Критерии сравнения | Алалия | Дизартрия |
Определения | Нарушение структурно-семантического оформления высказывания | |
Отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка | Нарушение произносительной стороны речи вследствие недостаточной иннервации речевого аппарата | |
Системное недоразвитие речи, при котором нарушаются все её компоненты: фонетико-фонематическая сторона, лексико-грамматический строй | Нарушение звукопроизношения и просодической стороны речи | |
Патогенез | Органическое поражение речевых зон коры головного мозга: · Двигательных (моторных) – речедвигательный анализатор поражен или недоразвит · Слуховых (сенсорных) – речеслуховой анализатор поражен или недоразвит | Определяется органическим поражением центральной или периферической нервной системы |
Этиология | Воспалительные или алиментарно-трофические обменные патологии, энцефалиты, менингиты, ранние травмы мозга (в т.ч.родовые), асфиксия, соматические заболевания, вызывающие истощение ЦНС, частые заболевания верхних дыхательных путей | Асфиксия, родовая травма, поражения ЦНС при гемолитической болезни, заболевания нервной системы, ЧМТ, нарушение мозгового кровообращения, пороки развития нервной системы. |
Особенности артикуляционного аппарата | Моторный уровень речеобразования полностью или относительно сохранен и потенциально позволяет осуществлять артикуляционный акт | Наблюдается спатичность, либо паретичность, гиперкенезы, тремор кончика языка, девиация языка, ассиметрия лица, гиперсаливация. |
Состояние общей моторики | Неврологические симптомы двигательных расстройств (спастичность, паретичность мышц и мышечных групп, возможны синкинезии и гиперкинезы, ручная / оральная апраксия, нарушения осанки и походки, координации движений, статического равновесия - у 50 % детей). Гиперактивность или заторможенность. | Симптомы двигательных расстройств выражены в различной степени в зависимости от места и степени локализации поражения (формы дизартрии): общая моторная неловкость, нарушение координации, истощаемость движений. Легкие стертые двигательные дефекты. Недостаточный объем, темп, плавность движений. |
Состояние мелкой моторики | Нарушения | Действия неточные, нарушена переключаемость. Тонус кисти рук, как правило, повышен. |
Темп овладения речью | Темп овладения речью замедленный, вероятность самокомпенсации низкая | Темп овладения смысловой стороной речи не нарушен |
Восприятие речи, коммуникативные навыки | Сохранно. Стремление к общению, однако используются неречевые средства: жесты, мимика. | Сохранно. Сформированность коммуникативных навыков зависит от степени выраженности дизартрии. |
Просодика | Без отклонений от нормы | Речь маловыразительна, отмечается монотонностью, слабой эмоциональной окрашенностью. Темп речи часто ускорен, иногда замедлен. Голос немодулированный по высоте и силе, назализован, тихий, сиплый, хриплый или высокий. Речевой выдох укорочен. |
Импрессивная речь | Нарушение понимания значений, выраженных морфологическими элементами слов, затруднено понимание слов, сходных по звуковому составу | Не имеет выраженных нарушений |
Звукопроизношение | Возможно спонтанное формирования большинства артикулем, трудности комбинирования отдельных элементов речи (даже простых в артикуляторном отношении) в единое целое. | Нарушение формирования артикулемы Как правило, нарушения однотипны, постоянны (правильные варианты искаженных звуков встречаются редко). Преимущественно встречается искажение звуков: межзубные, боковые, горловой звук р, произнесение ряда звуков из нижних позиций, т.е. преобладают антропофонические дефекты. М.б. нарушена просодика: речь тихая с изменениями темпа и плавности. Затухающая, мало выразительная. Звукопроизношение смазывается, ухудшается в потоке речи, произвольность речевых движений нарушена. По структуре речевого дефекта группы ФНР, ФФНР, ОНР. |
Слоговая структура слова | Выраженные нарушения в усвоении количества, последовательности слогов в слове. Искажение ритмического рисунка слова, скандированность, паузирование, изменение мелодики слова | При корковой форме - ограничены возможности к воспроизведению слоговой структуры слов |
Активный словарный запас | Затруднено формирование полноценных лексем, длительное использование аморфных слов-корней, звукоподражаний, звуковых комплексов. Затруднения в дифференцированном использовании лексических значений, овладении лексемами обобщенного, неконкретного значения. Диспропорция между активным и пассивным словарем, существительными и другими частями речи, нарушение операции извлечения нужного слова из семантического поля, вербальные парафазии. | Часто ниже нормы |
Грамматический строй речи | Синтаксическая система языка формируется с трудом, нарушения выражены резко. Длительное использование стереотипных, однословных предложений, при усложнении синтаксической структуры нарушение порядка, пропуски слов в предложениях. Выраженные затруднения в усвоении морфологических явлений языка: овладении навыками словоизменения и словообразования (использование слов в нулевой форме, ограниченное количество прилагательных). | Недостаточная сформированность грамматических форм и категорий |
Навыки самостоятельного связного высказывания | Грубо нарушено. Ребенок не может установить элементарные причинно-следственные и временные отношения | Варьируется. Доступны развернутые высказывания в пределах обиходно-бытовой тематики |
Коррекционная работа
Алалия | Дизартрия |
Суть логопедической работы состоит в том, чтобы вместо нарушенных каналов речевой деятельности включить те, которые сохранились, заставить их усиленно работать, выполнять двойную, а то и тройную нагрузку. Комплексная систематическая работа над речью и личностью: Речь: создание механизмов речевой деятельности, обогащение речевой практики (использование имеющихся знаний, овладение моделями речевых операций), восполнение пробелов в речевом развитии и дальнейшая подготовка к обучению в школе. Развитие сенсорных и двигательных возможностей: развитие мелкой, общей моторики; формирование сенсорных эталонов Личность:устранение невротических настроений в характере, воспитание целенаправленной личности, воспитание правильного отношения ребенка к речевому недоразвитию и к работ по его преодолению | Коррекция нарушенных речевых функций + обязательное медикаметозное лечение. Лечение дизартрии возможно только при применении комплексного метода, в котором сочетаются разные виды терапевтического воздействия: • Лекарственные средства. • Физиотерапия, лечебная физкультура, иглотерапия для нормализации тонуса мышц и увеличения объема движений органов артикуляции. • Общее поддерживающее и закаливающее лечение для укрепления организма. • Лечение сопутствующих заболеваний. • Логопедическая работа по развитию и исправлению речи: коррекция звукопроизношения, формирование звукового анализа, развитие лекси-грамматической стороны речи, дифференцированный логопедический массаж и артикуляционная гимнастика |