Дифференциальная диагностика алалии и дизартрии
Критерии сравнения
| Алалия
| Дизартрия
| Определения
| Нарушение структурно-семантического оформления высказывания
|
| Отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка
| Нарушение произносительной стороны речи вследствие недостаточной иннервации речевого аппарата
| Системное недоразвитие речи, при котором нарушаются все её компоненты: фонетико-фонематическая сторона, лексико-грамматический строй
| Нарушение звукопроизношения и просодической стороны речи
| Патогенез
| Органическое поражение речевых зон коры головного мозга:
· Двигательных (моторных) – речедвигательный анализатор поражен или недоразвит
· Слуховых (сенсорных) – речеслуховой анализатор поражен или недоразвит
| Определяется органическим поражением центральной или периферической нервной системы
| Этиология
| Воспалительные или алиментарно-трофические обменные патологии, энцефалиты, менингиты, ранние травмы мозга (в т.ч.родовые), асфиксия, соматические заболевания, вызывающие истощение ЦНС, частые заболевания верхних дыхательных путей
| Асфиксия, родовая травма, поражения ЦНС при гемолитической болезни, заболевания нервной системы, ЧМТ, нарушение мозгового кровообращения, пороки развития нервной системы.
| Особенности артикуляционного аппарата
| Моторный уровень речеобразования полностью или относительно сохранен и потенциально позволяет осуществлять артикуляционный акт
| Наблюдается спатичность, либо паретичность, гиперкенезы, тремор кончика языка, девиация языка, ассиметрия лица, гиперсаливация.
| Состояние общей моторики
| Неврологические симптомы двигательных расстройств (спастичность, паретичность мышц и мышечных групп, возможны синкинезии и гиперкинезы, ручная / оральная апраксия, нарушения осанки и походки, координации движений, статического равновесия - у 50 % детей).
Гиперактивность или заторможенность.
| Симптомы двигательных расстройств выражены в различной степени в зависимости от места и степени локализации поражения (формы дизартрии): общая моторная неловкость, нарушение координации, истощаемость движений. Легкие стертые двигательные дефекты. Недостаточный объем, темп, плавность движений.
| Состояние мелкой моторики
| Нарушения
| Действия неточные, нарушена переключаемость. Тонус кисти рук, как правило, повышен.
| Темп овладения речью
| Темп овладения речью замедленный,
вероятность самокомпенсации низкая
| Темп овладения смысловой стороной речи не нарушен
| Восприятие речи, коммуникативные навыки
| Сохранно.
Стремление к общению, однако используются неречевые средства: жесты, мимика.
| Сохранно. Сформированность коммуникативных навыков зависит от степени выраженности дизартрии.
| Просодика
| Без отклонений от нормы
| Речь маловыразительна, отмечается монотонностью, слабой эмоциональной окрашенностью. Темп речи часто ускорен, иногда замедлен. Голос немодулированный по высоте и силе, назализован, тихий, сиплый, хриплый или высокий. Речевой выдох укорочен.
| Импрессивная речь
| Нарушение понимания значений, выраженных морфологическими элементами слов, затруднено понимание слов, сходных по звуковому составу
| Не имеет выраженных нарушений
| Звукопроизношение
| Возможно спонтанное формирования большинства артикулем, трудности комбинирования отдельных элементов речи (даже простых в артикуляторном отношении) в единое целое.
| Нарушение формирования артикулемы
Как правило, нарушения однотипны, постоянны (правильные варианты искаженных звуков встречаются редко).
Преимущественно встречается искажение звуков: межзубные, боковые, горловой звук р, произнесение ряда звуков из нижних позиций, т.е. преобладают антропофонические дефекты.
М.б. нарушена просодика: речь тихая с изменениями темпа и плавности. Затухающая, мало выразительная.
Звукопроизношение смазывается, ухудшается в потоке речи, произвольность речевых движений нарушена.
По структуре речевого дефекта группы ФНР, ФФНР, ОНР.
| Слоговая структура слова
| Выраженные нарушения в усвоении количества, последовательности слогов в слове.
Искажение ритмического рисунка слова, скандированность, паузирование, изменение мелодики слова
| При корковой форме - ограничены возможности к воспроизведению слоговой структуры слов
| Активный словарный запас
| Затруднено формирование полноценных лексем, длительное использование аморфных слов-корней, звукоподражаний, звуковых комплексов. Затруднения в дифференцированном использовании лексических значений, овладении лексемами обобщенного, неконкретного значения.
Диспропорция между активным и пассивным словарем, существительными и другими частями речи, нарушение операции извлечения нужного слова из семантического поля, вербальные парафазии.
| Часто ниже нормы
| Грамматический строй речи
| Синтаксическая система языка формируется с трудом, нарушения выражены резко.
Длительное использование стереотипных, однословных предложений, при усложнении синтаксической структуры нарушение порядка, пропуски слов в предложениях.
Выраженные затруднения в усвоении морфологических явлений языка: овладении навыками словоизменения и словообразования (использование слов в нулевой форме, ограниченное количество прилагательных).
| Недостаточная сформированность грамматических форм и категорий
| Навыки самостоятельного связного высказывания
| Грубо нарушено. Ребенок не может установить элементарные причинно-следственные и временные отношения
| Варьируется. Доступны развернутые высказывания в пределах обиходно-бытовой тематики
|
Коррекционная работа
Алалия
| Дизартрия
| Суть логопедической работы состоит в том, чтобы вместо нарушенных каналов речевой деятельности включить те, которые сохранились, заставить их усиленно работать, выполнять двойную, а то и тройную нагрузку.
Комплексная систематическая работа над речью и личностью:
Речь: создание механизмов речевой деятельности, обогащение речевой практики (использование имеющихся знаний, овладение моделями речевых операций), восполнение пробелов в речевом развитии и дальнейшая подготовка к обучению в школе.
Развитие сенсорных и двигательных возможностей: развитие мелкой, общей моторики; формирование сенсорных эталонов
Личность:устранение невротических настроений в характере, воспитание целенаправленной личности, воспитание правильного отношения ребенка к речевому недоразвитию и к работ по его преодолению
| Коррекция нарушенных речевых функций + обязательное медикаметозное лечение.
Лечение дизартрии возможно только при применении комплексного метода, в котором сочетаются разные виды терапевтического воздействия:
• Лекарственные средства.
• Физиотерапия, лечебная физкультура, иглотерапия для нормализации тонуса мышц и увеличения объема движений органов артикуляции.
• Общее поддерживающее и закаливающее лечение для укрепления организма.
• Лечение сопутствующих заболеваний.
• Логопедическая работа по развитию и исправлению речи: коррекция звукопроизношения, формирование звукового анализа, развитие лекси-грамматической стороны речи, дифференцированный логопедический массаж и артикуляционная гимнастика
|
|
Поиск по сайту:
|