Шелл против СССР и американских нефтяных компаний;образование «семи сестер»




СССР было необходимо довести продукцию нефтяной отрасли до довоенных размеров. Для этого требовалось 196 млн руб. золотом на капитальные затраты и 44,5 млн руб. оборотного капитала.

При крайне тяжелом экономическом состоянии начала 20-х гг. Советское государство было не в состоянии выделить эти средства. Получить эту сумму можно было лишь увеличением валютных поступлений от экспорта. Решение этой задачи выглядело весьма привлекательным благодаря сложившейся в те годы высокой международной ценовой конъюнктуре в отношении нефтепродуктов и дешевизне нефтедобычи внутри страны: разница между себестоимостью и ценами на мировом рынке достигала 300—400%. Добиться серьезного расширения зарубежных продаж советское правительство могло, лишь наладив сотрудничество напрямую с нефтяными «грандами» западного делового мира — американской «Стандарт Ойл оф Нью-Джерси» и англо-голландской «РойялДатч- Шелл», имевшими широкую международную торговую сеть и во многом контролировавшими мировой рынок нефти. Однако взаимодействию с ними во многом препятствовала нерешенность вопроса о судьбе национализированной собственности этих компаний в России. Неслучайно крупнейшие западные нефтепромышленники приняли активное участие в Генуэзской и Гаагской конференциях, где главным предметом рассмотрения было возвращение собственности бывшим владельцам иностранных предприятий в России. Не добившись на этих переговорах ни реституции, ни связанных с правом собственности концессионных уступок с советской стороны, эти компании предприняли попытку оказать давление на советское правительство, организовав «нефтяную блокаду». На следующий день после окончания Гаагской конференции, 21 июля 1922 руководители трех компаний — «Стандарт Ойл оф Нью-Джерси». «РойялДатч-Шелл» и «Бранобель» — на встрече в Лондоне приняли решение создать единый фронт против большевиков и бойкотировать советские нефтепродукты на мировом рынке. 19 сентября 1922 и Париже под эгидой «РойялДатч-Шелл» и «Бранобель» была создана Международная группа русских нефтяных обществ, целью которой было восстановление прав собственности с возмещением убытков, причиненных национализацией, или полная компенсация за нее. В качестве одного из главных рычагов давления на правительство Советской России в этом вопросе инициаторы «нефтяного фронта» использовали бойкот советского нефтеэкспорта, призвав участников мирового рынка не покупать «краденую» у них Советами нефть. «Нефтяная блокада», начавшись осенью 1922 г., привела к серьезным затруднениям в реализации советских нефтепродуктов на внешнем рынке. Однако, по свидетельству известного немецкого исследователя проблем мировой нефтепромышленности В.Маутнера, «Советам удалось забить клин в щель, образованную различием франко-бельгийских и англо-американских интересов. Средством для этого явилось заключение договоров на крупные поставки с независимыми английскими обществами. Когда появились первые известия об этих сделках,(слайд4) Детердинг заявил, что Советы могут их заключать только с небольшими фирмами, не обладающими достаточными средствами для крупных закупок». Руководитель «РойялДатч-Шелл» ошибся: такие крупные корпорации, как «Стандарт Ойл». Англо-Персидская компания, продолжали вести переговоры с внешнеторговыми организациями России относительно приобретения больших партий советской нефти, стремясь извлечь для себя максимальную выгоду из «нефтяной блокады». В связи с этим англо-голландская компания сама приступила к закупкам советских нефтепродуктов. 26 марта 1923 г. «РойялДатч-Шелл» известила Группу о вынужденном решении приобрести несколько партий советской нефти для того, чтобы якобы сбалансировать кризисное положение на британском нефтяном рынке. Группа была возмущена подобным поведением Г.Детердинга. Группа призвала «РойялДатч-Шелл» отказаться от сделки. Однако сделка все же состоялась. В результате этой сделки «РойялДатч-Шелл» приобрела по средним мировым ценам 70 тыс. т советского керосина с правом покупки в течение ближайшего времени еще 200 тыс. т. Позже, 11 мая 1923 г., компания подписала соглашение с советским правительством об организации совместной компании по продаже российской нефти через специально созданную дилерскую сеть. Приступив к этим массовым закупкам, Г.Детердинг пытался поставить под свой контроль реализацию советской нефти на мировом рынке, рассчитывая вытеснить оттуда мелкие и средние компании. Исходя из стремления установить олигополию над распределением всей мировой нефти, Г.Детердинг предлагал советскому правительству закупать весь советский керосин в обмен на обязательство Нефтесиндиката не выходить на внешние рынки в течение определенного срока. Когда это предложение было отвергнуто, руководитель «РойялДатч-Шелл» приступил к крупномасштабным закупкам советских нефтепродуктов с тем, чтобы значительно ограничить нефтеэкспорт со стороны Нефтесиндиката и других внешнеторговых организаций. В результате этого на мировом рынке возник своего рода монопольный картель по реализации советской нефти, против чего энергично выступало советское правительство. Советские внешнеторговые организации стремились к диверсификации продаж нефти, ориентируясь на расширение круга покупателей. Стремясь противостоять зависимости от продаж нефти крупнейшим западным компаниям, большевистское правительство с 1924 г. начало активно развивать собственную дистрибьюторскую сеть за рубежом. В итоге российские нефтепродукты завоевали места на рынке Англии, Германии, Швеции, Испании и других стран. Наблюдалось резкое увеличение объемов советского экспорта, что было следствием не только быстрого восстановления российской нефтепромышленности, роста нефтедобычи, но и умелой «агрессивной» политики советских внешнеторговых организаций на зарубежных рынках

К середине 1920-х гг. советская нефть получает преобладание в Средиземноморье и на Ближнем Востоке. Американские компании «Стандарт Ойл оф Нью-Йорк » и «Вакуум Ойл компани», специализирующиеся на нефтеторговле в этих регионах, оказались в тяжелом положении. С середины 1920-х гг. само существование этих американских компаний стало напрямую зависеть от организации их взаимодействия с советскими внешнеторговыми организациями. Весной 1924 г. было положено начало крупномасштабному сотрудничеству с этими американскими компаниями, приведшему к переделу сфер влияния на мировом нефтяном рынке и окончательной легализации советскогонефтеэкспорта. В 1927 году американские фирмы заключили договор на покупку почти четверти всего советского нефтеэкспорта. В этих соглашениях советские внешнеторговые организации принимали обязательство не конкурировать с дистрибьюторами этих американских компаний в восточной части Средиземного моря. Подобная договоренность поставила в трудное положение работавшие в странах Востока крупные английские нефтяные компании. Глава «РойялДатч-Шелл» Г.Детердинг, не желая уступать в соперничестве, в 1927 г. начал активную кампанию против советского нефтеэкспорта. В начале января этого года он сорвал переговоры между СССР и англо-американскими фирмами. Спустя несколько месяцев Генри Детердинг, пытаясь использовать разрыв англо-советских дипломатических отношений, начал «открытую войну цен» против советских нефтепродуктов на внутреннем рынке Англии. В борьбе с советской нефтью руководство «РойялДатч-Шелл» применяло демпинг, одновременно призвав к бойкоту товаров из СССР. Майские номера популярной британской газеты «DailyMail», подконтрольной «РойялДатч-Шелл», агитировали все английские фирмы отказаться от любых покупок советских нефтепродуктов на территории Великобритании. Другой фронт борьбы с советской нефтью был открыт Г.Детер-дингом в Британской Индии. Здесь «Британская большая тройка» — «РойялДатч-Шелл», Англо-Персидская и Бирманская компании — выступила против американских компаний «Стандарт Ойл оф Нью-Йорк» и «Вакуум Ойл компани», закупавших в больших количествах советскую продукцию для продажи на индийском рынке. 5 августа 1927 г. Г.Детердинг потребовал от американских компаний прекратить закупки «красной краденой нефти». После того как американцы отказались подчиниться, руководство «РойялДатч-Шелл» приступило к войне цен. Дальнейшее развитие событий показало, что в этой войне цен преимущество было на стороне американских компаний и советских внешнеторговых организаций. Даже на внутреннем британском рынке бойкот «красной нефти» оказался неэффективным. Импорт советских нефтепродуктов за годы острой конкурентной борьбы не только не снизился, но и значительно возрос.Существенные выгоды получили и американские компании.

Напротив, развязавшие «войну цен» английские компании понесли существенные убытки, уступив свои позиции на большинстве рынков мира. Ухудшилось и финансовое положение этих компаний. Руководству «РойялДатч-Шелл» и ее британским партнерам не оставалось ничего другого, как отказаться от «войны цен» и договориться с конкурирующими сбытовыми американскими фирмами. После весьма сложных переговоров компании «РойялДатч-Шелл», Англо-Персидская компания, «Стандарт Ойл оф Нью-Йорк» и «Вакуум Ойл компани» заключили в конце 1928 г. соглашение о разделе индийского рынка сбыта. Успешному завершению переговоров во многом способствовало прошедшее в сентябре 1928 г. совещание руководителей трех крупнейших западных нефтяных компаний, контролировавших более 50% мировых продаж, — «Стандарт Ойл оф Нью-Джерси» (chevron), «РойялДатч-Шелл», Англо-Персидской компании (будущая BritishPetroleum). (слайд 5)Итогом этого совещания, стало заключение 17 сентября 1928 г. договора, определившего сферы влияния и правила международной торговли нефтью. Вскоре к ним присоединяются Mobil, Exxon, GulfOil и Texaco. Сформировавшийся таким образом «картель Ахнакари», который в дальнейшем начал называться «Семь сестер», в течение почти 40 лет полностью контролировал рынок нефти, определяя правила игры и ценовую конъюнктуру.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: