Раздел программы: «Истории России с конца XVI в. по XVIII в.» (7 класс)
Пояснительная записка
Программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования по истории МО РФ 2004 г. и авторской программы «История России 6-9 кл.» А. А. Данилова и Л. Г. Косулиной. - М.: Просвещение, 2006.
В планировании учтено прохождение обязательного минимума содержания и соответствие программе по истории для основной средней школы. Тематическое планирование рассчитано на 38 часов. Оно реализовывает компетентностный подход к образованию и первый концентр школьного исторического образования.
Учебник: Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России с конца XVI до конца XVIII века. -М.: Просвещение, 2009.
В результате изучения курса учащиеся должны:
· называть даты важнейших событий, социальных выступлений, военных походов и компаний;
· называть места и обстоятельства этих событий, выступлений походов, крупнейших государственных деятелей, военачальников, ученых, представителей культуры;
· показывать на исторической карте рост территории, крупнейшие центры торговли, промышленности;
· описывать положение и образ жизни основных сословий; составлять описание памятников, предметов труда, зданий, произведений искусства;
· соотносить общие факты и процессы становления абсолютизма, закрепощения крестьян, социальных движений; называть характерные и существенные черты экономического, социального, духовного и политического развития;
· определять и объяснять понятия; · уметь выделять главную мысль, идею в учебнике, рассказе учителя, докладе одноклассника, в письменном тексте, в документе; · рассматривать общественные явления в развитии, в конкретной исторической обстановке, применяя принципы историзма; · раскрывать во взаимосвязи и взаимозависимости явления экономики, политики, культуры, искусства; · анализировать исторические явления, процессы, факты; · обобщать и систематизировать полученную информацию; · давать на основе анализа конкретного материала научные объяснения сущности фактов и связей между ними; · осуществлять перенос знаний (межпредметные и внутрипредметные связи), решать ситуативные задачи, в том числе на основе анализа действительности и собственного социального опыта; · определять свою личную точку зрения, уметь ее формулировать и аргументировать, осуществлять оценочные суждения; · обладать необходимыми коммуникативными умениями: владеть навыками устной и письменной речи, вести диалог, грамотно строить монологическую речь, участвовать в дискуссии, формулировать вопрос, сжато давать ответ, выступать с сообщениями, докладами; писать рецензии; · уметь участвовать в групповых формах работы, в ролевых играх; · определять цели своей деятельности и уметь представить свои результаты; |
· объяснять значение основополагающих понятий курса: смута, абсолютизм, дворцовые перевороты, просвещенный абсолютизм, крепостничество, мелкотоварное производство, всероссийский рынок, мануфактура, церковный раскол; сравнивать социально-экономическое развитие, положение сословий, результаты войн и крестьянских выступлений; излагать суждения о причинах и последствиях; приводить оценки реформ, деятельности Петра, Никона, Екатерины Великой.
В планировании учтены различные формы урока: изложение нового материала учителем самостоятельно, в диалоге с классом, самостоятельно с помощью учебника, с помощью подготовленных учениками докладов, а также различные формы контроля: самопроверка, взаимопроверка, контрольные срезы.
Тематическое планирование составлено в соответствии со структурой учебника.
«История России с XVII–XVIII в.в.» 7 кл.
Распределение учебного материала по курсу | Контрольные работы | |||
№ | Наименование раздела | Кол. часов | Тема | Дата |
Россия на рубеже XVI- XVII веков | Россия на рубеже XVI- XVII веков | |||
Россия в XVII в | Россия в XVII в | |||
Россия при Петре I | Россия при Петре I | |||
Россия в 1725-1762 годах | Россия в 1725-1762 годах | |||
Россия в 1762-1801 годах | Россия в 1762-1801 годах | |||
Итого | История России с XVII–XVIII вв. | |||
Итого |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№урока | Тема раздела, урока | Кол-во часов | дата проведения | материалы и оборудование | основные термины и понятия | Домашнее задание дом. задание | примечания | |
Тема 1: Россия на рубеже XVI- XVII веков 3 часа | ||||||||
Вводный урок. Внутренняя и внешняя политика Бориса Годунова. | карта «Российское государство в 16 в.»,презентация по теме | история, первоисточник, научная литература династия, дети боярские, самозванец, патриаршество | §1 с5 п./т.3,4,5 | |||||
Смута | карта та же презентация по теме | Смута, Смутное время, интервенция, «прелестные письма», самозванец | §2 с12 п./т 3,5 | |||||
Окончание Смутного времени | карта та же презентация по теме | «семибоярщина», ополчение, интервенция | §3 с24 п./т 1,3,5 | |||||
Тема 2: Россия в XVII в. 10 часов | ||||||||
Новые явления в экономике | карта «Россия в 17в.» презентация по теме | бобыли, мелкотоварное хозяйство, мануфактура, промышленники, предприниматели, | §4 с33 п./т 2,3,6 | |||||
Основные сословия российского общества | карта «Россия в 17 в.» презентация по теме | феодалы, дворянство, боярство, местничество, барщина, оброк, владельческие и черносошные крестьяне, холопы, посадское население, подворная подать, подземельная подать, белая слобода, казачество | §5 с42 п./т 1,4,5 | |||||
Политическое развитие страны | карта та же презентация по теме | стан, волость, воевода, самодержавие, крепостничество | §6 с48 п./т 4,5 | |||||
Власть и церковь. Церковный раскол | карта та же презентация по теме | церковь, патриарх, старообрядчество, раскол, протопоп. | §7 с56 п./т 3,4 | |||||
Народные движения | карта «народные восстания в Росси в 17в.» презентация теме | «поход за зипунами», шляхетство | §8 с61 п./т1,2,5 | |||||
Внешняя политика | карта «Россия в 17 в.» презентация по теме п./т 1,2,3,6 | реестры, гетман, рада | §9 с68 п./т 4,5 | |||||
Образование и культура в XVII веке | репродукции, хрестоматия презентация по теме | сатира, биографическая повесть, бытовой и портретный жанр, «московское барокко» | § 10 с75 п./т 4-7 | |||||
Сословный быт. Обычаи и нравы. | презентация по теме | парча, тафта, отопление избы «по- черному» | §11 с85 п./т 3 сообщения | |||||
Саратовский край в XVII веке. | презентация по теме | Поволжье, «волжские казаки»,воевода, засечная линия, острог | Лекция § 1-11 | |||||
Обобщение по теме «Россия в 17 в.» | карты по теме | |||||||
Тема 3: Россия при Петре I 9 часов | ||||||||
Предпосылки петровских преобразований | карта «Россия в 17 в.», презентация по теме п./т 1,4 | реформа, модернизация | §12 с93 п./т 2,3 | |||||
Петр I. Россия на рубеже веков | карта «Россия в 1-й половине 18в.» презентация | гвардия, лавра, брандер | §13 с99 п./т 1,3,5 | |||||
Северная война (1700-1721) | карта «Российская Империя при Петре I» презентация по теме | конфузия, рекруты, виктория | § 14 с105 п./т 4,5,6 | |||||
Реформы Петра I | карта «Россия в первой половине 18в», схемы№6-7, презентация по теме 5,6 | коллегия, ранг, «регулярные граждане», подлые граждане» | §15 с115 п./т 2,3,4 | |||||
Экономика России в первой четверти XVIII века | карта та же, иллюстрации презентация по теме | протекционизм, меркантилизм, приписные и посессионные крестьяне, подушная подать, ремесленные цехи | §16 с122 п./т 1,4,5 | |||||
Народные движения в первой четверти XVIII века | карта та же, презентация по теме | казаки, «прелестные грамоты», «работные люди» | §17 с131 п./т 4,5 | |||||
20-21 | Изменения в культуре и быте в первой четверти XVIII века | иллюстрации, репродукции, презентация по теме п./т 1,6, презентация | канты, гравюра, ассамблеи, клавикорды | § 18-19 с137 п./т 2,3,5 | ||||
Обобщение по теме «Россия при Петре 1-м» | карты по теме, тесты | § 12-19 | ||||||
Тема 4: Россия в 1725-1762 годах 4 часа | ||||||||
23-24 | Дворцовые перевороты | карта «Россия в 18 в.», иллюстрации, презентация по теме п./т 1,2 | фаворит, кондиции, верховники, регент | §20-21 с146 п./т 3,4 | ||||
Внутренняя политика в 1725-1762 годах | карта та же, презентация по теме таб.№12 п./т 1,5 | абсолютизм, откуп, подряд | §22 с156 п./т 2,3,4 | |||||
Внешняя политика России в 1 725-1762 годах | карта та же, презентация по теме п./т 3,4 | жуз, коалиция | §23 с163 п./т 1,2,5 | |||||
Тема 5: Россия в 1762-1801 годах 12 часов | ||||||||
Внутренняя политика Екатерины II | карта «Россия во 2-й половине 18в.», схемы№№11, 12 презентация по теме | каторга, монополия, секуляризация, «просвещенный абсолютизм» | §24 с170 п./т 3,1 | |||||
Крестьянская война под предводительством Е.И. Пугачева | карта та же, иллюстрации п./т 1,2 | «пугачевщина», самоуправление | §25 с178 п./т 3,4 | |||||
Экономическое развитие России во второй половине XVIII века | карта та же, иллюстрации презентация по теме | крестьяне-отходники, общество, займы, ассигнации | §26 с184 п./т 3,4,5 | |||||
30-31 | Внешняя политика Екатерины II | карта та же, презентация по теме | нейтралитет, суверенитет, эскадра, буферное государство | § 27-28 С192 п./т 4,5 | ||||
Россия при Павле I | карта та же, иллюстрации, презентация по теме п./т 1,2 | «Разжалованная грамота», фаворит, опала | §29 с205 п./т 3,4 | |||||
Наука и образование в России | иллюстрации, репродукции, презентация по теме | обсерватория, водоход, ритор, академическая обсерватория | §30 с214 п./т 1,4 | |||||
34-35 | Художественная культура | тексты литературных произведений, презентация по теме презентация | стиль, барокко, классицизм, жанр, сентиментализм | §31-32 С222 п./т 2,4 | ||||
Быт и обычаи | репродукции, иллюстрации, презентация по теме презентация | культурный раскол общества, традиции | §33 с232 п./т 3 сообщ. | |||||
Саратовский край в XVII I веке. | презентация презентация по теме | Уездный центр, крестьянская война, губерния | Лекция§20-33 | |||||
Обобщение по теме «Россия с 1725 по 1801г.г.» | карты по теме, иллюстрации | |||||||
Раздел программы: «Новая история. Конец XV-XVIII в.в.» (7 класс)
Пояснительная записка
Программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования: по истории МО РФ 2004 г. и авторской программы «Новая история 7-8 кл.» под редакцией А. Я. Юдовской и Л. М. Ванюшкиной. - М.: Просвещение, 2006.
Данная программа обеспечивает изучение курса истории Нового времени с XVI по XIX вв. учащимися 7 класса.
Цели курса: учащиеся должны получить знания об основных чертах развития индустриального и традиционного обществ, изменениях, произошедших в мире за 200 лет;
• о причинах революций и реформах, как альтернативном пути развития общества;
• должны научиться общим принципам и решениям познавательных проблем, методам исторического анализа;
• приобрести устойчивый интерес и уважение к истории человечества и культуре;
• анализировать конкретные научные ситуации, уметь видеть и решать проблемы, поставленные перед ними жизнью;
• научиться самостоятельно истолковывать факты и события, выстраивать свою авторскую версию событий, отвечающую данным исторической науки;
• уметь анализировать и описывать события с разных, часто с противоположных точек зрения.
Учащиеся должны овладеть умениями:
• определять и объяснять понятия;
• уметь выделять главную мысль, идею в учебнике;
• рассматривать общественные явления в развитии;
• анализировать исторические явления, процессы, факты, обобщать и систематизировать полученную информацию;
• уметь выбрать и использовать нужные средства для учебной деятельности. Программа рассчитана на 29 часов.
Учебник: Новая история, 1500-1800:Учеб. для 7 кл. общеобразоват. учреждений /А. Я. Юдовская, П.А.Баранов, Л. М. Ванюшкина. - М.: Просвещение, 2009.
«Новая история. Конец XV-XVIII в.в.» 7 кл.
Распределение учебного материала по курсу | Контрольные работы | |||
№ | Наименование раздела | Кол. час. | Тема | Дата |
Европа и мир в конце XV-XVII вв. | Европа и мир в конце XV-XVII вв. | |||
Ранние буржуазные революции. Международные отношения в XVI-XVIII вв. | Ранние буржуазные революции. Международные отношения в XVI-XVIII вв. | |||
Эпоха Просвещения. Время преобразований. Борьба за первенство в Европе и в колониях. | Эпоха Просвещения. Время преобразований. Борьба за первенство в Европе и в колониях. | |||
Итого | Новая история. Конец XV-XVIII в.в | |||
Итого |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
| |||||||||||||
Раздел 1:Европа и мир в конце XV-XVII вв. 13 часов | |||||||||||||
Эпоха Великих географических открытий | карта «Великие географические открытия и колониальные захваты в 15-середине17вв.»,презентация по теме | великие географические открытия, конкистадоры, Новый Свет | §§ 1-2 | ||||||||||
Абсолютизм в Европе | карта «Европа в 16-17 вв.»,презентация по теме | абсолютизм, меркантилизм. Сословное представительство | § 3 | ||||||||||
Хозяйственная жизнь Европы в ХVI-ХVII вв. | карта та же, иллюстрации ,презентация по теме | монополии, огораживание, буржуа, капитал, мануфактура, биржа | § 4 | ||||||||||
Социальная структура европейского общества Нового времени | иллюстрации в учебнике,,презентация по теме | новое дворянство (джентри), откупщик, талья, шевалье, каботаж | § 5 | ||||||||||
Повседневная жизнь в ХVI-ХVII вв. | иллюстрации ,презентация по теме | сам, канон,. | § 6 | ||||||||||
Философия гуманизма | иллюстрации ,презентация по теме | гуманизм, утопия | § 7-8 | ||||||||||
Живопись Высокого Возрождения | иллюстрации, репродукции ,презентация по теме | Высокое Возрождение, Северное Возрождение, сонет, ренессанс | § 9 | ||||||||||
Зарождение европейской науки | Иллюстрации,презентация по теме | каноник, бакалавр | § 10 | ||||||||||
Начало Реформации в Европе | ,презентация по теме | Реформация, протестант, пастор, лютеранство | §11 | ||||||||||
Распространение Реформации. Контрреформация | Иллюстрации, презентация по теме | кальвинизм, контрреформация, иезуиты, аутодафе | § 12 | ||||||||||
Англия в XVI в. | карта «Европа в 16в.»,презентация по теме | англиканство, | § 13 | ||||||||||
Франция в XVI - первой половине XVII вв. | карта та же, презентация по теме | гугеноты, Варфоломеевская ночь, эдикт, месса, компромисс, гарант | § 14 | ||||||||||
Обобщение по теме:«Европа и мир в конце XV-XVII вв.» | карта по теме,тесты | ||||||||||||
Раздел 2: Ранние буржуазные революции. Международные отношения в XVI-XVIII вв. 5 часов | |||||||||||||
Нидерландская революция | карта «Европа в 16-18 вв.»,презентация по теме | гёзы, штатгальтер, иконоборческое движение | § 15 | ||||||||||
Великая Английская революция | карта та же, презентация по теме | пуритане, «железнобокие», «кавалеры» | § 1 6 | ||||||||||
Путь к парламентской монархии в Англии | карта то же,презентация по теме | Долгий парламент, протекторат, лорд-протектор, тори, виги, спикер | § 1 7 | ||||||||||
Международные отношения в XVI-XVIII вв. | карта «Европа в 16-18вв.»,презентация по теме | коалиция, тридцатилетняя война, Вестфальский мир | § 1 8 | ||||||||||
Обобщение по теме «Ранние буржуазные революции» | карта та же, тесты | ||||||||||||
Раздел 3: Эпоха Просвещения. Время преобразований. 12 часов. Борьба за первенство в Европе и в колониях. | |||||||||||||
Век Просвещения | иллюстрации ,презентация по теме | просвещение, разделение властей, народный суверенитет, энциклопедисты | § 19 | ||||||||||
Культура эпохи Просвещения | ,презентация по теме хрестоматия | пастораль, классицизм, атрибут | § 20 | ||||||||||
Промышленный переворот в Англии | Иллюстрации,,презентация по теме | фабрика, прогресс, промышленный переворот, производительность труда, луддизм, аграрная революция | § 21 | ||||||||||
Английские колонии в Северной Америке | карта мира в 16-18веках,,презентация по теме | пилигрим, «бостонское чаепитие», колониальные ассамблеи, конгресс | § 22 | ||||||||||
Война за независимость. Образование США | карта «война за независимость и образование США»,презентация по теме | патриоты, лоялисты, принцип народного суверенитета, федерация, конституция | § 23 | ||||||||||
Начало Великой Французской революции | карта «Франция в период ВФБ революции»,презентация по теме | третье сословие, Генеральные штаты, санкюлоты, «хлебный бунт», сословия, террор, кокарда, декрет | § 24 | ||||||||||
Установление республики во Франции | карта та же,презентация по теме | жирондисты, якобинцы, Комитет общественного спасения, гильотина, Капет | § 25 | ||||||||||
Директория. Установление диктатуры | карта «Европа в период Директорий»,презентация по теме | директория, термидорианцы, | § 26. | ||||||||||
Латинская Америка в колониальный период | карта «Латинская Америка в 19в.»,презентация по теме | коррехидоры, алькальды, касики, креолы | § 27 | ||||||||||
Страны Востока в ХVІ-ХVІІІ вв. | карта мира в 18-19вв. ,презентация по теме | могол, сипай, сегун, сегунат, конфуцианство, синтоизм | §§ 28, 29-30. | ||||||||||
Обобщение по теме «Эпоха Просвещения» | карты по теме | См.выше | §§1-30 | ||||||||||
Итоговое обобщение по теме «Новая история. Конец XV-XVIII в.в» | тесты | См.выше | |||||||||||