Тема 9. Человек и общество. Закономерности общественного развития.




1. Общая характеристика социальных процессов. Динамические и статистические закономерности общественного развития. Человек, общество, культура. Человек и природа. Человек в системе социальных связей.

2. Формационная концепция развития общества. Сущность идеалистического подхода к исследованию обществен­ных процессов. Взаимоотношения государства и гражданского общества. Сущность материалистического понимания истории. Понятие спо­соба производства и общественно-экономической формации. Понятие социальной революции. Перспектива построения бесклассового обще­ства в марксистском учении.

3. Цивилизационная концепция общественного развития. Философия жизни о культуре и цивилизации. Цивилизация как един­ство культурных приоритетов. Геополитический фактор в цивилизационных отношениях. Евразийство и цивилизационная теория. Возможность сближения цивилизаций и информационное общество.

4. Глобальные проблемы современности. Понятие “конца истории” в классической философии. Исчерпаемость энергетических ресурсов и теория Д. Рикардо. Экологическая и демографическая ситуации в современном мире. Процесс глобализации и иерархия производства в современном мире. Идеологические послед­ствия энергетического кризиса. Глобальные проблемы и их причина в современной философии. Взаимосвязь техники, метафизики и современ­ного кризиса. Будущее человечества. Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего.

Тема 10. Человеческое предназначение и свобода.

1. Сущность человека и его предназначение. Сущность человека в античной философии. Практика аскезы как путь совершенства. Христианское представление о соборности и истори­ческом предназначении человека. Критика христианства Ф. Ницше. Тезис о смерти бога и его значение для осмысления человеческого пред­назначения.

2. Свобода и необходимость, свобода и ответственность в клас­сической и постклассической философской мысли. Фаталистические представления о человеческой судьбе в антично­сти. Свобода и греховность в средневековой традиции. Сущность ренессансного гуманизма. Гуманизм и мораль. Свобода и ответственность в учении экзистенциалистов. Подлинное и неподлинное существование. Гуманистическая мораль и свобода в философии XX в.

3. Право и мораль как формы общественного сознания. Понятие объективного и субъективного духа в философии Г. Геге­ля. Право и мораль как формы объективного духа. Государство как при­мирение общественных закономерностей и человеческой свободы. Нрав­ственные ценности. Представления о совершенном человеке в различ­ных культурах.

ТЕСТ

 

1. Что такое философия:

а) система знаний об окружающем мире;

б) совокупная мудрость человечества;

в) рационализированное, системно-организованное мировоззрение;

г) учение о смысле человеческого существования;

д) учение о принципах и методах познания?

2. Что является предметом философии:

а) человек и его жизнь;

б) процесс познания;

в) деятельность человека по преобразованию окружающего мира;

г) наиболее общие законы развития общества;

д) всеобщие черты во взаимоотношении человека и окружающего мира?

3. Когда возникла философия:

а) во втором тысячелетии до н.э.;

б) в VIIIVII вв. до н.э.;

в) с возникновением общества;

г) с появлением первых в истории научных журналов;

д) с возникновением христианства?

4. Что такое онтология:

а) философское учение о человеке;

б) философское учение о бытии;

в) философское учение о ценностях;

г) философское учение о принципах человеческого мышления;

д) философское учение о морали?

5. Что такое гносеология:

а) теория научного познания;

б) концепция смысла жизни;

в) учение о познании мира;

г) учение о высшем духе;

д) методология получения теоретических знаний?

6. Кто считается основателем древнегреческой философии:

а) Сократ; г) Платон;

б) Фалес; д) Аристотель?

в) Демокрит;

7. Кто сформулировал основные законы и формы логического мышления:

а) Пифагор; г) Диоген;

б) Аристотель; д) Анаксимандр?

в) Эпикур;

8. Какая из ниженазванных идей принадлежит философии Платона:

а) мир есть огонь, мерами воспламеняющийся и мерами потухающий;

б) мир вещей создается миром идей;

в) все в мире состоит из атомов;

г) все вещи есть единство материи и формы;

д) в основе мира лежат четыре стихии: вода, земля, огонь, воздух?

9. Какому философскому направлению соответствует высказы­вание “В интеллекте нет ничего, чего бы не было в чувствах”:

а) эмпиризм; г) иррационализм;

б) рационализм; д) скептицизму?

в) агностицизм;

10. Что такое субъективный идеализм:

а) учение об особом мире идей;

б) учение о непознаваемости мира;

в) философия, согласно которой мир человека составляют его ощущения;

г) учение о том, что деятельность человека подчиняется определён­ным целям;

д) учение о том, что человек является центром мироздания?

11. Что такое рационализм:

а) учение о наиболее эффективных путях и способах познания;

б) теория познания, согласно которой разум является источником и основанием познания;

в) учение о формах человеческого мышления;

г) теория научного познания;

д) идеалистическое учение о сущности мира?

12. Что такое эмпиризм:

а) теория, согласно которой основу познания составляют ощущения;

б) раздел философии, освещающий методы опытного исследования;

в) материалистическое учение о мире;

г) теория познания, согласно которой источником и основанием познания является чувственный опыт;

д) учение о непознаваемости мира?





©2015-2017 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных

Обратная связь

ТОП 5 активных страниц!