Улица, порт, рынок и ярмарка - лучшие университеты




ЖОРЖИ АМАДУ: «Я НИКОГДА НЕ ОЩУЩАЛ СЕБЯ НИ ВЫДАЮЩИМСЯ ПИСАТЕЛЕМ, НИ ВЫДАЮЩЕЙСЯ ЛИЧНОСТЬЮ»

Анонс литературного дежавю в библиотеке «Фолиант» МБУК ТБК 10 августа - в день 105 – летнего юбилея дня рождения бразильского писателя. 16+

До знакомства с творчеством Жоржи Амаду (полное имя - Жо́ржи Ле́ал Ама́ду ди Фари́я) в России очень мало знали о самом существовании бразильской литературы. Но благодаря яркому самобытному таланту писателя бразильская литература сегодня занимает верхнюю позицию на шкале интереса русских читателей к литературам стран Латинской Америки, а 105 - летний юбилей, отмечаемый 10 августа 2017 года, не пройдет незамеченным.

В этом день в Литературном клубе «Прикосновение» библиотеки «Фолиант», в 15.00., пройдет литературное дежавю (возвращение в прошлое). Называться оно будет так - «Жоржи Амаду – литературный Пеле».

Кто лжет, тот не может быть свободным, а именно этим качеством - собственной свободой - бразильский эпикуреец дорожил больше всего. Он считал, что «л итература должна стать оружием народа - грозным, как молния, и простым, как хлеб», и часто в своих произведениях описывал борьбу трудящихся за свои права. Всего Амаду написал около 30 романов. Они были переведены на полсотни языков и изданы суммарным тиражом в 20 миллионов экземпляров.

По его книгам поставлено более 30 фильмов, а популярные во всем мире бразильские сериалы начинались тоже с его героев, - они так правдиво и горячо любили друг друга, что многие бразильцы узнавали в них себя. В его романах последнего периода, начиная с «Габриэлы», действует свыше 2000 представителей разных социальных слоев бразильского общества. По проницательности и по знанию жизни Жоржи Амаду справедливо сравнивают с Бальзаком.

Именно Амаду открыл миру Бразилию, ее историю и культуру. Будучи видным общественным и политическим деятелем, академиком Бразильской Академии искусств и литературы, членом Всемирного Совета Мира, почётным доктором различных университетов Бразилии, Португалии, Италии, Израиля и Франции, он не раз становился обладателем множества званий практически в каждой стране Южной Америки. За укрепление мира между народами он был удостоен Международной Сталинской премии (1951), а в 1984 г. награжден орденом Почетного легиона (Франция). Среди множества титулов и званий Амаду самое главное звучало так: «литературный Пеле». А это в Бразилии - высшая награда!

Участников встречи в библиотеке ждет знакомство с биографией писателя, рассказ о методе магического реализма и истории написания самых популярных его произведений. Все они наполнены яркими красками и вкусом к жизни, тропической экзотикой и мистическими народными ритуалами.

Будут показаны фрагменты из эротической комедии «Дона Флор и ее два мужа», сюжет которой очень прост. Главная героиня, Соня Брага, - прекрасная женщина. Ее муж, игрок и бабник, умирает после того, как провеселился всю ночь напролет на карнавале. Решив снова выйти замуж, вдова выбирает скучного аптекаря средних лет. Как-то ночью, когда Соня лежит в постели рядом со своим спящим мужем, появляется призрак ее первого супруга. На протяжении всего фильма женщина пытается от него избавиться, но он отказывается исчезать, и это создает массу смешных ситуаций

Кроме того, состоится прослушивание музыкальных этюдов из знаменитого и очень нашумевшего в свое время в СССР фильма - «Генералы песчаных карьеров ».

Понятно, что советскими идеологами Амаду был выбран на роль «ведущего бразильского писателя» из-за своих политических взглядов и партийной принадлежности. В поздних романах у Амаду практически ничего не говорится о компартии, о коммунистах. Но верно ли делать отсюда вывод, что Амаду отошёл от коммунистических убеждений? Верно ли, что к Амаду пришла «зрелость» в смысле отказа от революционности?

В ходе литературного дежавю мы вместе попытаемся ответить на эти вопросы и попробуем доказать, что только талант сделал Амаду действительно популярным и любимым автором русских читателей и зрителей.

Итак.

 

Улица, порт, рынок и ярмарка - лучшие университеты

Родился Амаду 10 августа 1912 в Рио-де-Жанейро. Будущий писатель был первым ребенком в семье мелкого плантатора Жуана Амаду ди Фарии. В крови его матери- Эулалии Леал - текла индейская кровь. Супруги владели плантацией какао к югу от Ильеуса - этим объясняется тот факт, что далекий от армии отец Жоржи именовался полковником: так в Бразилии традиционно называют крупных помещиков вне зависимости от их отношения к регулярным войскам.

Глядя на фотографию отчего дома, можно представить себе, что детство его было сытым. На фото - великолепный двухэтажный особняк в колониальном стиле. Через год из-за эпидемии оспы семья Жоржи вынуждена была переехать в город Ильеус, где мальчик и провёл всё своё детство. Впечатления этого периода жизни повлияли на его будущее творчество. Впоследствии описывая соперничество помещиков, отвоевывающих в штате Баия лучшие земли под какао, Жоржи Амаду вспоминает, как к его отцу однажды подослали наемных убийц. Спасая маленького Жоржи, полковник Амаду был ранен и чудом остался жив. А мать в те годы не ложилась спать без ружья у кровати…

Около 80% населения Баии составляли негры и мулаты, оставшиеся 20 % - метисы и белые. Вот почему баиянская народная культура так причудлива и многообразна. Здесь сохранялся культ древних африканских божеств - Огуна, Шанго, Эшу, Йеманжи. Поэтому они часто встречаются и на страницах романов писателя.

Относительно происхождения баиянцев Жоржи Амаду говорил следующее: «Мы, баиянцы, смесь ангольцев с португальцами, в нас поровну от тех и других…»

Здесь, в Баии, сохранилась и столетиями преследуемая древняя религиозная традиция кандомбле - с песнями, танцами, ритуалами поклонения древним божествам, к которой Жоржи Амаду относился с особым пиететом и даже носил почетный титул обá - жреца грозного Шанго, верховного африканского божества.

Нет, он не практиковал вуду, как можно прочесть в некоторых заметках о писателе, вуду и кандомбле - разные культы. Этот эпизод его биографии объясняется просто: будучи депутатом парламента от Бразильской компартии (БКП), он легализовал древний культ самого бедного населения Баии, помня из детства, как жестоко разгоняла полиция радения баиянцев, как стегала верующих плетьми и разрушала их храмы.

Позже Жоржи Амаду так вспоминал о своем детстве: «Годы отрочества, проведенные в Баии: на улицах, в порту, на рынках и ярмарках, на народном празднике или на состязании в капоэйре, на магическом кандомбле или на паперти столетних церквей, - вот мой лучший университет».

До учёбы в реальном университете Жоржи посещал иезуитский колледж, но был таким своенравным учеником, что однажды сбежал не только из колледжа, но и из дома. Он колесил по Баии, где тогда бродяжничало множество разновозрастного люда, до тех пор, пока отец не выловил его.

Учился юноша в университете Рио-де-Жанейро на факультете права, где впервые столкнулся с коммунистическим движением. Но вместо обеспеченной жизни адвоката занялся общественной деятельностью и литературным трудом.

 

«Когда все дружным хором говорят «да», я говорю - «нет!»»

Как активист коммунистической партии Бразилии Амаду неоднократно высылался из страны за политическую деятельность.

«Тереза Батиста похожа на народ, и ни на кого больше, - писал Амаду в романе «Тереза Батиста, уставшая воевать». - На многострадальный, но непобеждённый. Когда о нём думают, что он умер, он поднимается из гроба.

Уже в 1936 году за открытые выступления в печати против фашистских организаций в Бразилии писатель впервые был арестован. Тогда террор господствовал всюду, «нацизм подавлял свободу, растаптывались права человека. В Бразилии начался процесс ликвидации демократии, приведший к злосчастным годам «Нового государства».

Выйдя из тюрьмы, Жоржи Амаду отправился в долгое плавание на каботажном судне вдоль тихоокеанского побережья, до Мексики и Соединенных Штатов. Именно в этом путешествии он закончил работу над романом «Капитаны песка» (1937) (экранизация демонстрировалась в СССР под названием «Генералы песчаных карьеров»). Как только роман был издан, Амаду вновь объявили вне закона и по его возвращении арестовали, но, не сумев сформулировать обвинения, выпустили по истечении двух месяцев.

В жизни писателя наступили нелегкие времена: он скитается в поисках работы, но продолжает писать - книга о национальном поэте и общественном деятеле Бразилии Кастру Алвисе занимает большую часть его времени. В итоге, несмотря на реакцию властей, она все же появилась в печати. Не могли же они изъять книгу о национальном поэте! И, тем не менее, Жоржи Амаду вновь уезжает из страны - теперь в Аргентину.

В 1942 году после серии нападений немецких подлодок на бразильские суда и на фоне развернувшегося антифашистского движения правительство Варгаса прекратило дипломатические отношения с фашистскими державами и объявило войну Германии и Италии. Узнав об этом, Жоржи Амаду вернулся из эмиграции, но по прибытии полиция тут же его арестовала. В сопровождении конвоиров власти отправили писателя в Баию, запретив ему пребывать в крупных городах, и уведомили, что он находится под домашним арестом и не имеет права публиковать свои произведения.

Но нет худа без добра: редактор антифашистской газеты «У импарсиал» пригласил Жоржи к сотрудничеству, и тот стал комментировать сообщения о событиях на фронтах Второй мировой войны.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-08-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: