Если и есть что-нибудь, что стимулирует общение, — это обратная связь, выраженная устно или мимикой. Как воскликнула одна женщина, обиженная и возмущенная полным отсутствием реакции: «Если ты слышишь меня, отвечай! Скажи что-нибудь. Скажи что угодно. Только покажи, что ты слышишь меня!* Когда наше сердце открывается кому-нибудь, оно жаждет подтверждения.
Вот несколько полезных советов для того, чтобы показать, что вы воспринимаете то, что говорит другой.
Реагируйте физически. Повернитесь к человеку. Наклонитесь вперед. Кивайте в ответ. Смотрите человеку в глаза. Ничто не показывает большего интереса, чем зрительный контакт.
Просите большей информации. Задавайте вопросы для получения разъяснения или дополнительной информации: «Что ты имеешь в виду?» или «Почему тебе это важно?» Задавая вопросы, вы говорите: «Расскажи мне еще — мне это интересно».
Оценивайте то, что говорится, пользуясь предложениями типа: «Тебя, похоже, очень радует встреча с ним». Или «Тебе, должно быть, пришлось нелегко». Плодом внимательного слушания является более тесное общение.
Сочувственно повторяйте или перефразируйте фразы. Повтор смысла или чувства, заключенного в предложении, одновременно разъясняет смысл и стимулирует дальнейшее общение.
Не перебивайте, когда кто-то рассказывает историю. Не прерывайте, не заканчивайте предложения за других. Мне это удается с трудом. Мне постоянно приходится повторять себе: «Не перебивай, не перебивай». Кроме того, не торопитесь заполнить паузу в разговоре только для того, чтобы не молчать, — вы можете помешать другому сказать нечто важное, чем он собирался поделиться.
Дотти признает, что «иногда меня немного сердит, когда Джош влезает в мою историю. Я чувствую себя примерно так: «Он что, думает, что я сама не могу рассказать эту историю или что я привожу слишком много деталей? А может, что-то другое?» Я понимаю, что это всего-навсего отражение его энтузиазма. Он увлекается тем, что я собираюсь рассказать ему, и просто «впрыгивает» в рассказ — он несчитает, что вторгается или перебивает, или что он что-то у меня отбирает. Я знаю, что он хочет присоединиться ко мне в том, что я говорю, но, когда я делюсь своими чувствами, лучшее для меня — это не мешать мне рассказывать». Терпение — благодать.
|
Избегайте начинать отвечать или опровергать, пока другой еще говорит, — это делает вас нетерпеливым, так как вам хочется выступить. Когда вы постоянно сочиняете отповеди или придумываете способы оправдать что-либо, что вы сказали, вы просто выстраиваете механизм защиты. В результате вы не слушаете по-настоящему.
Маргарет Клейн в своей книге «Вы действительно слушаете?» делится неловкой ситуацией — результатом ее недостаточно активного слушания: «Много лет назад, сразу после окончания колледжа, на собеседовании по поводу приема на работу в газету маленького городка я получила полезный урок. Собеседование проходило нормально, и редактор, будучи в приподнятом настроении, начал рассказывать мне о своей лыжной прогулке. Желая произвести хорошее впечатление собственным рассказом о туристическом походе в горы, я перестала слушать его и начала мысленно припоминать свою историю. «Ну, — спросил он неожиданно, — что вы об этом думаете?» Не слыша ни одного слова, я глупо пролепетала: «Похоже, чудесный был отпуск — масса удовольствия». На секунду он уставился на меня. «Удовольствия? — спросил он ледяным тоном, — я только что рассказал вам, что провел большую его часть в больнице со сломанной ногой».
|
Высказывайте свою поддержку и одобрение тому, чем поделился другой человек. И то и другое улучшает здоровое общение. Соломон, в своей мудрости, знал, что «приятная речь — сотовый мед, сладка... и целебна» (Притчи 16:24). Говорите: «Большое спасибо, что ты поделился этим со мной. Я знаю, это было нелегко, и я действительно ценю это». Или: «В том, что ты сказал, — много смысла, и я уверен, что это поможет».
Эти методы — лишь немногие из способов активно стать лучшим слушателем. Помните, что ваше ухо может открыть сердце другого человека, так что не закрывайте его. Поверьте мне, если вы потрудитесь над тем, чтобы стать лучшим слушателем, вам воздается. Просто спросите Дотти! Она видела, как я изменился.
Будьте честным
Апостол Павел ясно видел проблему, когда увещевал нас говорить «истину каждый ближнему» (Ефесянам 4:25). Говорить правду в любви значит принимать во внимание чувства другого. По-настоящему опытный и любящий собеседник чувствителен к последствиям своих слов и дел.
Соломой дал нам мудрый совет, когда сказал: «Видал ли ты человека, опрометчивого в словах своих? на глупого больше надежды, нежели на него» (Притчи 29:20). «Любовь, — писал Ричард Стросс, — поможет нам предварить паши замечания каким-нибудь словом похвалы или одобрения, и мы представим наши мысли в приятной манере, конструктивно и позитивно. Мы скорее поддержим, чем обидим наших партнеров».
|
Барьеры на пути честности многочисленны. Один состоит просто в том, что это рискованно. «Все глубокие отношения, — согласно Райту, — особенно семейные, должны основываться на абсолютной открытости и честности. Этого бывает трудно достичь, потому что это связано с риском быть отвергнутым из-за нашей честности, но это жизненно важно для того, чтобы супружеские взаимоотношения развивались».
Когда мы чувствуем потребность быть честным в чем-либо, что может причинить боль другому, мы должны не только уточнить манеру, в которой сообщаем известие, но также исследовать свои мотивы. Многие очень жестокие вещи были сказаны во имя «честности».
Другим барьером является то, что честность может стать мелочной. Честность может открыть человека только для того, чтобы обнаружить, что ведется дотошная запись всех личных недостатков. Честное общение, высказанное в любви и услышанное в любви, «зла не держит». В результате, когда происходит «полюбовное общение», вы можете делиться самым подлинным — несовершенствами и всем остальным.
Высказывание правды в любви связано также с оформлением вашей любви к другому в слова:
«Спасибо за то, что ты — это ты».
«Я горжусь тобой».
«Спасибо за то, что ты меня любишь».
«Я так рад, что женат на тебе».
«Мне просто нравится быть с тобой».
Кроме того, высказывание правды в любви требует и не преувеличивать, и не затушевывать факты. Д-р Райт рассказывает историю женщины, «которая разбогатела и решила заказать книгу о своей родословной. Известный автор, которого она наняла для этой цели, узнал что один из ее прадедов был казнен на электрическом стуле в тюрьме Синг-Синг. Когда он сказал, что это должно быть включено в книгу, она попросила сформулировать это таким образом, чтобы скрыть правду.
Книга вышла в свет, и в ней можно было прочесть: «Один из ее прадедов занимал пост, связанный с прикладным электричеством в одном из наиболее известных учреждений Америки. Он был очень привязан к своей должности и буквально «сгорел на работе». Райт подчеркивает, что «в некоторых попытках общения между супругами значение сказанного становится почти таким же туманным и путаным. Обычно лучше сказать все «как оно есть», мягко, если необходимо, но ясно».
Быть эффективным и опытным в общении — это основное средство для того, чтобы стать «тем самым» человеком, и вы можете начать прямо сейчас. Если вы одиноки, начните практиковать эти принципы со своими друзьями и на свиданиях. Если вы состоите в браке, начните со своего супруга (супруги). Показывая пример и проявляя любящее, честное терпение, поощряйте своего партнера к росту в общении с вами.
Как при изучении иностранного языка, обучение грамотному общению требует времени, решимости, сосредоточенности и практики. У некоторых из нас может получаться лучше, чем у других, поэтому терпение необходимо и для них, и для вас. Но каждый из нас может продолжать совершенствоваться.
Для начала выберите одну жизненную ситуацию, в которой более эффективное общение может многое изменить. Теперь составьте план действий, используя некоторые из принципов. Определите время, когда вы осуществите свой план.
Вопросы для размышления
• Каковы два основных аспекта общения?
• Каковы ключевые элементы хорошего общения?
• Почему умение слушать является важным аспектом общения?
• Каковы различные уровни умения слушать?
РЕШЕНИЕ КОНФЛИКТА
Как можно оставаться той личностью, какой вас создал Бог, и в то же время быть в ладах с другими? Это удается немногим из нас, особенно в самых интимных отношениях — в браке.
«Мне нужно найти себя, — признался человек с семнадцатилетним стажем семейной жизни. — Моя система ценностей всегда радикально отличалась от системы ценностей моей жены даже после того, как мы оба стали христианами. Чтобы избежать конфликтов, я подавлял свои чувства, желания и убеждения. Я больше не могу этого делать, хотя и считаю себя слугой».
Женщина с четырнадцатилетним семейным опытом призналась: «Я ожидала, что мой второй муж даст мне такую же любовь и привязанность, какие я испытала в первом браке. Когда я их не получила, то неосознанно стала пытаться добиться этого, стараясь обойтись без ссор. Только после того, как мы развелись, я узнала, что он считал меня бесхребетной, потому что я постоянно избегала конфликтов».
Такое поведение не ограничивается браком. В обществе, в бизнесе и в церкви мы часто ведем себя так, как будто конфликт — это что-то ненормальное. То, что это не так, было отмечено таким авторитетом, как апостол Павел, который объяснил основную причину конфликтов в Послании к Римлянам 12:4, 5: «Ибо, как в одном теле у нас много членов, но не у всех членов одно и то же дело, так мы многие составляем одно тело во Христе, а порознь один для другого члены».
Сам факт того, что мы отличаемся друг от друга, делает конфликт неизбежным. Мы приносим в свои взаимоотношения различные прошлое, точки зрения, эмоции и даже культуры. Каждый раз, когда сходятся два живых человека, раньше или позже происходит конфликт. Поэтому наличие, разногласий не является проблемой. Настоящим испытанием является то, как мы умеем их решать.
К сожалению, многие из нас в своей новой жизни реагируют на конфликт так же, как в то время, когда они не были христианами. Мы еще не можем понять, что Иисус показал нам совершенно новую реакцию на конфликт. Верующие, которые пользуются силой Святого Духа, могут научиться встречать конфликт лицом к лицу и разрешать его по правде и любви.
Когда этого не происходит, наше свидетельство об Иисусе Христе становится нечетким. Вы можете вспомнить Элдриджа Кливера, одного из активных лидеров движения негров, который организовал многочисленные протесты и насильственные действия против полиции и государства в конце шестидесятых — начале семидесятых годов.
Несколько лет тому назад появилась информация о том, что Э.Кливер стал христианином. Однако позже он отвернулся от евангелического христианства и стал мормоном. В одном интервью он сказал: «Я не мог понять и объяснить конфликт, который продолжается между христианами».
Себе во вред
Наша неспособность справляться с конфликтами ежедневно проявляется в деловых отношениях. Я поражаюсь тому, как быстро люди стремятся поменять работу, столкнувшись с неприятностями на службе. Большинство предпочтет трудности поиска и приема на другую работу разрешению конфликтов в своих отношениях. Однако это — просто предпочтение бегства борьбе.
Когда я был в Израиле, мне удалось посетить одну из старинных крепостей Кесари. Там я вспомнил, что на протяжении всей истории люди старались защитить себя. Кесарийская крепость была окружена так называемым «сухим рвом» — широким открытым пространством, не заполненным водой. Любой, кто пересекал этот «ров», был полностью открыт со всех сторон. Главные ворота замка также выполняли защитную функцию. Они были расположены сбоку от входа, и каждый, кто пытался открыть их, представлял собой легкую мишень для врага. Проходя по крепости, я думал о миллионах людей, которые идут но жизни, постоянно пытаясь защитить себя. Они жаждут настоящей эмоциональной близости, но никогда не смогут найти ее в своих отношениях с другими, потому что неспособны эмоционально разрешать конфликты, постоянно возникающие при длительном, близком общении. Вот почему сейчас так мало долговечных отношений.
Преодолеть два страха
Ранее я упоминал о двух типах страха, преследующих людей сегодня: страх, что их никогда не полюбят, и страх, что они сами никогда не смогут полюбить. Для христиан эти же страхи вмешиваются в их отношения с Богом. Мы внутренне боимся, что Бог не может любить нас и что Он не сочтет нашу любовь приемлемой для Себя. Бог использует других людей для того, чтобы сделать Свою любовь действительно ощутимой для нас, чтобы мы могли поверить в нее и испытать ее. Нам часто нужен кто-то, кто может сделать Божью любовь реальной для нас.
Однако, по мере роста близости в наших отношениях с Богом увеличивается возможность конфликта. Переплетение интересов двух личностей, растущих в узнавании друг друга, представляет собой гораздо больший потенциал для конфликта, чем даже отношения двух сверхдержав. Распутывание межличностного лабиринта может потребовать больше усилий, чем мирные переговоры между двумя враждующими народами. Поэтому не удивительно, что люди, достигшие настоящей близости, могут так и не узнать, как решать проблемы, связанные с этой гранью близости.
Разрешить или разрушить
Мне хочется, чтобы вы запомнили одно: достойнее разрешить конфликт, чем разрушить отношения. Конечно, гораздо легче просто уйти, чем тратить силы на разрешение конфликта. Но наградой за стойкость является то, что каждый раз, когда вы разрешаете конфликт, вы становитесь лучше как личность — вы более способны решать неизбежные конфликты, которые готовит будущее.
Иногда мы забываем, что отношения являются частью изначального великого плана Божьего. Бог сказал в книге Бытия 2:18: «Не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему». Я полагаю, что Бог говорит здесь не только о супружеских отношениях. Мы были созданы, чтобы не быть одинокими, а общаться с другими людьми. Чтобы почувствовать благодать, которую Бог предназначил нам иметь в отношениях, мы должны пойти против ложной мудрости наших дней и разрешить свои конфликты.
Сегодня вас поощряют настаивать на своих правах и «делать все по-своему». Армия вербует рекрутов, используя лозунг «Будь всем, чем ты можешь быть»; а другой рекламный лозунг напоминает вам, что «Вы заслужили отдых сегодня».
Наша культура делает упор на вас, индивидуума, а не на ваши отношения. Возвышение своего «я» над другими привело к возникновению философии «Я — это номер 1», которая не учит нас строить долговременные отношения и разрешать конфликты. Если победа для вас — это все, вы сможете достичь нескольких личных целей, но при этом вам придется пожертвовать своими отношениями, так как они строятся путем уступок, а не побед. Поэтому мы должны подняться над нашей культурой, если хотим иметь близкие, полноценные отношения. Я верю, что мы можем это через Христа.