по дисциплине «Педагогика»




Перечень вопросов к государственному экзамену

 

1. Возникновение и развитие педагогики как самостоятельной отрасли знания. Объект и предмет, функции педагогической науки. Основные категории педагогики: воспитание, обучение, образование, развитие, формирование, социализация, самовоспитание, самообразование. Система педагогических наук. Связь педагогики с другими науками.

 

2. Цель воспитания, её социальная обусловленность. Трактовка цели воспитания в важнейших директивных документах Республики Беларусь. Стратегические, тактические, и оперативные педагогические цели. Дидактические и воспитательные цели. Целеполагание как деятельность педагога. Технология педагогического целеполагания.

 

3. Система образования Республики Беларусь. Структура образования. Различные типы учреждений образования Республики Беларусь. Основные тенденции развития образования: массовость, непрерывность, учёт национальных особенностей, интернационализация, стандартизация, гуманизация, гуманитаризация, дифференциация, индивидуализация, информатизация. Принципы государственной политики в сфере образования.

 

4. Дидактика как наука. Становление и развитие дидактики. Предмет и задачи дидактики. Основные категории дидактики: образование, обучение, преподавание, учение. Дидактика и частные методики.

 

5. Содержание образования. Компоненты содержания образования (знания, умения, навыки и привычки, опыт деятельности, опыт отношений). Принципы и критерии отбора содержания общего образования. Нормативные документы, определяющие содержание образования: государственный образовательный стандарт, учебный план, учебная программа. Учебники и учебные пособия, основные требования к ним.

 

6. Сущность процесса обучения, его двусторонний характер и функции (образовательная, воспитательная, развивающая). Структурные компоненты процесса обучения. Виды обучения. Характеристика учения и преподавания. Деятельность учителя и обучающегося.

 

7. Общая характеристика закономерностей, принципов и правил обучения. Система дидактических принципов обучения. Взаимосвязь закономерностей, принципов и правил обучения.

 

8. Различные подходы к классификации методов обучения (по источнику получения знаний, по характеру познавательной деятельности, по дидактическим целям, по месту в структуре познавательной деятельности). Подходы к выбору методов при проектировании педагогического процесса.

 

9. Классификация методов организации учебно-познавательной деятельности в зависимости от источника получения знаний: словесные, наглядные, практические, игровые.

10. Педагогические средства обучения: характеристика, классификация (идеальные, материальные). Технические средства обучения. Выбор средств обучения при организации образовательного процесса.

 

11. Общая характеристика классно-урочной системы организации обучения. Урок как основная форма организации обучения. Типологии и структура уроков, требования к уроку. Дополнительные формы организации обучения. Нетрадиционные уроки. Подготовка учителя к различным формам учебной работы.

 

12. Воспитание, его сущность, цели, особенности. Структура содержания воспитания. Гуманистическая направленность воспитания. Воспитание, самовоспитание, перевоспитание. Критерии воспитанности. Пути повышения эффективности воспитательного процесса.

 

13. Общие педагогические закономерности и движущие силы воспитания. Принципы воспитания. Единство и взаимосвязь принципов воспитания в образовательном процессе.

 

14. Методы и приёмы воспитания. Система общих методов воспитания, различные подходы к классификации методов воспитания (формирования сознания личности, организации деятельности и формирования опыта общественного поведения, стимулирования, контроля эффективности воспитания). Выбор методов воспитания и их взаимосвязь.

 

15. Средства воспитания. Классификация средств воспитания. Особенности использования средств воспитания.

 

16. Умственное воспитание. Мировоззрение как цель и результат воспитания: сущность, функции. Структура мировоззрения. Основные виды мировоззрения. Условия формирования мировоззрения. Условия формирования мировоззрения учащихся. Система умственного воспитания школьников.

 

17. Сущность идеологического воспитания. Гражданское и патриотическое воспитание: сущность, цель и задачи. Структура гражданственности (правовая, политическая, нравственная культура). Взаимосвязь патриотизма и культуры межнациональных отношений, их сущность, содержание.

 

18. Цель, задачи и содержание нравственного воспитания. Методы формирования нравственной мотивации деятельности. Воспитание национального самосознания. Воспитание дисциплины и культуры поведения. Система нравственного воспитания школьников.

 

19. Сущность эстетического воспитания. Цель, задачи и содержание эстетического воспитания. Структура эстетической культуры личности. Методы и средства эстетического воспитания учащихся в учебной и внеучебной деятельности.

 

20. Сущность трудового и профессионального воспитания, его значение в формировании личности учащихся. Цель, задачи и содержание трудового и профессионального воспитания в школе. Система трудового воспитания в школе (виды трудовой деятельности). Система профессионального воспитания.

 

21. Сущность гендерного воспитания (понятие «гендер», «гендерные роли», «гендерные стереотипы»). Цель, задачи и содержание гендерного воспитания. Семья как воспитательный институт. Характеристика современной семьи: типы, структура, функции.

 

22. Сущность экологического воспитания. Цель, задачи и содержание экологического воспитания. Система экологического воспитания школьников. Особенности планирования и организации экологического воспитания и формирования культуры безопасной жизнедеятельности в образовательном процессе.

 

23. Сущность валеологического воспитания. Цель, задачи и содержание валеологического воспитания. Составляющие здорового образа жизни: правила гигиены, культура питания, двигательный режим и т.д. Система валеологического воспитания школьников. Сущность физической культуры личности. Си стема формирования физической культуры личности.

 

24. Общая характеристика коллектива. Признаки коллектива. Структура коллектива. Этапы развития коллектива. Пути формирования ученического коллектива: коллективная деятельность, самоуправление, здоровое общественное мнение, традиции, перспективы.

 

25. Классный руководитель как организатор воспитательной работы в классе. Задачи и содержание работы классного руководителя. Организация воспитательной работы. Планирование и учёт воспитательной работы классного руководителя.

 

26. Задачи внеучебной воспитательной работы. Основные формы воспитательной работы: массовая, групповая, индивидуальная. Дополнительное образование детей и молодёжи, его задачи и содержание. Типы учреждений дополнительного образования детей и молодёжи.

 

27. Социальная роль учителя в обществе. Профессионально значимые качества учителя. Требования к личности современного учителя и его профессиональной компетентности. Педагогическое мастерство. Ступени профессионального роста учителя: умелость, мастерство, творчество, новаторство.

 

Преподаватель Кулак Н.И.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: