Билет №16
Организация системы мониторинга в ДОУ.
Мониторинг – производная форма латинского monitor, означающая осуществление действия, которое направленно на реализацию таких функций как наблюдение, контроль и предупреждение. Педагогическим мониторингом называют форму организации, сбора, обработки, хранения и распространения данных о деятельности педагогической системы. Данная форма обеспечивает слежение за состоянием педагогической системы и позволяет спрогнозировать ее развитие.
Результаты при мониторинге отслеживаются на трех уровнях: воспитатель, руководитель и родители, они же выступают его объектами. От того, кто выбран в качестве объекта мониторинга зависит его вид, задачи и цели. Наиболее информативны и оперативны и отслеживаются в первую очередь параметры и характеристики процессов деятельности. Затем осуществляют наблюдение, оценку и прогноз изменений в состоянии объекта.
Мониторинг является отличным от диагностики понятием, поскольку при диагностике деятельность направлена на исследование уже известного явления, которое достаточно описано и позволяет диагносту сопоставить данные о нем с полученной информацией. К отличительным особенностям мониторинга относят следующие:
Система отслеживания длится 1, 3, 5 лет;
Это специальная целенаправленная система, она планомерна и осознанна на каждом этапе педагогического процесса.
Требования, аспекты и сущность мониторинга
Во время проведения мониторинга все внимание направленно на характеристики педагогического процесса, на то с какими особенностями он протекает. Данная информация более оперативна и важна, нежели результативная. Исследования мониторинга позволили выделить ряд задач, которые определяют его сущность:
1. за состоянием образовательной системы происходит непрерывное наблюдение, насколько позволяет компетенция, при этом о ней можно получить оперативную информацию;
2. можно своевременно выделить изменения в системе образования, а также факторы, которые их вызвали;
3. негативные тенденции в системе образования могут быть предупреждены;
4. развитие самых важных процессов в образовательной системе можно краткосрочно прогнозировать;
5. полнота реализации и оценка эффективности методического обеспечения образования.
Учитывая тот факт, что при мониторинге осуществляется непрекращающееся наблюдение за процессом образования, перед ним выдвигают несколько организационно-методических требований:
· Форма и набор показателей мониторинга должны быть постоянными и органичными на протяжении заданного отрезка времени;
· Показатели по возможности должны зафиксировать феномены процесса образования, которые уже глубоко изучены и могут адекватно отразить уровень качества образования;
· Показателям при управлении качеством образования должен быть присущ оценочный характер;
· Не реже одного раза в год используемый набор показателей должен быть скорректирован.
Аспектами мониторинга, по мнению Н.П. Тропниковой являются следующие:
1. непрерывность (данные собираются постоянно);
2. диагностичность (существуют критерии или модели, с которыми сравнивают текущие состояние объекта, процесса или системы);
3. научность (отслеживаемые параметры и модели обоснованы);
4. обратная связь (объект мониторинга проинформирован о результатах, поэтому есть возможность в отслеживаемый процесс внести коррективы).
Получение информации
В системе образования особое значение для проведения мониторинга имеет распространение информации. При этом важность различных инструментов влияния на принятие решений, к которым относят информирование социума, формирование общественного мнения, не отрицают, но и не называют основными для проведения мониторинга. При мониторинге также учитывают мнение образовательного учреждения и системы образования, его выражают руководители.
Этап получения данных исследования граничит с их анализом, а между ними находится этап обсужденияс администрацией результатов мониторинга. Этот «средний» этап нуждается в исполнении, поскольку существует требование к рассмотрению полученной информации в дальнейшем и ее использование на практике. Обсуждение не может называться научным способом добычи информации, но оно очень ценно для мониторинга.
При мониторинге в образовании следует предусматривать некую систему распространения информации, которая является сложной, но надежной. Связанно это с двумя группами способов проведения мониторинга:
· сбор информации, фиксация текущих данных;
· учет полученной информации, принятие управленческих решений, регуляция педагогического процесса.
· Учитывая вышесказанное, можно выделить актуальность применения мониторинга в образовательном учреждении, это:
· Определение результативности и успешности того, как протекает образовательный процесс;
· Педагогов обучают самооценке и самоанализу своей деятельности в процессе образования;
· Качество состояния процесса образования управляется целесообразно;
Прогнозируются перспективы развития объектов/субъектов процесса образования.
Мониторинг качества образования в ДОУ проводится с применением системы, состоящей из 4 блоков:
· Качество процесса образования;
· Качество обеспечения ресурсами;
· Качество управления;
· Качество результатов работы.
2. Порядок действий педагога ДОУ по планированию образовательной деятельности.
Планирование – это процесс разработки последовательных действий, сущность которого состоит в построении системы воспитательно-образовательной работы. Следовательно, в планировании нуждаются все виды педагогической деятельности.
Сегодня очень важно знание физиологических и психологических особенностей детей дошкольного возраста (папка для родителей в уголке), умение создать для них благоприятный психологический климат, овладение педагогической рефлексией, владение навыками конструктивного диалога с родителями по вопросам воспитания и развития ребенка, все это позволяет воспитателю, организовать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.
Залогом успешности являются следующие
· Никогда не предпринимайте воспитательных воздействий в плохом настроении.
· Предъявляя требования к ребенку, ясно их себе представляйте, объясните их ребенку, узнайте его мнение.
· Не контролируйте каждый шаг ребенка, предоставляйте ему самостоятельность.
· Не подсказывайте готового решения, покажите ребенку разные варианты, обсудите с ним правильные и ложные шаги к цели.
· Не пропустите момента, когда у ребенка достигнут первый успех.
· Если ребенок ошибся, укажите ему на это и дайте возможность осознать причину.
· Оценивайте поступок, а не личность, дайте ребенку возможность ощутить ваше участие.
· Не делите детей на хороших и плохих, помните правило «золотой середины.
· Повышайте престиж профессии воспитателя.
Условия планирования образовательной деятельности в ДОУ:
• объективная оценка уровня своей работы в момент планирования,
• выделение целей и задач планирования на определенный период работы,
• четкое представление результатов работы, которые должны быть достигнуты к концу планируемого периода,
• выбор оптимальных путей, средств, методов, помогающих добиться поставленных целей.
Планирование должно основываться:
• на принципе развивающего образования, целью которого является развитие каждого ребенка,
• комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса,
• принципе интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников группы,
• обеспечивать единство воспитательных, развивающих и обучающих задач образования воспитанников.
В соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка воспитатель обязан своевременно заполнять и аккуратно вести установленную документацию; четко планировать свою воспитательно- образовательную деятельность, держать администрацию в курсе своих планов, вести дневник наблюдений за детьми, соблюдать правила и режим ведения документации; уважать личность ребенка, изучать его индивидуальные особенности, знать его склонности и особенности, помогать 7 ему в становлении и развитии личности.
Совокупность различных видов планирования, применяемых одновременно в отдельном дошкольном учреждении, называется формой планирования. Соответственно структурное подразделение может так же иметь свою форму. Любая форма планирования может быть рассмотрена с точки зрения содержания, масштаба представления, степени детализации и т.п. С точки зрения временных параметров применяется следующая терминология планов:
- перспективный, составляется на длительный срок (год, квартал, месяц);
- календарный, составляется на короткий срок (неделю, день);
- циклограмма – схема регулярно проводимых мероприятий (в течение года, месяца).
Если рассматривать планирование работы структурного подразделения в общей системе планов дошкольного учреждения, то можно выделить следующие виды планов.
· Планирование работы структурного подразделения в целом, которое составляется руководителем структурного подразделения и утверждается на педагогическом совете дошкольного учреждения:
o годовой план работы подразделения
o перспективный план работы подразделения
· Индивидуальное планирование специалистов, составляют педагоги и специалисты в соответствии со штатным расписанием (музыкальный руководитель, педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог, социальный педагог, педагог дополнительного образования, специалист):
o годовой план работы специалиста
o календарный план работы специалиста
o планы индивидуальной, групповой работы (входит в перечень документов на ребенка)
· Планирование работы с конкретной группой детей и родителей, составляет воспитатель (для групп кратковременного пребывания и центров игровой поддержки ребенка):
o календарный план работы воспитателя
o планы индивидуальной, групповой работы (входит в перечень документов на ребенка).
При грамотном планировании у руководителя структурного подразделения появляется возможность рационально распределить во времени работу специалистов и прогнозировать результаты. Это создает предпосылки для успешной организации деятельности новой формы.