Залогом успешности являются следующие




Билет №16

Организация системы мониторинга в ДОУ.

Мониторинг – производная форма латинского monitor, означающая осуществление действия, которое направленно на реализацию таких функций как наблюдение, контроль и предупреждение. Педагогическим мониторингом называют форму организации, сбора, обработки, хранения и распространения данных о деятельности педагогической системы. Данная форма обеспечивает слежение за состоянием педагогической системы и позволяет спрогнозировать ее развитие.

Результаты при мониторинге отслеживаются на трех уровнях: воспитатель, руководитель и родители, они же выступают его объектами. От того, кто выбран в качестве объекта мониторинга зависит его вид, задачи и цели. Наиболее информативны и оперативны и отслеживаются в первую очередь параметры и характеристики процессов деятельности. Затем осуществляют наблюдение, оценку и прогноз изменений в состоянии объекта.

Мониторинг является отличным от диагностики понятием, поскольку при диагностике деятельность направлена на исследование уже известного явления, которое достаточно описано и позволяет диагносту сопоставить данные о нем с полученной информацией. К отличительным особенностям мониторинга относят следующие:

Система отслеживания длится 1, 3, 5 лет;

Это специальная целенаправленная система, она планомерна и осознанна на каждом этапе педагогического процесса.

Требования, аспекты и сущность мониторинга

Во время проведения мониторинга все внимание направленно на характеристики педагогического процесса, на то с какими особенностями он протекает. Данная информация более оперативна и важна, нежели результативная. Исследования мониторинга позволили выделить ряд задач, которые определяют его сущность:

1. за состоянием образовательной системы происходит непрерывное наблюдение, насколько позволяет компетенция, при этом о ней можно получить оперативную информацию;

2. можно своевременно выделить изменения в системе образования, а также факторы, которые их вызвали;

3. негативные тенденции в системе образования могут быть предупреждены;

4. развитие самых важных процессов в образовательной системе можно краткосрочно прогнозировать;

5. полнота реализации и оценка эффективности методического обеспечения образования.

Учитывая тот факт, что при мониторинге осуществляется непрекращающееся наблюдение за процессом образования, перед ним выдвигают несколько организационно-методических требований:

· Форма и набор показателей мониторинга должны быть постоянными и органичными на протяжении заданного отрезка времени;

· Показатели по возможности должны зафиксировать феномены процесса образования, которые уже глубоко изучены и могут адекватно отразить уровень качества образования;

· Показателям при управлении качеством образования должен быть присущ оценочный характер;

· Не реже одного раза в год используемый набор показателей должен быть скорректирован.

Аспектами мониторинга, по мнению Н.П. Тропниковой являются следующие:

1. непрерывность (данные собираются постоянно);

2. диагностичность (существуют критерии или модели, с которыми сравнивают текущие состояние объекта, процесса или системы);

3. научность (отслеживаемые параметры и модели обоснованы);

4. обратная связь (объект мониторинга проинформирован о результатах, поэтому есть возможность в отслеживаемый процесс внести коррективы).

Получение информации

В системе образования особое значение для проведения мониторинга имеет распространение информации. При этом важность различных инструментов влияния на принятие решений, к которым относят информирование социума, формирование общественного мнения, не отрицают, но и не называют основными для проведения мониторинга. При мониторинге также учитывают мнение образовательного учреждения и системы образования, его выражают руководители.

Этап получения данных исследования граничит с их анализом, а между ними находится этап обсужденияс администрацией результатов мониторинга. Этот «средний» этап нуждается в исполнении, поскольку существует требование к рассмотрению полученной информации в дальнейшем и ее использование на практике. Обсуждение не может называться научным способом добычи информации, но оно очень ценно для мониторинга.

При мониторинге в образовании следует предусматривать некую систему распространения информации, которая является сложной, но надежной. Связанно это с двумя группами способов проведения мониторинга:

· сбор информации, фиксация текущих данных;

· учет полученной информации, принятие управленческих решений, регуляция педагогического процесса.

· Учитывая вышесказанное, можно выделить актуальность применения мониторинга в образовательном учреждении, это:

· Определение результативности и успешности того, как протекает образовательный процесс;

· Педагогов обучают самооценке и самоанализу своей деятельности в процессе образования;

· Качество состояния процесса образования управляется целесообразно;

Прогнозируются перспективы развития объектов/субъектов процесса образования.

Мониторинг качества образования в ДОУ проводится с применением системы, состоящей из 4 блоков:

· Качество процесса образования;

· Качество обеспечения ресурсами;

· Качество управления;

· Качество результатов работы.

 

 

2. Порядок действий педагога ДОУ по планированию образовательной деятельности.

Планирование – это процесс разработки последовательных действий, сущность которого состоит в построении системы воспитательно-образовательной работы. Следовательно, в планировании нуждаются все виды педагогической деятельности.

Сегодня очень важно знание физиологических и психологических особенностей детей дошкольного возраста (папка для родителей в уголке), умение создать для них благоприятный психологический климат, овладение педагогической рефлексией, владение навыками конструктивного диалога с родителями по вопросам воспитания и развития ребенка, все это позволяет воспитателю, организовать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Залогом успешности являются следующие

· Никогда не предпринимайте воспитательных воздействий в плохом настроении.

· Предъявляя требования к ребенку, ясно их себе представляйте, объясните их ребенку, узнайте его мнение.

· Не контролируйте каждый шаг ребенка, предоставляйте ему самостоятельность.

· Не подсказывайте готового решения, покажите ребенку разные варианты, обсудите с ним правильные и ложные шаги к цели.

· Не пропустите момента, когда у ребенка достигнут первый успех.

· Если ребенок ошибся, укажите ему на это и дайте возможность осознать причину.

· Оценивайте поступок, а не личность, дайте ребенку возможность ощутить ваше участие.

· Не делите детей на хороших и плохих, помните правило «золотой середины.

· Повышайте престиж профессии воспитателя.

Условия планирования образовательной деятельности в ДОУ:

• объективная оценка уровня своей работы в момент планирования,

• выделение целей и задач планирования на определенный период работы,

• четкое представление результатов работы, которые должны быть достигнуты к концу планируемого периода,

• выбор оптимальных путей, средств, методов, помогающих добиться поставленных целей.

Планирование должно основываться:

• на принципе развивающего образования, целью которого является развитие каждого ребенка,

• комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса,

• принципе интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников группы,

• обеспечивать единство воспитательных, развивающих и обучающих задач образования воспитанников.

В соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка воспитатель обязан своевременно заполнять и аккуратно вести установленную документацию; четко планировать свою воспитательно- образовательную деятельность, держать администрацию в курсе своих планов, вести дневник наблюдений за детьми, соблюдать правила и режим ведения документации; уважать личность ребенка, изучать его индивидуальные особенности, знать его склонности и особенности, помогать 7 ему в становлении и развитии личности.

Совокупность различных видов планирования, применяемых одновременно в отдельном дошкольном учреждении, называется формой планирования. Соответственно структурное подразделение может так же иметь свою форму. Любая форма планирования может быть рассмотрена с точки зрения содержания, масштаба представления, степени детализации и т.п. С точки зрения временных параметров применяется следующая терминология планов:

- перспективный, составляется на длительный срок (год, квартал, месяц);

- календарный, составляется на короткий срок (неделю, день);

- циклограмма – схема регулярно проводимых мероприятий (в течение года, месяца).

Если рассматривать планирование работы структурного подразделения в общей системе планов дошкольного учреждения, то можно выделить следующие виды планов.

· Планирование работы структурного подразделения в целом, которое составляется руководителем структурного подразделения и утверждается на педагогическом совете дошкольного учреждения:

o годовой план работы подразделения

o перспективный план работы подразделения

· Индивидуальное планирование специалистов, составляют педагоги и специалисты в соответствии со штатным расписанием (музыкальный руководитель, педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог, социальный педагог, педагог дополнительного образования, специалист):

o годовой план работы специалиста

o календарный план работы специалиста

o планы индивидуальной, групповой работы (входит в перечень документов на ребенка)

· Планирование работы с конкретной группой детей и родителей, составляет воспитатель (для групп кратковременного пребывания и центров игровой поддержки ребенка):

o календарный план работы воспитателя

o планы индивидуальной, групповой работы (входит в перечень документов на ребенка).

При грамотном планировании у руководителя структурного подразделения появляется возможность рационально распределить во времени работу специалистов и прогнозировать результаты. Это создает предпосылки для успешной организации деятельности новой формы.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-08-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: