В ) Профессионально важные качества




Б) Профессиональная компетентность педагога

Важнейшим компонентом личности педагога является профессиональная компетентность, под которой принято понимать интегральную характеристику деловых и личностных качеств, специалиста, отражающую уровень знаний, умений, навыков и опыта, достаточных для осуществления профессиональной деятельности, связанной с принятием решений.Профессиональная компетентность педагогаоценивается уровнем сформированности профессионально-педагогических умений. Среди операционных функций педагога профессиональной школы можно выделить несколько основных групп профессионально-педагогических умений (табл.1).

 


 

Профессионально-педагогические умения

Группа умений Характеристика умений
Гностические Познавательные умения в области приобретения общепрофессиональных, производственных и психолого-педагогических знаний; получение новой информации, выделение в ней главного, существенного; обобщение и систематизация собственного педагогического опыта, а также опыта новаторов и рационализаторов производства.
Идеологические Социально-значимые умения политико-воспитательной работы среди обучающихся, пропаганды профессиональных знаний.
Дидактические Определение конкретных целей обучения; выбор адекватных форм, методов и средств обучения; конструирование педагогических ситуаций; объяснение учебно-производственного материала; демонстрация технических объектов и приемов работы.
Организационно-методические Реализация учебно-воспитательного процесса; формирование мотивации учения; организация учебно-профессиональной деятельности учащихся; установление педагогически оправданных взаимоотношений; формирование коллектива; организация самоуправления.
Коммуникативно-режиссерские Общепедагогические умения, включающие перцептивные, экспрессивные, суггестивные, ораторские, а также умения в сфере педагогической режиссуры.
Прогностические Общепедагогические умения прогнозирования успешности учебно-воспитательного процесса, включающие: диагностику личности и коллектива учащихся; анализ педагогических ситуаций; построение альтернативных моделей педагогической деятельности; проектирование развития личности и коллектива; контроль за процессом и результатом.
Рефлексивные Способность к самопознанию, самооценка профессиональной деятельности и профессионального поведения; самоактуализация.
Организационно-педагогические Общепедагогические умения планирования воспитательного процесса, выбора оптимальных средств педагогического воздействия и взаимодействия, организации самовоспитания и самоуправления, формирования профессиональной направленности обучающихся.
Общепрофессиональные Умение читать и выполнять чертежи, строить схемы и технические диаграммы; выполнение расчетно-графических работ; определение экономических показателей производства.
Конструктивные Интегративные умения разработки технологических процессов и конструирования технических устройств; разработка учебной и технико-технологической документации; выполнение конструкторских работ; составление технологических карт, направляющих текстов.
Технологические Количественные умения. Анализ производственных ситуаций; планирование; рациональная организация технологического процесса; эксплуатация технологических устройств.
Производственно-операционные Общетрудовые умения по смежным профессиям.
Специальные Узкопрофессиональные умения в рамках какой-либо одной отрасли производства.

 

 

в) Профессионально важные качества

Важным компонентом в структуре личности педагога выступает профессионально важные качества – индивидуальные особенности субъекта деятельности, влияющие на ее эффективность. Такими особенностями являются: целеустремленность, активность личности, уравновешенность, способность не теряться в экстремальных ситуациях, обаяние, честность, справедливость, современность, педагогический гуманизм, эрудиция, педагогический такт, толерантность, дисциплинированность, педагогический оптимизм.

Душевная чуткость в характере педагога позволяет ему тонко улавливать все нюансы состояния и настроения обучающихся, вовремя приходить на помощь тем, кто в ней нуждается. Чувство юмора помогает нейтрализовать напряжение, всегда присутствующее в педагогическом процессе.

Личность современного преподавателя во многом определяется его эрудицией. Эрудированный педагог должен быть носителем высокой личностной культуры, поскольку всегда является наглядным примером для учащихся.

Профессионально значимые качества личности как характеристики интеллектуальной и эмоционально-волевой сторон жизни существенно влияют на результат профессионально-педагогической деятельности и определяют индивидуальный стиль педагога.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: