ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 2




 

1.Конституционно правовые нормы и институты.

2.Конституционное право и свободы человека и гражданина.

 

Конституционно-правовые нормы, институты и отношения. Общая характеристика места и роли конституционного права и его объекта, приведенная выше, позволяет правильно подойти к определе нию сущности, особенностей и свойств конституционно-правовых норм, институтов и отношений. Наряду с тем, что им присуще все то, что относится к любой правовой норме (институту, отношению), они обладают и своей спецификой, определяемой прежде всего своеобрази ем их объекта.

Конституционно-правовые нормы — это общеобязательные пра вила, установленные или санкционированные государством, обеспе ченные государственным принуждением или его угрозой и регулирую щие конституционный строй страны. Эти нормы содержатся прежде всего в конституции как высшем и основном законе страны, а также в конституционных и иных законах и других правовых актах.

Особенностями конституционно-правовых норм являются: а) их особая важность и значимость, поскольку в них речь идет о правовом регулировании особого среза общественных отношений, связанного с конституционным устройством; б) широта охвата многими из них ре гулируемых сфер и проблем; в) сравнительно большой удельный вес норм общего характера, которые очень часто не только не исключают, но и предполагают издание на их основе еще и других норм, разъясня ющих, конкретизирующих и развивающих эти общие нормы; г) значи тельно больший, чем в других отраслях права, удельный вес таких видов правовых норм, как нормы-декларации, нормы-принципы, нормы-цели, нормы-программы, нормы-определения, нормы-разъяс нения и др.; д) преобладание в них императивного (повелительного) характера правового регулирования, в отличие от дозволительного, ко торый широко используется в конституционном праве лишь при опре делении прав и свобод человека; е) высшая юридическая сила боль шинства этих норм, обладающих в своем действии приоритетом перед другими правовыми нормами; ж) нередкое отсутствие в этих нормах таких обычных структурных элементов правовых норм, как гипотез (т.е. условий применения норм) и особенно санкций; з) особый поря док и процедура принятия, изменения и отмены этих норм в сравнении с другими правовыми нормами.

Сами же конституционно-правовые нормы могут быть подразделе ны и классифицированы по различным основаниям. Так, по характеру (степени определенности) предписаний эти нормы могут быть импера тивными, когда в них правило поведения предписывается повелитель но, строго, однозначно, безальтернативно, и диспозитивными, когда правило формулируется таким образом, что предоставляется возмож ность выбора того или иного поведения. Примерами первых может служить ст. 116 Конституции РФ («Перед вновь избранным Президен том Российской Федерации Правительство Российской Федерации слагает свои полномочия») и ст. 50 Конституции Франции («Если На циональное собрание примет резолюцию порицания или если оно не одобрит программу или общеполитическую декларацию Правительст ва, то Премьер-министр должен вручить Президенту Республики заяв ление об отставке Правительства»). Примерами вторых являются: по ложение ст. 63 Основного закона ФРГ, согласно которому, если канди датура на должность Федерального канцлера в течение определенного срока так и не смогла получить необходимого большинства голосов членов Бундестага, то «Федеральный президент должен в течение семи дней либо назначить его, либо распустить Бундестаг»; а также положе ние ч. 4 ст. 117 Конституции РФ, согласно которому, если Государст венная Дума отказывает в доверии Правительству, то «Президент в течение семи дней принимает решение об отставке Правительства Рос сийской Федерации или о роспуске Государственной Думы и назначе нии новых выборов». Как уже отмечалось, в конституционном праве, в отличие от отраслей частного права, преобладают императивные нормы.

По их назначению в механизме правового регулирования консти туционно-правовые нормы принято делить на материальные и процес суальные. Если первые отражают содержание действий и тем самым отвечают на вопрос о том, что именно регулируется, то вторые — формы и процедуры правового регулирования, тем самым отвечая на вопрос о том, как осуществляется такое регулирование. Так, в ч. 1 ст. 105 Конституции РФ содержится материальная норма: «Федераль ные законы принимаются Государственной Думой», а в ч. 2 той же статьи — процессуальная норма: «Федеральные законы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если иное не предусмотрено Конституцией Российской Федера ции».

По методу правового регулирования, т.е. по приемам и способам правового воздействия на соответствующие общественные отношения, конституционно-правовые нормы можно разделить на: а) обязывающие («Защита Испании является правом и обязанностью испанцев» — ст. 30 Конституции Испании или «Уважение и защита достоинства человека является первоочередной обязанностью государства» — ст. 2 Конституции Греции); б) запрещающие («Никто из членов королев ской семьи не может быть министром» — ст. 98 Конституции Бельгии или «Применение смертной казни не допускается» — ст. 24 Конститу ции Португалии); в) дозволяющие («Все граждане Нидерландов имеют равное право на доступ к государственной службе» — ст. 3 Конститу ции Нидерландов или «Все немцы пользуются свободой передвижения на всей территории Федерации» — ст. 11 Основного закона ФРГ).

По времени своего действия конституционно-правовые нормы под разделяются на постоянные, которые не ограничены сроком своего дей ствия, и временные, призванные действовать только в определенные периоды (например, в периоды чрезвычайного или военного положе ния). По территориальным масштабам их действия такие нормы разде­ляются на те, которые действуют по всей стране, и те, которые действу ют на территории отдельных регионов, субъектов федерации, автоно мий, муниципальных образований и др. По уровню юридической силы конституционно-правовые нормы можно разделить на те, которые со держатся в конституциях и поэтому обладают высшей юридической силой, и на те, которые содержатся в конституционном законе, обыч ном законе или подзаконном акте и которые поэтому должны соответ ствовать конституции.

Но наиболее дифференцированы конституционно-правовые нормы по форме выражения их конкретного содержания. Это — нормы-правила, нормы-принципы, нормы-определения, нормы-разъ яснения, нормы-декларации, нормы-цели, нормы-программы, нормы-символы, нормы-справки и др. Остановимся кратко на понимании хотя бы некоторых из них, прежде всего наиболее распространенных. Нормы-правила говорят о том, как надо поступать при наступлении того или иного юридического факта (например, полномочия старого парламента истекают в день открытия сессии вновь избранного парла мента; или принятые законы в течение такого-то срока передаются на рассмотрение верхней палаты парламента). Нормы-принципы, как и нормы-декларации, особенно широко используются при характеристи ке основ конституционного строя. Так, в ст. 8 Конституции РФ гово рится, что в РФ признается и защищается равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности, а в ст. 10, что государственная власть в РФ осуществляется на основе раз деления на законодательную, исполнительную и судебную. Статья 2 Конституции Франции содержит положение о том, что принципом республики является «правление народа, народом и для народа». В Конституции Китая закрепляется принцип социализма «От каждо го — по способностям, каждому — по труду» (ст. 17). Примерами норм-деклараций могут служить Федеральный конституционный закон «О нейтралитете Австрии» (1955), в котором говорилось, что «с целью прочно утвердить вовне свою независимость и с целью обеспечить не прикосновенность своей территории Австрия добровольно заявляет о своем постоянном нейтралитете» (ст. 1); положение ст. 1 Основного закона ФРГ о том, что немецкий народ «считает неприкосновенные и неотчуждаемые права человека основой всякого человеческого сообще ства, мира и справедливости на земле»; ст. 2 Конституции РФ: «Чело век, его права и свободы являются высшей ценностью...»

Нормы-определения и нормы-разъяснения направлены на раскры тие сущности и основного содержания какого-либо явления, понятия и т.д. Так, ст. 1 Конституции Франции определяет эту страну как «не делимую, светскую, социальную, демократическую Республику». В ст. 1 Конституции РФ так же дается ее определение, а затем разъяс няется, что наименования «Российская Федерация» и «Россия» равно значны. В ст. 41 Конституции Японии содержится определение, что «парламент является высшим органом государственной власти и един ственным законодательным органом государства». Статья 116 Основ ного закона ФРГ служит наглядным примером нормы-разъяснения, ибо в ней разъясняется, кого нужно считать немцем. Нормы-цели и нормы-программы были сравнительно широко представлены в консти туциях социалистических и ряда развивающихся стран, поскольку в них нередко переносились программные цели и установки правящих партий на строительство социализма и коммунизма. Примерами норм-символов могут служить положения ст. 1 Конституции Гвинеи о девизе республики: «Труд, справедливость, солидарность» и ст. 2 Конститу ции Франции о девизе этой республики: «Свобода, Равенство, Брат ство».

Институты конституционного права — это совокупность (подсис тема) согласованных и взаимосвязанных конституционно-правовых норм, регулирующих определенную сферу (область) общественных от ношений и объединенных общностью конкретных целей такого регули рования. Такими институтами являются институт гражданства, инсти тут личных прав и свобод человека и гражданина, институт главы госу дарства, институты парламента, правительства, местного самоуправле ния, институт избирательного права, институт референдума и др. Эти и другие конституционно-правовые институты далеко неодинаковы как по своей структуре, так и по масштабам регуляции, по числу норм и их юридической силе. Ряд институтов носит сложный в структурном от ношении, комплексный характер, включая в себя большее или меньшее число более частных институтов (например, институт прав и свобод человека и гражданина включает институты личных, политических, экономических, социальных, культурных прав; институт формы госу дарства — институты формы правления, политического режима, формы политико-территориального устройства; институт народного представительства — институты парламента, представительных орга нов штатов (земель), представительных органов муниципалитетов). Системы конституционно-правовых институтов разных стран неоди наковы и могут не включать те или иные конкретные институты. Ясно, например, что в республиканских конституционно-правовых системах отсутствуют отдельные институты, свойственные аналогичным монар хическим системам, а в странах с неразвитой, тоталитарной или моно конфессиональной политической системой могут отсутствовать инсти тут многопартийности, а то и институт самих политических партий.

Конституционно-правовые отношения — это такой вид правоот ношений, который базируется на нормах конституционного права и обеспечивает их реализацию. Хотя большинство конституционно-пра вовых норм порождают соответствующие конкретные правоотноше ния, тем не менее нельзя не учитывать, что в конституционном праве, как уже отмечалось, имеются и такие очень общие по характеру и со держанию нормы (нормы-принципы, нормы-декларации и др.), кото рые непосредственно не порождают таких правоотношений. Напомним также из курса общей теории права, что для возникновения конкретно го правоотношения недостаточно наличия лишь нормы права, посколь ку для этого необходимо еще наступление определенного юридическо го факта (события, действия и др.), приводящего нормы права в дейст вие, а также наличие субъектов этих правоотношений, наделенных со ответствующими правами и обязанностями.

Субъектами конституционно-правовых отношений являются их участники, наделенные определенными правами и обязанностями в области конституционного права. Их классификация намного сложнее по сравнению с отраслями частного права (например, гражданского), где речь идет лишь о физических и юридических лицах. В конституци онном праве как отрасли публичного права субъектами конституцион но-правовых отношений выступают: 1) люди, индивиды, личности (граждане, иностранцы, лица без гражданства, лица с двойным и более гражданством); 2) социальные общности (народ страны, народы субъ ектов федерации, нации и иные этносоциальные общности, классы и иные социальные слои и группы, население административно-террито риальных единиц (областей, провинций, городов, районов и т.д.); 3) го сударство и его составные части (субъекты федерации, автономии); 4) основные органы государственной власти (глава государства, парла мент, правительство, суды, органы конституционного контроля, регио нальные государственные органы, государственные органы местного управления; 5) органы местного самоуправления; 6) общественные объединения, организации и коллективы граждан публичного характе­ра (партии, профсоюзы, религиозные объединения и иные массовые общественные организации, группы избирателей и др.); 7) депутаты представительных органов (парламентов, региональных законодатель ных органов, представительных учреждений местного самоуправле ния).

 

7. Права и свободы человека и гражданина

Всеобщее избирательное право – право граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и самоуправления.

Гарантии защиты прав и свобод – комплекс тех мер, а также предусмотренные законом средства (механизмы), обеспечивающие беспрепятственное пользование правами и свободами.

Гражданские (личные) права и свободы – это неотчуждаемые, естественные права человека, отражающие ценность человеческой жизни, его достоинство и неприкосновенность.

Достоинство личности – основа и цель конституционных прав человека, предполагающая отношение к нему со стороны государства как к высшей ценности.

Коллективные права граждан – права и свободы, реализация которых требует коллективных действий граждан.

Конституционные (основные) обязанности – совокупность закрепленных в Федеральной конституции обязанностей, возлагаемых на всех лиц, пребывающих на территории РФ, или только на граждан РФ.

Конституционные (основные) права и свободы – совокупность закрепленных в федеральной Конституции юридических возможностей, направленных на удовлетворение коренных интересов личности.

Межгосударственные органы по защите прав и свобод человека – международные и иные органы, в компетенцию которых входит рассмотрение жалоб граждан различных государств на нарушение их прав и свобод.

Международные стандарты в области прав человека – закрепленные международным сообществом во Всеобщей Декларации прав человека, Международных Пактах о правах человека, региональных документах, международных договорах принципы и нормы, имеющие обязательную силу для всех государств мира.

Неотчуждаемые права – конституционная характеристика основных прав, призванная оттенить их естественный неотъемлемый характер, принадлежность человеку от рождения независимо от государства.

Неприкосновенность частной жизни – конституционное право каждого человека на личную и семейную тайну.

Политические права и свободы – права и свободы, которые обеспечивают полноценное участие каждого гражданина в политической жизни страны.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: