Домашняя контрольная работа
По междисциплинарному курсу
«Методика обучения грамоте детей дошкольного возраста»
Дополнительной профессиональной образовательной программы – программы профессиональной переподготовки по квалификации – воспитатель детей дошкольного возраста
Преподаватель Мещерякова Светлана Владимировна
Тема: Содержание и методика обучения грамоте детей старшего дошкольного возраста
Цель домашней контрольной работы – формирование представлений о содержании и методике подготовке детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте
Задание:
1. Заполните таблицу по следующим направлениям работы педагога
2. По каждому из направлений подберите по 8-10 дидактических игр, речевых упражнений. Описание сделать по следующей схеме: название, цель, оборудование, описание
Рекомендации по выполнению
1. При выполнении Задания 1следует:
- обязательно проработать источники выделенные красным цветом в списке основной литературы,
- в списке литературы оставить только те источники, которые были использованы в работе,
- результаты работы (титульный лист работы и заполненные таблицы, список использованной литературы) должны быть распечатаны и вложены в файл
2. Перечень литературы носит рекомендательный характер (за исключением, выделенных красным цветом) по усмотрению студентов может быть дополнен другими источниками
Срок сдачи: 07.11.2017
Форма сдачи: электронный вариант домашней контрольной работы отправить по адресу 1515099@mail.ru
ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПРЕДЛОЖЕНИЕМ
Этапы работы | Цель | Программное содержание | Приёмы |
Ознакомление с предложением | Формирование представлений о предложениях как интонационно – смысловой единицы речи. | -Понимание детьми, что предложение выражает законченную мысль. -понимание и использование в речи термина предложение. - вычленение смысловой стороны предложения (о ком, о чём). | |
Ознакомление со словесным составом предложения | Осознание словесного состава предложений последовательности слов в предложении и дискретности речи, членораздельность | -членение предложений на слова, определение их последовательности. -составление предложений по заданной инструкции (сост. предложение из двух слов). | |
Анализ и синтез предложений | Овладение практическими навыками анализа и синтеза предложений, словоизменения в предложении. | -Практиковаться в членении предложений на слова и составление предложений из 2-4 слов. -закрепление знаний о последовательности слов в предложении. | |
Схематическая запись предложений. | Овладение навыками начального моделирования. | -схематическая запись предложений с обозначением начала и конца. -ознакомление с приёмом составления предложений к заданным схемам, -подбор схемы к заданным предложениям из множества других схем. | |
Предложения повествовательные, вопросительные, восклицательные | Развитие интонационной выразительности речи. | -овладение способами передачи интонационной выразительности речи при кодировании и декодировании с помощью знаков?! | |
Правила записи предложения буквами | Овладение способом вариативной фиксации предложений. | -раздельное написание слов -употребление заглавной буквы -обозначение конца предложений -употребление предлогов союзов. | |
Составление и запись коротких рассказов. | Творческая речевая деятельность. | -составление и запись рассказов по серии сюжетных картин. |
ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПОНЯТИЕМ «СЛОВО»
Что дети должны знать | Что уметь | Приёмы работы |
ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СО СЛОГОУДАРНОЙ СТРУКТУРОЙ СЛОВА
Что дети должны знать | Что уметь | Приёмы работы |
ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СО ЗВУКОВЫМ СТРОЕНИЕМ СЛОВА
Что дети должны знать | Что уметь | Приёмы работы |
Основная литература
- Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку: Учебное пособие. - М., 1997.
- Сохин Ф. А. Подготовка к обучению грамоте.// Развитие речи детей дошкольного возраста.- М.,1984.
- Филиппова С. О. Подготовка дошкольников к обучению письму. СПб,, 2001
- Занятия по обучению грамоте в ДОУ: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ/ авт.-сост. Л. А. Кулешова. Воронеж: Учитель, 2005
- Методические условия обучения детей грамоте: методическое пособие/ Микляева Н. В., Микляева Ю. В.- М.: Айрис-пресс,2007
- Предшкольное обучение грамоте в ДОУ: Методика и конспекты игровых занятий к программе «Радуга»/ Авт.-сост. Н. А. Баева, Н. В, Колмыкова, Т. Л. Солодова.- М.: АРКТИ,2007
Дополнительнаялитература
- Занятия по обучению грамоте в ДОУ: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ/ авт.-сост. Л. А. Кулешова. Воронеж: Учитель,2005
- Конспекты интегрированных занятий в подготовительной группе детского сада. Познавательное развитие. Развитие речи. Обучение грамоте: Практическое пособие для воспитателей ДОУ/ авт.-сост. А. В. Аджи. Воронеж: Учитель, 2006
- Тумакова Г.А. Звучащее слово (картины, таблицы, метод. руководства). – М., 1983.
- Тумакова Г.А. Учите, играя. М., 1983
- Методика обучения грамоте/сост. Т. П. Сальникова. М.: Сфера, 2000
- Колесникова Е.В. Развитие интереса и способностей к чтению у детей 6-7 леи. М, 2003
- Эльконин Д. Б. Как учить детей читать.М.,Знание,1976.Вып. 4.
- ЛеонтьевА.А.Язык,речь, речевая деятельность.М.,1969.
- Тумакова Г.А. Ознакомление дошкольников со звучащим словом.М.,1983.
- Методика обучения грамоте/сост. Т. П. Сальникова. М.: Сфера, 2000
- Кудрова Т. И. Использование игровых приемов при обследовании фонематического восприятия, навыков звукового анализа и синтеза у детей./ Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии, № 2, 2008
- Селиверстов В. И. Речевые игры с детьми. М.: Владос,1994
- Смирнова Л. Н. Обучение дошкольников чтению. Занятия с детьми 5-7 лет: Пособие для воспитателей и родителей. М.: Мозаика-синтез, 2005
- Эльконин Д. Б. Как учить детей читать.М.:1976
- Швайко Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи. - М.: Просвещение,1988
- Чтение и письмо по системе Д. Б. Эльконина: Книга для учителей.- М.: Просвещение,1993
- Филиппова С. О. Подготовка дошкольников к обучению письму. Влияние специальных физических упражнений на эффективность формирования графических навыков: Методическое пособие. -СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001
- Астафьева Е. О. Играем, читаем, пишем: Методическое пособие и рабочие тетради. -СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2002
Периодические издания
1. Детский сад от А до Я.Научно-методический журнал для педагогов и родителей. Редакционный совет: Гриценко З., Ерофеева Т., Комарова Т.С., Савенков А. И. и др..
2. Детский сад: теория и практика. Научно-методический журнал.Редакционный совет: Кравцова Е. Е., Гогоберидзе А. Г, Кудрявцев В. Т., и др. Издательство Москва.
3. Дошкольное воспитание. Научно-методический журнал для педагогов ДОУ.
Интернет ресурсы
1 https://dob.1september.ru/ Дошкольное образование (сайт газеты)
2 https://www.dovosp.ru/ Дошкольное воспитание (сайт журнала)
3 Государственная Академия инноваций www.gain.ru
4 Гуманитарный издательский центр «Владос» www.vlados.ru
5 Издательский дом «Первое сентября» www.1september.ru
6 Министерство образования и науки РФ www.edu.ed.gov.ru
7 Народная библиотека www.biglid.com.au
8 Российский образовательный портал www.school.ru
9 Российский портал открытого образования www.openet.ru
10 Сайт «Все для детского сада» www.ivalex.vistcom.ru
11 Сайт института образовательной политики «Эврика» www.eurekanet.ru
12 Централизованная библиотечная система «Киевская»www.cl.ru