Философия позитивизма. Первый позитивизм и эмпириокритицизм.




Сущность позитивизма. Сциентизм- концепция абсолютизации естественной и точной науки. Позитивизм (лат. positivus – положительный) – направление в философии и науке, которое исходит из «позитивного», т. е. из данного, фактического, несомненного и ограничивает им свое исследование, а «метафизические» (философские) объяснения считает теоретически неосуществимыми и практически бесполезными. Будучи реакцией на схоластически-умозрительную философию, позитивизм тем самым считает, что все подлинное положительное знание может быть получено лишь как результат отдельных специальных наук и их синтетического объединения. Философия как особая наука, претендующая на самостоятельное исследование реальности, не имеет смысла, а значит и права на существование. Главным лозунгом позитивизма является утверждение, что каждая наука – сама себе философия. Философские вопросы, считают позитивисты, – это псевдовопросы, не имеющие никакой познавательной ценности; Единственным источником истинного действительного знания объявляются частные (специальные, конкретные) науки и научные дисциплины. Оформившись в особое направление в 30-х гг. 19 в. в трудах французского мыслителя О. Конта (который и ввел сам этот термин), позитивизм прошел три основных этапа в своем развитии: 1.классический позитивизм. 2.Эмпириокритицизм(«критика опыта»). 3.неопозитивизм(логический позитивизм). Каждый из этих этапов имел свою специфику, но неизменно сохранял субъективно-идеалистическую и антидиалектическую основу, а также ориентацию на естественно-математические науки (их методы, способы построения знания, на их язык и т. п.). При этом, было выражено откровенное пренебрежение к гуманитарным наукам как к неточным и несовершенным по сравнению с естествознанием. Говоря о позиции позитивизма, современный логик и философ Г. X. фон Вригт выделяет три его основные догмы: 1.Методологический монизм, т.е. идея единообразия научного метода независимо от различия областей научного исследования. 2. Точные естественные науки, в частности, математическая физика, дают методологический идеал или стандарт, по которому измеряют степень развития и совершенства всех других наук, включая гуманитарные. 3. Третья догма связана с особым пониманием научного объяснения. Она, согласно Вригту, заключается в подведении индивидуальных случаев под гипотетические общие законы природы, включая «природу человека». Попытка трактовать факты в терминах намерений, целей, стремлений позитивистами либо отвергается как ненаучная, либо делается попытка преобразовать их в естественнонаучные объяснения. Эмпириокритицизм („критика опыта"), или махизм, – субъективно идеалистическое течение, основанное Авенариусом и Махом. эмпириокритицизм выступал в качестве разновидности позитивизма. Считая основным законом Познания "экономию мышления ", эмпириокритицизм „очищает" понимание опыта от понятий материи (субстанции), необходимости, причинности и т. д. как „априорных апперцепций" (рассудочных понятий), якобы незаконно привносимых в опыт. В итоге эмпириокритицизм выдвигает представление о мире как совокупности „нейтральных элементов", или „ничьих" ощущений. Вводя учение о принципиальной координации, т.е. неразрывной связи субъекта и объекта, эмпириокритицизм превращается в систему субъективного идеализма. Продолжением „антиметафизического" учения эмпириокритицизма стал неопозитивизм.

Неопозитивизм. Основные принципы и проблема истины

Неопозитивизм.

Это третий – последний – этап позитивизма и одно из ос-новных направлений западной философии, особенно активно себя проявившее в 30–60-е гг. XX в. (Карнап, Шлик, Найрат, Расселб Франк и др.). В нем объединяются различные теории: логический позитивизм, логический эмпиризм, логический атомизм, философия лингвистического анализа, аналитическая философия, критический рационализм. Основные идеи неопозитивизма были сформулированы в 20-е гг. 20 в. в рамках деятельности Венского кружка. Представители неопозитивизма внесли определенный вклад в решение целого ряда сложных и актуальных философско-методологических проблем (роль знаково-символических средств в научном познании, возможности математизации знания и др). Отделяя науку от философии, они считали, что единственно возможным знанием является только специальное знание, а задача философии – анализ языковых форм последнего, и прежде всего языка науки. Важное значение неопозитивисты придавали принципу верификации. Верификация (доказательство, подтверждение) – процедура установления истинности научных положений в процессе их эмпирической проверки, т. е. с помощью наблюдения, измерения или эксперимента. В современной логике и методологии науки различают непосредственную верификацию (наиболее тесно и прямо «выходящую» на факты) и опосредованную (через логические следствия из проверяемого положения). Верифицируемость научных выводов может быть отнесена к одному из важных признаков (критериев) научности.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-07-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: