Экзаменационные вопросы
- Социокультурная и литературная ситуация 1800-1830-ходов.
- «Беседа» и «Арзамас» как отражение литературной борьбы 1810-х гг.
- Романтизм как литературное направление. Особенности русского романтизма.
- Своеобразие романтизма В.А.Жуковского. особенности его жизни и творчества до 1814 г.
- Мир баллад Жуковского. «Эолова арфа» как символ поэзии Жуковского.
- Творчество Жуковского 1815-24 гг. своеобразие его эстетики.
- Путь Жуковского к эпосу. Его переводческая деятельность.
- Особенности романтизма К.Н.Батюшкова. Его творческий путь.
- Общая характеристика декабристской поэзии: проблема героя, историзма, жанрово‑стилевое своеобразие.
- Творчество К.Ф.Рылеева. «Думы» как идейно-художественное единство.
- Своеобразие поэтов пушкинского круга.
- Характеристика одного из поэтов пушкинского круга.
- Поэзия Е.Баратынского.
- Система образов и принципы их изображения в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума».
- Драматургическое новаторство Грибоедова в комедии «Горе от ума».
- Поэзия А.В.Кольцова. Место думы «Лес» в его творчестве.
- Личность А.С.Пушкина и особенности его биографии в трактовке Ю.М.Лотмана.
- Лицейская лирика Пушкина.
- Лирика Пушкина послелицейского петербургского периода (1817-20).
- Поэма Пушкина «Руслан и Людмила»: проблематика и поэтика.
- Своеобразие романтизма Пушкина в лирике периода южной ссылки.
- Проблема героя и жанра романтической поэмы в южных поэмах Пушкина: «Кавказский пленник», «Братья-разбойники», «Бахчисарайский фонтан», «Гаврилиада».
- Поэма «Цыганы» как этап творческой эволюции Пушкина.
- Особенности пушкинской лирики периода Северной ссылки.
- Вопросы историзма в творчестве Пушкина 1820-х гг. Личность и народ в трагедии «Борис Годунов».
- Драматургическое новаторство Пушкина в трагедии «Борис Годунов».
- Место стихотворных повестей «Граф Нулин», ***«Домик в Коломне» [1] в творчестве Пушкина [2]. См. об этом:
· Гуковский Г. А., Пушкин и проблемы реалистического стиля, Гослитиздат, М., 1957. Стр. 73—84: «Граф Нулин». История создания поэмы. Замысел. Связь с мировоззрением и творчеством Пушкина этих лет.// https://feb-web.ru/feb/pushkin/critics/gkv/gkv.htm?cmd=0
· Или: Благой Д. Д., Творческий путь Пушкина (1813—1826), Гослитиздат, М.—Л., 1950. Стр. 494—505: история замысла. Стиль. Поэма «Граф Нулин» — первое реалистическое произведение Пушкина. Типичность персонажей.
- Пушкинская лирика «периода скитаний» (1826-30 гг.).
- Лирика Пушкина в болдинскую осень 1830 г.
- Проблема героя и принципы его изображения в романе «Евгений Онегин».
- Художественное своеобразие романа Пушкина «Евгений Онегин».
- «Маленькие трагедии» как художественное единство.
- «Повести Белкина» Пушкина как прозаический цикл.
- «Медный всадник» Пушкина: проблематика и поэтика. См. об этом:
· Макогоненко Г. П. Творчество А. С. Пушкина в 1830-е годы (1830—1833). — Л.: Худож. лит., 1974. — С.314-372. (глава 5) // https://feb-web.ru/feb/pushkin/critics/mak/mak-001-.htm
· Или: Гуковский Г. А. Пушкин и проблемы реалистического стиля. — М.: Гослитиздат, 1957. — С.394-413 // https://feb-web.ru/feb/pushkin/critics/gkv/gkv.htm?cmd=0
- Проблема «героя века» и принципы его изображения в повести Пушкина «Пиковая дама».
- Проблематика и мир героев «Капитанской дочки» Пушкина.
- Жанровое своеобразие и формы повествования в «Капитанской дочке».
- Лирика Лермонтова: основные мотивы, эволюция.
- Ранние поэмы Лермонтова: от кавказских поэм к сатирическим.
- «Песнь о купце Калашникове»: мир героев и поэтика.
- Поэма «Демон» и ее общественно-философское содержание.
- Мцыри и Демон как выражение лермонтовской концепции личности.
- Проблематика и поэтика драмы Лермонтова «Маскарад». См. об этом: Лермонтов М. Ю. Маскарад: Сб. ст. / Под. ред. П. И. Новицкого. М.; Л.: Изд. ВТО, 1941.: Лермонтов и романтич.театр — С.15-42, // https://feb-web.ru/feb/lermont/critics/mas/mas1015-.htm «Маскарад» как социальная трагедия – С. 78-93 // https://feb-web.ru/feb/lermont/critics/mas/mas1043-.htm Эйхенбаум Б. Пять редакций «Маскарада» С.93-108 // https://feb-web.ru/feb/lermont/critics/mas/mas1093-.htm
- Общественно-философская проблематика романа «Герой нашего времени». Роман Лермонтова в оценке Белинского. См. об этом: https://feb-web.ru/feb/lermont/critics/bel/bel-028-.htm
- Жанровое своеобразие и формы повествования в романе Лермонтова.
- Поэзия Ф.И. Тютчева.
- «Вечера на хуторе близ Диканьки» Гоголя как художественное единство.
- Проблема идеала и действительности в сборнике Гоголя «Миргород».
- «Петербургские повести» как прозаический цикл.
- Проблема искусства в цикле и повести «Портрет» как эстетический манифест. Повесть «Нос» и формы фантастического в «Петербургских повестях». Проблема «маленького человека» в повестях Гоголя: принципы изображения героя в «Записках сумасшедшего» и «Шинели». См. об этом:
· Степанов Н. Л. Н. В. Гоголь: Творческий путь. — 2-е изд. — М.: Гос. изд-во худож. лит., 1959. — Глава 4. Повести. С.224-310 // https://feb-web.ru/feb/gogol/critics/ste/ste-001-.htm
· Или: Гуковский Г. А. Реализм Гоголя. — М.; Л.: Гос. изд-во художеств. лит., 1959. —Глава 3. Петербургские повести. С.236-387 // https://feb-web.ru/feb/gogol/critics/grg/grg-001.htm
- Драматургическое новаторство Гоголя в комедии «Ревизор». Особенности сюжета и композиции. См. об этом:
· Степанов Н. Л. Н. В. Гоголь: Творческий путь. — 2-е изд. — М.: Гос. изд-во худож. лит., 1959. — Гл.5. Драматургия. С.311-380 // https://feb-web.ru/feb/gogol/critics/ste/ste-001-.htm
· Или: Гуковский Г. А. Реализм Гоголя. — М.; Л.: Гос. изд-во художеств. лит., 1959. —Глава 4. Ревизор. С.388-472 // https://feb-web.ru/feb/gogol/critics/grg/grg-001.htm
- Жанровое своеобразие поэмы Гоголя «Мертвые души». Особенности сюжета и композиции поэмы.
- «Выбранные места из переписки с друзьями» Н.В. Гоголя как итоговое произведение писателя.
[1] Знаком *** обозначены произведения необязательные, дополнительные.
[2] Здесь и ниже жирным выделены вопросы, вынесенные на самостоятельное изучение.