ДОХОДЫ, РАСХОДЫ И ПРИБЫЛЬ




КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА


в) обеспечить менеджмент предприятия инструментарием, ко­торый бы позволял ему принимать оптимальные решения, направлен­ные на повышение результативности деятельности банка.

Прибыль — один из основных финансовых показателей резуль­тативности деятельности банка. В общем виде размер прибыли зави­сит от трех глобальных компонентов: доходов; расходов и налогов, а также иных обязательных платежей.

Задания


 


Основная цель деятельности банка как коммерческой организа­ции — получение прибыли. С бухгалтерской точки зрения прибыль представляет собой положительную разницу между доходами и рас­ходами предприятия.

В общем случае основными источниками доходов банка следу­ет считать все проводимые им активные операции, а также частично — пассивные операции. Наряду с основными банки имеют и дополни­тельные (прочие) источники доходов. И те и другие могут быть как стабильными, так и нестабильными.

Доходы от пассивных операций банк может получать в форме комиссионного вознаграждения (комиссий). Доходы от активных опе­раций можно разделить на операционные (от проводимых операций) и неоперационные.

По аналогии с классификацией доходов расходы банка также можно разделить на операционные и неоперационные. Расходы долж­ны быть по возможности минимальными (в расчете на выбранные контрольные показатели, наиболее адекватно отражающие конечную эффективность работы предприятия), а потому ими необходимо постоянно управлять, предупреждая как минимум нерациональное ис­пользование его средств. С этой целью используются процедуры бюд­жетирования — регулярного самостоятельного составления совокуп­ности финансовых планов (бюджетов) банка.

Для оценки эффективности работы коммерческого банка необ­ходимо проводить факторный анализ его доходов и расходов, который заключается в том, чтобы на основе количественной оценки взаимо­связанных параметров, оказывающих решающее влияние на размеры доходов и расходов:

а) выявлять основные факторы, результатом действия которых
явилось увеличение или уменьшение прибыли;

б) оценивать надежность и стабильность источников прибыли,
в том числе на перспективу;


9.1. Подберите каждому термину соответствующее определение, со­вместив левую часть таблицы (цифра) и правую (буква).

 

  Доходы от пассивных операций А Доходы за информационные, обучающие, консультационные услуги банка
  Доходы от активных операций Б Банк получает в форме комиссионного вознаграждения
  Операционные доходы В Включают в себя налоги, платежи, уплаченные штрафы, пени, неустойки
  Неоперационные доходы Г Включают операционные и неоперацион­ные доходы банка
  Неоперационные расходы Д Включают в себя процентные и непро­центные доходы банка
  Процентная маржа Е Основной финансовый показатель деятельности банка
7 Участники банка Ж Основной показатель результативности средств, вкладываемых участниками банка
  Прибыль   Цена ссужаемой во временное пользова­ние стоимости
  Рентабельность кпитала И Заинтересованы в прибыли как норме дохода на вложенный капитал
  Ссудный процент к Количественно равна разнице между суммами процентных доходов и процент­ных расходов

9.2. Оцените, верны ли следующие утверждения (ответ — да или нет).

1. Операционные расходы — это процентная маржа.

2. Процентные расходы — разница между полученными и вып­лаченными банком процентами.

9. Банковское дело. 129


3. Банк может получать доходы как от основной деятельности, так и от инвестиционной.

4. Оказание услуг не приносит дохода банку.

5. Информационные услуги банк оказывает для привлечения и удержания клиентов.

6. Валовой доход банка образует процентная маржа.

7. Прибыльность и рентабельность банка — синонимы.

8. Для банка большее значение имеет прибыльность собственно­го капитала, чем рентабельность капитала.

9. В рыночных условиях основной показатель успешности рабо­ты банка — показатель Р/Е.

 

10. В расходах банка основной компонент — переменные издержки.

11. В отличие от производительных предприятий банк несет боль­шие затраты на поддержание безопасности.

12. Операционные расходы банка не зависят от масштабов его де­ятельности.

13. Прибыль, полученная банком, и прибыль, полученная собствен­никами, — разные понятия.

14. Банк не может точно рассчитать себестоимость продукта в силу большого удельного веса неоперационных расходов.

15. В отличие от производительных предприятий в банке доля амортизации в расходах незначительна.

16. Чистая прибыль банка — величина незначительная в силу бо­лее высоких ставок налогообложения, чем у предприятий дру­гих отраслей.

17. В доходах банка преобладают доходы от различных комиссий и тарифов на услуги.

18. Основные доходы банку приносят забалансовые операции.

19. Чем крупнее банк, тем ниже операционные расходы в силу эко­номии на масштабе.

20. Производительность труда не влияет на операционные расхо­ды банка.

Тесты

9.3. Выберите правильный ответ.

1. К неоперационным расходам банка не относят:

а) уплаченные налоги;


б) уплаченные штрафы;

в) убытки от реализации имущества;

г) уплаченные банком комиссионные;

д) верны пункты «б» и «в»;

е) нет верного ответа.

2. Доходы банка, получаемые за обучающие, консультационные
услуги, относятся:

а) к процентным доходам;

б) непроцентным доходам;

в) прочим доходам;

г) нет верного ответа.

3. Комиссионные доходы банка включают:

а) доходы от переоценки инвалютных ресурсов;

б) тарифы за расчетно-кассовое обслуживание;

в) стоимость обязательства банка предоставить кредит;

г) все вышеперечисленное;

д) нет верного ответа.

4. Прочие операционные доходы банка включают доходы:

а) от ведения счета «лоро»;

б) от ведения счета «ностро»;

в) от секьюритизации активов;

г) от управления дебиторской задолженностью.

5. Прочие доходы отличаются от операционных тем, что:

а) носят случайный характер;

б) фрагментарны во времени;

в) не планируются;

г) не учитываются в финансовой отчетности;

д) нет верного ответа.

6. Доходы от финансовой деятельности включают:

а) штрафы и неустойки, взысканные банком;

б) доходы от продажи производных инструментов;

в) доход от реализации залогов;

г) доходы по операциям прошлых лет, поступившие в текущем
финансовом году.

7. Операционные расходы банка — это расходы:

а) на ведение банковского дела;

б) на оплату труда операционистов;

в) на оплату коммуникационных платежей;

г) расходы, необходимые для предоставления конкретной ус­-
луги.


 


8. Расходы на привлечение средств относятся:

а) к операционным;

б) расходам на ведение банковского дела;

в) процентным;

г) переменным издержкам.

9. Расходы на операции на финансовом рынке включают:

а) расходы на оплату услуг профессионалов фондового рынка;

б) расходы на регистрацию проспекта эмиссии;

в) расходы на получение кредитного рейтинга;

г) все вышеперечисленное;

д) нет верного ответа.

10. Расходы на ведение банковского дела относятся:

а) к постоянным издержкам;

б) переменным издержкам;

в) условно-постоянным издержкам;

г) условно-переменным издержкам.

11. Банк может нормировать расходы:

а) на коммунальные платежи;

б) оплату налогов;

в) командировочные нужды;

г) ремонт оборудования.

12. Прочие расходы включают:

а) транспортные расходы;

б) телекоммуникационные расходы;

в) ведение баз данных;

г) уплаченные неустойки.

13. Расходы, связанные со списанием задолженности по кредитам,
относятся:

а) к процентным;

б) прочим;

в) операционным;

г) расходам на проведение операций на финансовом рынке.

14. К непроизводительным расходам относятся расходы:

а) на аренду каналов связи;

б) оплату коммуникационного трафика;

в) членские взносы платежным системам;

г) расходы на рекламу.

15. Капитальные расходы банка включают расходы:
а) на покупку акций торгового портфеля;


б) вложения в инвестиционный портфель;

в) инвестиции в недвижимость;

г) вступление в систему S.W.I.F.T;

д) нет верного ответа.

16. Дебиторская задолженность банка включается:

а) в текущие доходы банка;

б) будущие доходы банка;

в) текущие расходы банка;

г) расходы будущих периодов.

17. Административные расходы банка — это:

а) переменные затраты на себестоимость каждой операции;

б) постоянные затраты, которые могут не учитываться в себе­
стоимости каждой операции после достижения экономии на
масштабе;

в) условно-переменные издержки на себестоимость только от­
дельных операций;

г) условно-постоянные издержки на себестоимость только от­
дельных операции.

18. Валовая прибыль банка — это:

а) балансовая прибыль;

б) прибыль после выплаты дивидендов;

в) чистая прибыль;

г) экономическая прибыль.

19. Чистая прибыль — это:

а) полученный процентгый доход минус процентные расходы;

б) текущие доходы минус операционные расходы;

в) валовой доход минус совокупные расходы;

г) валовая прибыль минус налоговые платежи.

20. Нераспределенную прибыль банк:

а) может использовать по собственному усмотрению;

б) обязан направлять на формирование резервного фонда;

в) должен выплатить учредителям (собственникам);

г) должен использовать на расширение кредитования.

21. К доходам от пассивных операций не относятся доходы:
а) за открытие счета клиенту;

• б) за ведение счета клиента;

в) за выдачу клиенту выписок из счета;

г) за выдачу гарантии клиенту;

д) за выдачу наличных денег.


22. К эксплуатационным расходам банка не относятся расходы:

а) за аренду;

б) на рекламу;

в) командировочные;

г) на уплату обязательных платежей;

д) на обучение персонала.

9.4. Выберите несколько правильных ответов.

1. Источниками доходов банка являются:

а) кредитование;

б) операции с ценными бумагами;

в) операции с наличными деньгами;

г) размещение векселей от своего имени;

д) привлечение депозитов;

е) залоговые операции;

ж) торговля поручительствами.

2. В издержках банка преобладают:

а) дискретные;

б) условно постоянные и условно переменные;

в) расходы на оплату труда;

г) коммуникационные расходы;

д) расходы на выплату процентов;

е) расходы на рекламу и продвижение торговой марки;

ж) расходы на дизайн и разработку новых продуктов.

3. На величину процентной маржи оказывают влияние:

а) объем работающих активов;

б) процентный спрэд;

в) ставка рефинансирования;

г) структура оборотных средств;

д) методы расчета себестоимости;

е) капиталоемкость операций;
ж)разветвленность филиальной сети.

4. Достаточность процентной маржи означает, что банк:

а) получает прибыль;

б) выплачивает акционерам дивиденды;

в) в состоянии выплачивать налоги;

г) в состоянии покрывать свои расходы;

д) может формировать фонд социального обеспечения;

е) создал резервы под возможное обесценение активов;

ж) создал продукты, востребованные рынком.


Ситуационные задачи

9.5. Как бы вы поступили в следующих обстоятельствах?

1. Заместитель председателя правления на совещании началь-­
ников отделов банка предложил всем пройти тестирование, на
основании результатов которого можно будет определить при­-
чины наибольших затрат времени руководителями подразде­-
лений банка. По его мнению, анализ этих причин должен по­-
мочь разработать меры для сбережения рабочего времени
руководителей.

Вы вернулись в отдел и выполнили задание заместителя пред­седателя правления банка. Какие возможные потери вы пред­лагаете устранить?

2. К вам пришел разгневанный клиент и пожаловался на сотруд-­
ника Петрова, который вел себя с ним очень грубо. Петров —
сотрудник молодой, однако работает в банке уже два года и за-­
мечаний до этого случая не получал. В своей объяснительной
записке Петров написал, что его слова были ответом на недо­-
пустимые высказывания в адрес банка и его лично.

Вы вызвали Петрова и посоветовали...

3. Представитель нового корпоративного клиента намекнул вам
на то, что будет очень благодарен, если вы встанете на защиту
его интересов.

Ваши действия?

4. Заместитель председателя правления банка не принял вовре­-
мя решение о предоставлении крупного кредита. В результате
был потерян перспективный для банка клиент (и, соответствен­
но, доходы). Однако на оперативном совещании в потере об-­
винили вас.

Ваши действия?

5. Неприятным сюрпризом для вас оказалось то, что операцио-­
нисты, с которыми у вас были очень хорошие отношения, об­-
манывают банк.

Ваши действия?

6. Руководство банка с целью повышения результативности дея-­
тельности своих сотрудников выдвинуло на обсуждение пред­-
ложение по совершенствованию систем оплаты труда и мате­-
риального стимулирования. Оно предполагает следующее:

1) выбрать из приведенных систем наиболее рациональную:

а) высокие должностные оклады, отражающие сложность ра­боты, ее объем и квалификацию сотрудника,


 




б) невысокие оклады (постоянная часть) и высокая перемен­-
ная часть (премии),

в) невысокий оклад и система доплат, например, за стаж ра­-
боты по специальности, стаж работы в банке и т.п.,

г) постоянная часть заработной платы, составляющая 90%
среднеотраслевого уровня оплаты труда, и премия по резуль­-
татам деятельности банка или отдела;

2) представить свои предложения по организации системы оп­латы труда и ее совершенствованию. Итак, что бы вы предложили?

Деловая игра

9.5. -«Стратегические и финансовые цели деятельности банка» Целью проведения деловой игры является приобретение ее уча­стниками знаний и навыков:

— по формированию стратегических и финансовых целей банка;

определению заинтересованности различных групп участни­ков корпоративного управления (акционеров, менеджмента и персо­нала организации) в достижении определенных целей банка;

— укрупнению (объединению) целей банка.
Игра проводится в несколько этапов.

Этап 1. Инструктаж участников деловой игры. Формирование творческих групп.

Руководитель деловой игры информирует ее участников на каж­дом этапе выполнения задания и проверяет уровень их знаний по стра­тегическому менеджменту и определению целей деятельности банка. На этой основе и формируются творческие группы.

Этап 2. Анализ финансовых и стратегических целей организа­ции.

Руководитель знакомит игроков с возможными стратегически­ми и финансовыми целями кредитной организации (табл. 9.1) и от­крывает дискуссию, в ходе которой учащиеся должны определить характеристики представленных целей и ответить на следующие во­просы:

— какой результат должен быть получен при достижении целей;

— что необходимо делать для достижения данных целей;

— на что влияет достижение целей;

— каков уровень значимости каждой цели?


Таблица 9.1

Стратегические и финансовые цели организации

 

Стратегические цели Финансовые цели
  Увеличение доли на рынке бан­ковских услуг   Увеличение нормы прибыльности активов
  Более высокое и надежное поло­жение банка в банковской системе   Более быстрый рост процентных доходов
  Повышение качества банковских продуктов   Более высокие дивиденды
  Снижение операционных расхо­дов банка по сравнению с основ­ными банками-конкурентами   Более быстрый рост непроцент­ных доходов
  Расширение номенклатуры банковских продуктов   Увеличение доходности на при­влеченные средства
  Повышение репутации банка среди клиентов   Увеличение нормы чистой при­были на уставный капитал банка
  Улучшение обслуживания клиентов   Повышение надежности облига­ций и сертификатов банка
  Признание банка лидером в области технологий и/или ин­новаций по тем или иным видам банковской деятельности   Увеличение объема привлечен­ных денежных средств
  Увеличение возможностей капи­тализации   Увеличение рентабельности собственного капитала банка
      Стабильный доход в периоды банковских кризисов

Этап 3. Выполнение заданий творческими группами.

На основе характеристик целей, полученных на предыдущих этапах деловой игры, участники должны выполнить ряд заданий.

Задание 1. Определение уровня заинтересованности участников корпоративного управления — высших менеджеров, собственников (акционеров) и персонала корпорации — в достижении поставленных целей.

Группы игроков оценивают заинтересованность отдельно взя­той категории сотрудников, используя следующую шкалу: высокий (В), средний (С), низкий (Н) уровень значимости. Оценка уровня значи­мости достижения целей для каждой группы корпоративного управ­ления банком заносится в табл. 9.2.


 




Таблица 9.2 Оценка уровня значимости стратегических и финансовых целей для различных групп участников корпоративных отношений

 

 

 

 

Стратегические цели Уровень значимости Финансовые цели Уровень значимости
  С М П С М П
1 2 3 4 5 6 7 8 9         1 2 3 4 5 6 7 8 9 10        
  Сумма         Сумма      

Примечание. Участниками корпоративных отношений являются: С (соб­ственники, акционеры); М (высшие менеджеры); П (персонал банка).

Затем руководитель игры проводит дискуссию, на которой об­суждается важность целей для всех участников корпоративного уп­равления банком.

По результатам дискуссии должны быть определены:

—причины предпочтения той или иной цели конкретной груп­пой участников корпоративного управления банком;

—влияние достижения данной цели на результаты деятельно­сти кредитной организации.

Задание 2. Объединение (укрупнение) целей.

Многочисленность поставленных целей рассеивает внимание руководства банка и распыляет усилия подразделений и коллекти­вов кредитной организации по их достижению (например, более бы­стрый рост доходов и более быстрый рост денежных поступлений — это однородные цели). Поэтому на данном этапе деловой игры ее уча­стники по группам должны произвести укрупнение целей и заполнить табл. 9.3.

Результаты, полученные каждой творческой группой, передают­ся для анализа другой творческой группе по следующей схеме: группа 1 -» группа 2 -> группа 3 -» группа 4 -> группа 5 -> группа 1.


Таблица 9.3 Взаимосвязи стратегических и финансовых целей

 

Стратегические цели Финансовые цели, обеспечивающие достижение стратегических целей Финансовые цели Стратегические цели, обеспечивающие достижение финансовых целей
  1.1   1.1
  1.2   1.2
  2.1   2.1
  2.2   2.2

С докладами о результатах, полученных творческими группами, выступают их руководители или член группы по выбору всех ее участ­ников. С замечаниями и предложениями выступают руководители групп-оппонентов.

По мере необходимости руководитель деловой игры корректи­рует выступления ее участников.

По итогам проведенной работы производится объединение стра­тегических целей (табл. 9.4).

Этап 4. Подведение итогов деловой игры

Руководитель деловой игры оценивает полученные результаты, отмечая при этом правильность, полноту и оригинальность решения задачи на каждом этапе. Особое внимание уделяется деятельности каж­дой творческой группы и отдельных ее участников. Игроки выступа­ют с замечаниями и предложениями.

Таблица 9.4 Объединение стратегических целей

 

Объединяемые стратегические цели Объединенные стратегические цели
1 2 Стратегическая цель 1 Стратегическая цель 2 Объединенная стратегическая цель
3 4 Стратегическая цель 3 Стратегическая цель 4 Объединенная стратегическая цель
5 6 Стратегическая цель 5 Стратегическая цель 6 Стратегическая цель 7 Объединенная стратегическая цель
  Стратегическая цель 8 Стратегическая цель 9 Объединенная стратегическая цель

 





Валюта баланса Уставный фонд Другие фонды Прибыль Собственные средства Привлеченные средства
? 24 500 9 800 ? 50 000 280 000
Валюта баланса Уставный фонд Другие фонды Прибыль Капитал Обязательные резервы
224 500 50 000 7 100 ? 85 000 2 500

Задачи

9.6. Предложите свои решения. Заполните пустые ячейки.

2. Собственный капитал банка — 40 000 руб. Привлеченные ре­сурсы — 300 тыс. руб. Выданные кредиты — 320 тыс. руб. Сред­няя норма банковского процента за привлекаемые ресурсы — 5% годовых. Средняя ставка по кредитам — 12% годовых. Рас­ходы банка (на зарплату и др.) — 20 тыс. руб. в год. Рассчитай­те норму банковской прибыли.

3. Заполните пустые ячейки.

4. Имеются следующие показатели работы банка в течение квар­-
тала: предоставленные кредиты — 500 тыс. руб., полученный
процентный доход — 35 тыс. руб., полученные комиссионные
по кредитам — 7 тыс. руб. Оцените уровень доходности кре­-
дитных операций банка.


Какие подходы к разработке программы по сокращению издер­жек выделяют специалисты? Какое соотношение между за­тратами и доходом банка считается нормальным в междуна­родной банковской практике?

3. Банк России переводит российскую банковскую систему на международные стандарты банковской деятельности Базель II. Как это повлияет на доходы и расходы российских коммерчес­ких банков?

4. Общемировой тенденцией последних лет было сужение про­центной маржи. Но при этом в развитых странах банковский сектор зарабатывал до 40% всей «корпоративной» прибыли. За счет оказания каких услуг банки получали в докризисный период основные доходы? Какие направления деятельности приносят банкам основные доходы в посткризисный период?


ТЕМА 10



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: