 6,6 – 10 лет

 

Планируемые результатыосвоения курса внеурочной деятельности

Предполагается, что в результате формирования личностных УУД к окончанию начальной школы у ребенка будут сформированы:

Личностные действия:

Выпускник научится и приобретет:

  1. научится ориентироваться в важнейших для региона событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее;
  2. приобретет способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
  3. научится ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей;
  4. приобретет способность развить в себе этические чувства – стыда, вины, совести – как регуляторов морального поведения.

Выпускник получит возможность для формирования:

  1. основ гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина Свердловской области, чувства сопричастности и гордости за свой край.
  2. мотивации учебной деятельности, включающей социальные, учебно‐познавательные, внешние и внутренние мотивы;
  3. эстетических чувств на основе знакомства с национальной культурой Свердловской области;
  4. чувства гордости за свой край, за успехи своих земляков.

Регулятивные действия:

Выпускник научится:

  1. планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации;
  2. выполнять учебные действия в материализованной, речевой и мыслительной форме;
  3. проявлять инициативу действия в учебном сотрудничестве;
  4. самостоятельно оценивать правильность выполнения задания при подготовке к сообщению, презентации, конференции;
  5. использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности.

Выпускник получит возможность:

  1. уметь анализировать и синтезировать необходимую информацию;
  2. в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, цели;
  3. самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия при работе над проектом, исследованием, конференцией;
  4. вносить необходимые изменения в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Познавательные действия:

Выпускник научится:

  1. используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков;
  2. на основе имеющих знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;
  3. узнавать символику Свердловской области и её городов;
  4. описывать достопримечательности родного края;
  5. использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии т. д.) и литературу о нашем крае, достопримечательностях, людях с целью поиска и извлечения познавательной информации;
  6. осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов домашней и школьной библиотек;
  7. работать с атласом, глобусом и картой;
  8. находить на карте свой регион и его главный город;
  9. устанавливать причинно‐следственные связи;
  10. строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
  11. устанавливать аналогии.

Выпускник получит возможность:

  1. самостоятельно подбирать литературу по теме;
  2. осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек города, архивов и Интернета;
  3. работать в семейных архивах.

Коммуникативные действия:

Выпускник научится:

  1. понимать различные позиции других людей, отличные от его собственной;
  2. ориентироваться на позицию партнера в общении;
  3. учитывать разные мнения и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве.

Выпускник получит возможность:

  1. готовить и выступать с сообщениями;
  2. формировать навыки коллективной и организаторской деятельности;
  3. наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах школы, профессионального сообщества края;
  4. аргументировать свое мнение, координировать его с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности.

Данная программа интегрируется с предметами: русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир. Так взаимосвязь с русским языком происходит при знакомстве учеников с новыми словами, их лексикой морфологией и орфографией, что расширяет словарный запас учеников, развивает их орфографическую зоркость.

Навыки осознанного, выразительного беглого чтения формируются при знакомстве учащихся с устным народным творчеством, с литературными произведениями писателей нашего города, нашей области.

Математические умения и навыки закрепляются при работе с числами, а здесь числа носят исторический характер. Отрабатываются и графические умения, и навыки при составлении кроссвордов.

 

Содержание курса внеурочной деятельности

Программа «Моя малая Родина» содержит разделы:

· Наша школа

· Наш любимый город

· Моя семья

· Наша область

· Люди нашего города

· Путешествие вглубь веков

· Детский фольклор и игры

· Устное народное творчество нашего города

Каждый раздел поделен на темы, которые ежегодно будут расширяться и конкретизироваться в соответствии с возрастными особенностями учащихся начальной школы. Материал от года к году углубляется, формы работы усложняются.

Программа первого года обучения предполагает формирование понятий о малой родине, воспитание любви к родному дому, семье, школе, городу, в котором живешь. Важнейшая задача: познакомить детей с их окружением (школа, сёла и деревни, достопримечательности города, края). Содержание раздела содействует формированию практических умений ориентироваться в окружающем мире (умение определить свой адрес, найти нужный адрес); этики поведения, взаимоотношений детей и взрослых. Программа предполагает формирование первичных понятий об истории, достопримечательностях Свердловской области, богатстве растительного и животного мира.

Тематическое планирование занятий для 1 класса

N Наименование раздела Количество часов
  Вводное занятие  
  Наша школа  
  Наш любимый город  
  Моя семья  
  Детский фольклор и игры  
  Наша область  
  Люди нашего города  
  Итоговое занятие  
  Всего часов:  

Программа второго года обучения имеет историческое направление и нацелена на расширение знаний детей о Свердловской области ее столице. Дети продолжают знакомиться с символикой городов области, с историческими событиями, повлиявшими на становление нашего края.

 

 

Тематическое планирование для 2 классов

N Наименование раздела Количество часов
  Вводное занятие  
  Путешествие в глубь веков  
  Наша школа  
  Нашгород  
  Моя семья  
  Детский фольклор и игры  
  Наша область (история городов и населённых пунктов Свердловской области)  
  Люди нашего города  
  Итоговое занятие  
  Всего часов:  

Программа третьего класса содержит четыре раздела: «Наши сёла и деревни», «Наша область», «Путешествие вглубь веков», «Люди нашего края». Основное направление внеурочных занятий по краеведению в третьем классе - развитие интеллектуальных и поисково-информационных умений в ходе изучения местного материала. Школьники знакомятся с творчеством выдающихся людей нашего края – поэтов, писателей, художников. Главная цель – расширение кругозора учащихся, пополнение знаний об истории нашего края, его людях. Продолжается и конкретизируется работа по изучению природных особенностей нашей области.

Тематическое планирование для 3 классов

N Наименование раздела Количество часов
  Вводное занятие  
  Наш любимый город  
  Путешествие в глубь веков  
  Наша область (история, полезные ископаемые, водные ресурсы, растительность, животный мир).  
  Люди нашего города  
  Итоговое занятие  
  Всего часов:  

Программа четвертого класса содержит разделы: «Наши сёла и деревни», «Наша область», «Устное народное творчество Свердловской области», «Люди нашего края», «Путешествие в глубь веков».

Некоторые темы внеурочных занятий четвертого года обучения повторяются, но углубляется материал, усложняются формы работы. Дополнительно вводится новый раздел «Устное народное творчество» Свердловской области. Широко используются местные ресурсы: школьный музей и музеи города, культурные учреждения, предприятия и памятные места города. Практическая направленность программы позволяет учащимся усваивать материал в деятельности, развивать интеллектуальные и поисково-информационные умения в ходе изучения местного материала.

 

Тематическое планирование для 4 класса

N Наименование раздела Количество часов
  Вводное занятие  
  Наш любимый город  
  Путешествие в глубь веков  
  Наша область (история, рельеф, полезные ископаемые, водные ресурсы, растительность, животный мир).  
  Устное народное творчество Свердловской области  
  Люди нашего края  
  Итоговое занятие  
  Всего часов:  

 

Учебно-тематический план занятий для 1 класса

N Тема занятий Форма проведения Кол-во часов
  Вводное занятие. Что изучает краеведение. Правила безопасности на занятиях. Беседа. Игры на внимание.  
  Родная школа. Экскурсия по школе  
  Знакомство с пришкольной территорией. Экскурсия около школы. Беседа «Что растёт на клумбе»  
  Из истории школы. Беседа у музейного стенда об образовании школы.  
  Новая жизнь школы в новом здании. Беседа у музейного стенда. Рассказы детей о том, кто из родственников учился в нашей школе.  
  Мой родной город Беседа. Понятие «малая родина».  
  Сёла и деревни вокруг нас. Беседа. Практическое занятие: рисунок «Вот моя деревня»  
  Деревня Нелоба Экскурсия по деревне Нелоба  
  Центр досуга, городская библиотека. Экскурсия в городскую библиотеку М.-Сибиряка Беседа.  
  Моя семья. Беседа.  
  Наши бабушки и дедушки. Беседа. Знакомство с музейными фотоматериалами по этой теме.  
  История моей семьи в фотографиях. Рассказы детей о семейных фотографиях.  
  Что такое фольклор? Беседа. Игра «Узнай сказку»  
  Детский фольклор. Считалки, потешки. Беседа. Конкурс знатоков считалок.  
  Присказки. Игра «Почта» Прослушивание и разучивание присказок. Знакомство с правилами игры «Почта». Проведение игры.  
  Загадки. Игра в фанты. Беседа. Конкурс знатоков. Проведение игры в фанты.  
  Пословицы, поговорки. Беседа. Игра «Закончи пословицу»  
  Детский сатирический фольклор. Дразнилки, ответы в рифму, остроты. Беседа. Разучивание старинных подвижных игр.  
  Праздник детского фольклора. Конкурсы знатоков фольклора, старинные игры. Награждение победителей и активных участников.  
  Свердловская область. Беседа.  
  Герб Свердловской области, история его появления. Беседа.  
  Города Свердловской области. Беседа. Игра «Почта».  
  Город - Екатеринбург Виртуальная экскурсия по городам Свердловской области  
  Город – В.Салда Беседа. Экскурсия.  
  Реки нашего города Беседа. Практическая работа: рисование на тему «На реке ».  
  Викторина «Наша область» Проведение викторины, игр «Почта», «Фанты». Награждение победителей.  
  Наши знаменитые земляки. Рассказы, стихи, беседы  
  Наши земляки – в Великой Отечественной войне. Рассказ о Распопове Б.П.  
  Наши земляки – в Великой Отечественной войне. Экскурсия у музейного стенда.  
  Салдинцы- участники войны Беседа у музейного стенда.  
  «Вспомним всех поимённо» Экскурсия к памятнику погибшим в Великой Отечественной войне. Беседа. Возложение цветов.  
  Наши земляки – герои труда. Беседа.  
  Итоговое занятие. Конкурс знатоков родного края. Конкурс рисунков «Моя малая Родина». Награждение победителей.  

Учебно-тематический план занятий для 2 классов

N Тема занятия Форма проведения Кол-во часов
1. Вводное занятие. Содержание и цель занятий. Правила безопасности во время проведения занятий. Беседа.  
2. Путешествие в глубь веков. Какой была Салда 200 лет назад. Экскурсия по городу  
3. Как можно узнать, что происходило в прошлом. Беседа. Знакомство с письменными источниками, с фотоматериалами, хранящимися в городском музее.  
4. Отражение жизни крестьян в загадках. Беседа. Отгадывание загадок  
5. Предметы быта и орудия труда крестьян. Беседа и экскурсия в городской музей  
6. Родная школа. Учителя и ученики разных лет. Экскурсия по школе и музею. Знакомство с фотоархивом.  
7. Кто учился в нашей школе? Рассказ об учителях - выпускниках школы. Рассказы детей о своих родных, учившихся в нашей школе.  
8. Из истории школы. Беседа у музейного стенда об образовании и развитии школы.  
9. Новая жизнь школы. Беседа у музейного стенда. Практическое занятие: рисунок и рассказ на тему «Школа будущего»  
10. Мой родной город Беседа. Углубление понятия «малая родина».  
11. Сёла и деревни вокруг нас. Встреча со старожилами, беседа о существующих и исчезнувших деревнях.  
12. Прошлое и настоящее. Экскурсия в деревню Медведево  
13. Прошлое и настоящее. Экскурсия в деревню Медведево, беседы с местными жителями  
14. Моя семья. Беседа.  
15. Наши бабушки и дедушки. Беседа. Знакомство с музейными фотоматериалами по этой теме.  
16. История моей семьи в фотографиях. Рассказы детей о семейных фотографиях. Участие в проекте «Фотография, на которой меня ещё нет».  
17. Что такое фольклор? Детский фольклор. Считалки, потешки. Беседа. Игра «Узнай сказку». Конкурс знатоков считалок. Выразительное чтение потешек. Работа над проектом «Считалки в прошлом и настоящем»  
18. Присказки. Игры «Почта», «Кухня», «Колечко», «Фанты». Прослушивание и разучивание присказок. Проведение игр.  
19. Загадки. Пословицы, поговорки. Скороговорки. Конкурс знатоков загадок. Игра «Закончи пословицу». Упражнения в проговаривании скороговорок.  
20. Детский сатирический фольклор. Дразнилки, ответы в рифму, остроты. Беседа. Разучивание старинных подвижных игр.  
21. Праздник детского фольклора. Конкурсы знатоков фольклора, старинные игры. Представление проектов. Награждение победителей и активных участников.  
22. Свердловская область. Герб нашей области, история его появления. Беседа. Заочная экскурсия по историческим местам Екатеринбурга  
23. Города Свердловской области. Беседа. Викторина «Узнай город»  
24. Города Свердловской области. Виртуальная экскурсия по городам области  
25. Самые древние города области. Беседа. Заочная экскурсия.  
26. Реки нашей области. Беседа. Проектная деятельность.  
27. Презентация и викторина «Наша область». Проведение викторины, игр «Почта», «Фанты». Представление проектов. Награждение победителей.  
28. Наши знаменитые земляки. Презентация  
29. Наши земляки – в Великой Отечественной войне. Рассказ о прадедушках, дедушках, земляках.  
30. Наши земляки – в Великой Отечественной войне. Экскурсия у музейного стенда.  
31. Салдинцы - участники войны Беседа у музейного стенда.  
32. «Вспомним всех поимённо» Экскурсия к памятнику погибшим в Великой Отечественной войне. Беседа. Возложение цветов.  
33. Наши земляки – герои труда. Беседа.  
34. Подведение итогов работы кружка. Проведение краеведческой выставки с творческими отчётами членов кружка. Интерактивное занятие.  

Учебно-тематический план занятий для 3 классов

N Тема занятия Форма проведения Кол-во часов
1. Вводное занятие. Содержание и цель занятий. Правила безопасности во время проведения занятий. Беседа.  
2. Путешествие в глубь веков. Какой была Салда 200 лет назад. Экскурсия по городу  
3. Как можно узнать, что происходило в прошлом. Беседа. Знакомство с письменными источниками, с фотоматериалами, хранящимися в городском музее.  
4. Отражение жизни крестьян в загадках. Беседа. Отгадывание загадок  
5. Предметы быта и орудия труда крестьян. Беседа и экскурсия в городской музей  
6. Родная школа. Учителя и ученики разных лет. Экскурсия по школе и музею. Знакомство с фотоархивом.  
7. Кто учился в нашей школе? Рассказ об учителях - выпускниках школы. Рассказы детей о своих родных, учившихся в нашей школе.  
8. Из истории школы. Беседа у музейного стенда об образовании и развитии школы.  
9. Новая жизнь школы. Беседа у музейного стенда. Практическое занятие: рисунок и рассказ на тему «Школа будущего»  
10. Мой родной город Беседа. Углубление понятия «малая родина».  
11. Сёла и деревни вокруг нас. Встреча со старожилами, беседа о существующих и исчезнувших деревнях.  
12. Прошлое и настоящее. Экскурсия в деревню Медведево  
13. Прошлое и настоящее. Экскурсия в деревню Медведево, беседы с местными жителями  
14. Моя семья. Беседа.  
15. Наши бабушки и дедушки. Беседа. Знакомство с музейными фотоматериалами по этой теме.  
16. История моей семьи в фотографиях. Рассказы детей о семейных фотографиях. Участие в проекте «Фотография, на которой меня ещё нет».  
17. Что такое фольклор? Детский фольклор. Считалки, потешки. Беседа. Игра «Узнай сказку». Конкурс знатоков считалок. Выразительное чтение потешек. Работа над проектом «Считалки в прошлом и настоящем»  
18. Присказки. Игры «Почта», «Кухня», «Колечко», «Фанты». Прослушивание и разучивание присказок. Проведение игр.  
19. Загадки. Пословицы, поговорки. Скороговорки. Конкурс знатоков загадок. Игра «Закончи пословицу». Упражнения в проговаривании скороговорок.  
20. Детский сатирический фольклор. Дразнилки, ответы в рифму, остроты. Беседа. Разучивание старинных подвижных игр.  
21. Праздник детского фольклора. Конкурсы знатоков фольклора, старинные игры. Представление проектов. Награждение победителей и активных участников.  
22. Свердловская область. Герб нашей области, история его появления. Беседа. Заочная экскурсия по историческим местам Екатеринбурга  
23. Города Свердловской области. Беседа. Викторина «Узнай город»  
24. Города Свердловской области. Виртуальная экскурсия по городам области  
25. Самые древние города области Беседа. Заочная экскурсия.  
26. Реки нашей области. Беседа. Проектная деятельность.  
27. Презентация и викторина «Наша область». Проведение викторины, игр «Почта», «Фанты». Представление проектов. Награждение победителей.  
28. Наши знаменитые земляки. Презентация  
29. Наши земляки – в Великой Отечественной войне. Рассказ о прадедушках, дедушках, земляках.  
30. Наши земляки – в Великой Отечественной войне. Экскурсия у музейного стенда.  
31. Салдинцы - участники войны Беседа у музейного стенда.  
32. «Вспомним всех поимённо» Экскурсия к памятнику погибшим в Великой Отечественной войне. Беседа. Возложение цветов.  
33. Наши земляки – герои труда. Беседа.  
34. Подведение итогов работы кружка. Проведение краеведческой выставки с творческими отчётами членов кружка. Интерактивное занятие.  

Учебно-тематический план занятий для 4 классов

N Тема занятия Форма проведения Кол-во часов
1. Вводное занятие. Содержание и цель занятий. Правила безопасности во время проведения занятий. Беседа.  
2. Путешествие в глубь веков. Какой была Салда 200 лет назад. Экскурсия по городу  
3. Как можно узнать, что происходило в прошлом. Беседа. Знакомство с письменными источниками, с фотоматериалами, хранящимися в городском музее.  
4. Отражение жизни крестьян в загадках. Беседа. Отгадывание загадок  
5. Предметы быта и орудия труда крестьян. Беседа и экскурсия в городской музей  
6. Родная школа. Учителя и ученики разных лет. Экскурсия по школе и музею. Знакомство с фотоархивом.  
7. Кто учился в нашей школе? Рассказ об учителях - выпускниках школы. Рассказы детей о своих родных, учившихся в нашей школе.  
8. Из истории школы. Беседа у музейного стенда об образовании и развитии школы.  
9. Новая жизнь школы. Беседа у музейного стенда. Практическое занятие: рисунок и рассказ на тему «Школа будущего»  
10. Мой родной город Беседа. Углубление понятия «малая родина».  
11. Сёла и деревни вокруг нас. Встреча со старожилами, беседа о существующих и исчезнувших деревнях.  
12. Прошлое и настоящее. Экскурсия в деревню Медведево  
13. Прошлое и настоящее. Экскурсия в деревню Медведево, беседы с местными жителями  
14. Моя семья. Беседа.  
15. Наши бабушки и дедушки. Беседа. Знакомство с музейными фотоматериалами по этой теме.  
16. История моей семьи в фотографиях. Рассказы детей о семейных фотографиях. Участие в проекте «Фотография, на которой меня ещё нет».  
17. Что такое фольклор? Детский фольклор. Считалки, потешки. Беседа. Игра «Узнай сказку». Конкурс знатоков считалок. Выразительное чтение потешек. Работа над проектом «Считалки в прошлом и настоящем»  
18. Присказки. Игры «Почта», «Кухня», «Колечко», «Фанты». Прослушивание и разучивание присказок. Проведение игр.  
19. Загадки. Пословицы, поговорки. Скороговорки. Конкурс знатоков загадок. Игра «Закончи пословицу». Упражнения в проговаривании скороговорок.  
20. Детский сатирический фольклор. Дразнилки, ответы в рифму, остроты. Беседа. Разучивание старинных подвижных игр.  
21. Праздник детского фольклора. Конкурсы знатоков фольклора, старинные игры. Представление проектов. Награждение победителей и активных участников.  
22. Свердловская область область. Герб нашей области, история его появления. Беседа. Заочная экскурсия по историческим местам Екатеринбурга  
23. Города Свердловской области. Беседа. Викторина «Узнай город»  
24. Города Свердловской области. Виртуальная экскурсия по городам области  
25. Самые древние города области Беседа. Заочная экскурсия.  
26. Реки нашей области. Беседа. Проектная деятельность.  
27. Презентация и викторина «Наша область». Проведение викторины, игр «Почта», «Фанты». Представление проектов. Награждение победителей.  
28. Наши знаменитые земляки. Презентация  
29. Наши земляки – в Великой Отечественной войне. Рассказ о прадедушках, дедушках, земляках.  
30. Наши земляки – в Великой Отечественной войне. Экскурсия у музейного стенда.  
31. Салдинцы- участники войны Беседа у музейного стенда.  
32. «Вспомним всех поимённо» Экскурсия к памятнику погибшим в Великой Отечественной войне. Беседа. Возложение цветов.  
33. Наши земляки – герои труда. Беседа.  
34. Подведение итогов работы кружка. Интерактивное занятие.  

 

Приложение

Пояснительная записка

Программа кружка «Моя малая Родина» разработана на основе Федерального государственного обра­зовательного стандарта начального общего образования, Концепции духов­но-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, ООП НОО МБОУ «СОШ № 10», школьной программы «Гражданско-патриотического воспитания школьников». В программе реализовывается содержание антикоррупционной направленности, правосознания, правовой культуры.

Срок реализации программы - 4года

Количество часов по программе – 135 ч., в неделю –1ч.(1кл.- 33уч.нед., 2-4 кл. – 34 уч.нед.)

Класс – 1 -4

Возраст обучающихся – 6,6 – 10 лет

Краеведение своими корнями уходит в далекое прошлое. У всех народов мира, во все времена были люди, которые хорошо знали окружавшую их местность, её природу, прошлое и современную жизнь. Безвестные народные «краезнатцы» были знатоками родных мест. Свои знания исторического, географического, экономического характера устно или в различных документах они передавали последующим поколениям, тем самым, сохраняя преемственность в материальной и духовной культуре народов. Школа играет важнейшую роль в подготовке подрастающего поколения к творческой деятельности, основанной на соединении теории с практикой. Школа – первый шаг в подготовке к квалифицированному труду. Школа дает ученику систематизированные знания и именно в ней должны даваться знания о своем крае, прививаться соответственное отношение к тому, что окружает школьника, бережное отношение к природе, истории, культуре своего народа.

Использование краеведения помогает учащимся стать настоящими гражданами как своей страны, так и мира. Личные впечатления, которые появляются у учащихся в процессе деятельности с использованием краеведческих материалов (походов, экскурсий) усиливают эффективность всех аспектов воспитания – нравственного, гражданского, эстетического. Так человек становится Человеком, а Родина становится Отечеством: «Родина – место, где мы родились, Отечество – Родина, мною осознанная». Эти слова Михаила Пришвина, большого знатока родного края, могут служить эпиграфом в организации краеведческой работы.

Наша родина – Россия. Это огромная, красивая и богатая страна, где мы живём, чьим воздухом мы дышим, по чьей земле ходим. Есть выражение: «Моя Малая Родина». Что оно обозначает? В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок, деревня или город, улица, дом, где он родился. Это и есть его малая родина. Она у каждого своя, она одна-единственная, как мама.

Содержание программы «Моя малая родина» отражает комплексно-системный подход к родному краю как некой целостности, представленной во всём многообразии составляющих её процессов и явлений. Такой подход позволяет рассматривать природные, исторические, социальные и культурные факторы, формирующие и изменяющие состояние изучаемого региона, в их равноправном взаимодействии. Это наиболее эффективный путь формирования мировоззрения, целостной картины среды обитания, системы научно-обоснованных экологических и социокультурных взглядов, ценностного отношения учащихся к родному краю не только на эмоциональном, но и рациональном уровне.

Ни для кого не секрет, что большинство учеников сельских школ имеют низкий уровень общего развития: ограниченный кругозор, небольшой запас слов, низкий уровень речевой культуры. Это во многом обусловлено семейным воспитанием (чаще всего родители озабочены материальным благополучием, а не духовным, умственным развитием своего ребёнка), смещением приоритетов в обществе (подмена духовных ценностей материальными).

Программа курса «Моя малая родина» ориентирована на глубокое и подробное изучение истории родного края. Постепенно открывая для себя неизвестные страницы истории города, Свердловской области, культивируя в себе интерес к историческому поиску, учащийся сформирует целостное представление о взаимосвязи развития отдельных населенных пунктов, частных событий и развития страны.

Ведущая идея программы – развитие способностей и творческого потенциала ребенка через приобщение не только к многовековой истории родного края, но и к совсем скромной истории родного края, посредством формирования навыков поисковой работы.

Программа построена так, что ребёнок через разнообразную деятельность (игровую, коммуникативную, учебную, трудовую) входил в мир краеведческой культуры, которая предполагает не только усвоение понятийного аппарата и соответствующего содержания курса умений, но и требует от учащегося соответствующего поведения по сохранению творческого подхода к позитивному использованию и преобразованию своего края.

Цель: дать школьникам начальной школы основные знания об истории родного края, о культурных, политических, экономических особенностях Свердловской области, познакомить с достопримечательностями и, что немало важно, людьми, трудившимися здесь и прославившими родной край.

Содержание программы соответствует внеурочной деятельности, целям и задачам основной образовательной программы, реализуемой в нашем образовательном учреждении.

Данная программа «Моя малая родина» рассчитана на преподавание с 1 по 4 классы начальной школы, 33 часа в год (1 час в неделю) для обучающих 1 классов и 34 часа для учеников 2 – 4 классов. Продолжительность проведения занятий 30-35 минут. Занятия по курсу «Моя малая родина» осуществляются во второй половине дня.

Задачи:

В области образования:

  1. содействовать формированию у обучающих представлений об историческом прошлом и настоящем нашей области, о личностях, оставивших заметный след в истории, о вкладе, который внесли жители нашего края в историко-культурное наследие региона;
  2. расширить и углубить знания учащихся, дополняющие школьную программу по окружающему миру;
  3. привить младшим школьникам умения и навыки поисковой деятельности;
  4. научить учащихся начальных классов наблюдать и описывать факты из истории нашего края, исследовать и систематизировать собранный материал, оформлять его.

В области воспитания:

  1. содействовать гармоничному развитию личности школьника;
  2. сформировать самостоятельность и деловые качества;
  3. развивать способности к поисково-исследовательской, творческой деятельности;
  4. воспитать гуманное отношение к окружающей среде;
  5. способствовать пробуждению интереса и бережного отношения к историческим и культурным ценностям Свердловской области;
  6. приобщить учеников к богатой культуре Свердловской области.

Форма организации занятий – индивидуально-групповая:

  1. Беседы (с использованием, по возможности, презентаций)
  2. Проектная деятельность
  3. Экскурсии (планируются на полугодие и проводятся в определенные, указанные в расписании дни по общешкольному плану, в котором четко определяется мест


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: