МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
для проведения занятия по учебной программе
ЭПИДЕМИОЛОГИЯ И ВОЕННАЯ ЭПИДЕМИОЛОГИЯ
для специальности: 1-79 01 01 Лечебное дело
Тема 2. ИММУНОПРОФИЛАКТИКА ИНФЕКЦИОННЫХ БОЛЕЗНЕЙ
Обсуждена на заседании кафедры инфекционных
болезней, протокол №____ от «___» января 2012 г.
Витебск, 2012 год
Учебные и воспитательные цели занятия:
1. Формирование у студентов научных знаний о важности и значимости потенциальной эффективности иммунопрофилактики инфекционных болезней, являющейся главной составной частью охраны здоровья и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, как единственное эффективное мероприятие для предупреждения, снижения и ликвидации инфекционных болезней.
2. Воспитать у студентов умение и чувство ответственности за организацию и проведения иммунопрофилактических мероприятий, по экстренным и эпидемическим показаниям с целью предупреждения развития инфекционных заболеваний.
Требования к подготовке студента по окончанию занятия
Студенты должны знать:
- организационную структуру иммунопрофилактики инфекционных болезней;
- показания и противопоказания к проведению прививок;
- календарь профилактических прививок;
- схемы применения различных прививочных препаратов;
- мероприятия и организацию проведения экстренной иммунопрофилактики по эпидпоказаниям и в очаге.
Студенты должны уметь:
- составлять индивидуальный календарь профилактических прививок в соответствии с возрастом прививаемого;
- проводить профилактические прививки с применением различных прививочных препаратов и схем;
- своевременно проводить профилактику постпрививочных реакций;
- организовать и проводить экстренную иммунопрофилактику по эпидпоказаниям и в очагах инфекционных заболеваний.
Учебные вопросы и расчет времени
№п/п | Учебные вопросы | Время |
Вступление | 5 мин. | |
2.1. | Основы иммунопрофилактики инфекционных болезней | 45 мин. |
2.2. | Иммунопрофилактика инфекционных болезней: инструктивно-нормативные документы, организационная структура, основные функции амбулаторно-поликлинических организаций, учетно-отчетные документы, планирование, оценка качества и эффективности | 45 мин. |
2.3. | Иммунопрофилактика вирусного гепатита В, туберкулеза, коклюша, дифтерии, столбняка, полиомиелита, кори, эпидемического паротита, краснухи | 80 мин. |
2.4. | Иммунопрофилактика бешенства, гриппа, Hib-инфекции, вирусного гепатита А, папилломавирусной инфекции | 45 мин. |
Заключение | 5 мин. | |
Итого: | 270 мин. |
Продолжительность проведения занятия - 6 часов
Место проведения – учебный класс
Метод проведения – опрос, собеседование, рассказ.
Материальное обеспечение занятия:
1. Таблицы, схемы и слайды по данной теме.
2. Приказ МЗ РБ №91 от 05.12.2006 «О совершенствовании организации проведения профилактических прививок».
3. Тесты по теме, для контроля уровня подготовки студентов.
4. Ситуационные задачи, для контроля уровня подготовки студентов.
Литература:
1. Лекционный материал.
2. Близнюк, А.М. Теоретические и методические основы противоэпидемических мероприятий: учеб.-метод. пособие / А.М.Близнюк, Т.С.Гузовская, Г.Н.Чистенко. 2-е изд., доп. Минск: БГМУ, 2008. 62 с.
3. Иммунопрофилактика инфекционных болезней: учеб. пособие / М.М.Адамович [и др.]; под ред. Г.Н.Чистенко. Минск: Новое знание, 2002. 59 с.
4. Чистенко, Г.Н. Общая эпидемиология: учеб. пособие / Г.Н.Чистенко. Минск: БГМУ, 1997. 115 с.
Дополнительная:
5. Зуева, Л.П. Эпидемиология: учебник / Л.П.Зуева, Р.Х.Яфаев. СПб.: Фолиант, 2005. 750 с.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
Общие методические указания:
1. Занятие проводится в составе учебной группы.
2. Перед началом занятия, преподаватель проверяет наличие студентов, причины отсутствия.
3. В ходе занятия, при рассмотрении учебных вопросов преподавателем используются следующие методы обучения: рассказ, объяснение, показ слайдов и таблиц, контрольно-проверочное собеседование.
4. Занятию предшествует самостоятельная подготовка, во время которой студенты изучают рекомендованную литературу.
5. Перед началом занятия студентов знакомят с инструкцией по охране труда при проведении занятий.
6. Во время проведения занятия преподаватель обращает внимание на дисциплину, внешний вид.
7. При отработке темы занятия, преподаватель объявляет её, отмечает важность и актуальность, связь с другими дисциплинами, после чего переходит к рассмотрению вопросов данной темы.
8. После ответа студента на поставленный вопрос, преподаватель обобщает его и дополняет, а при необходимости отвечает на возникшие вопросы.
9. К опросу привлекается максимальное количество студентов.
10. Контроль усвоения студентами учебного материала проводится в ходе всего занятия.
11. После завершения рассмотрения темы занятия, преподаватель проводит подведения итогов занятия, разбираются возникшие вопросы по изученной теме, дает задание на самостоятельную подготовку к следующему занятию.
Частные организационно-методические указания.