Методические указания по проведению практических занятий
В преподавании курса по выбору «Коммуникации в системе управления»главной задачей преподавателя является донесение информационного материала до слушателя, его усвоение и осмысление. В процессе обучения преподаватель должен стремиться формировать у обучающихся управленческие способности в знании, умении и владении:
· в качестве коммуникативной личности адаптироваться к меняющимся условиям профессиональной деятельности, связанной с социокультурными, социально-экономическими и политическими условиям жизни;
· анализировать и синтезировать любую поступающую информацию и адекватно реагировать на неё;
· грамотно ясно и четко строить диалог в профессиональной деятельности, используя деловое общение;
· публично выступать перед аудиторией, используя ораторские методы и приемы;
· оценивать свои результаты деятельности в решении нестандартных профессиональных задач, используя материал данного курса по выбору.
Тематика и содержание практических занятий определяются данной рабочей программой, которая составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования направления подготовки 39.04.01 Социология.
Для формирования понятийного аппарата и осмысления предмета, преподавателю необходимо учитывать уровень вузовской подготовки студентов, их кругозор. В процессе изложения материала лекции, соблюдая регламент занятия, необходимо использовать активные и интерактивные формы обучения, в частности, подготовку презентации или фильма посредством программ: Movie maker, Sony Vegas, iMovie, Adop Premier, Power Paint. Также при необходимости студенты могут иллюстрировать материал схемами, таблицами и рисунками.
По своей структуре практические занятия разнообразны. Их структура зависит от содержания и характера излагаемого материала. Разрабатывая план и конспект занятия, преподавателю необходимо излагать: название темы, формулировать цель и задачи, перечень основных разделов. В план практического занятия необходимо включать вопросы, которые входят в перечень вопросов для зачета по данному курсу.
Семинарские занятия курса по выбору «Коммуникации в системе управления»направлены на расширение полученных ранее знаний, возможности принимать самостоятельные решения в жизненных ситуациях.
Семинары призваны осмыслять полученный в обобщенной форме материал, углублять, расширять и детализировать информацию, содействовать выработке навыков профессиональной деятельности. В процессе обучения студенты учатся творчески воплощать учебный материал в доклады с презентациями и фильмы.
Полученные в процессе усвоения материала знания развивают у студентов научное мышление и речь, прививают навыки поиска. Воспроизведение материалов просмотренных презентаций и фильмов по темам курса, а также их самостоятельная работа позволяют грамотно формулировать и излагать пройденный учебный материал. В то же время знания выступают как средство оперативной обратной связи. Усвоенный материал дает возможность студенту более глубоко разбираться в событиях сегодняшнего дня.
Структура семинарских занятий курса по выбору «Коммуникации в системе управления» включает:
· постановку вопросов преподавателем для студентов;
· разбор конкретных ситуаций, с целью формирования и развития у студентов управленческих профессиональных навыков;
· выступления студентов с докладами и презентациями перед аудиторией, а также фильмами помогает более глубокому осмыслению и запоминанию материала;
Структура коллоквиумов включает:
· проверка знаний студентов по материалам курса.
Студенты отвечают на вопросы преподавателя как устно, так и письменно или делятся на команды, задают вопросы друг другу. Также преподаватель может в обучающей атмосфере создать для студентов проблемные ситуации, где они должны показать знания предмета.
ü Коллоквиум №1 «Исторические и современные аспекты коммуникативной деятельности»;
ü Коллоквиум №2 « Этические нормы деловой коммуникации».
9 Нормативные документы:
1. Поручение Президента РФ от 02.08.2009 № Пр-2009.
2. Распоряжение Правительства РФ от 29.10.2009 № 1578-р.
3. Письмо Министерства образования и науки РФ от 16.12.2009 № 03-2567 «Об обеспечении апробации комплексного учебного курса ОРКСЭ».
4. Письмо Министерства образования и науки РФ от 24.10.2011 № МД-1427/03 «Об обеспечении преподавания комплексного учебного курса ОРКСЭ».
5. Распоряжение Правительства РФ от 28.01.2012 N 84-р. «План мероприятий по введению с 2012/13 учебного года комплексного курса ОРКСЭ».
6. Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.01.2012 № 69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004 № 1089».
7. Приказ Министерства образования и науки РФ от 01.02.2012 № 74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования РФ от 09.03.2004 N 1312».
8. Материально-техническое обеспечение дисциплины:
Аудитория, оснащенная следующей техникой: ноутбук, видеопроектор, экран, флэшки с иллюстративными аудио и видеозаписями. Компьютерные классы с постоянным выходом в Интернет.