Выбор темы курсовой работы.




Методические рекомендации по написанию и оформлению курсовой работы

По дисциплине Уголовно-процессуальное право (Уголовный процесс)

 

Выполнение курсовой работы по уголовно-процессуальному праву является важной самостоятельной работы студентов, обучающихся по специальности 021100 (030501) «Юриспруденция», а подготовка к ним является значимым компонентом изучения не только учебной литературы, но и норм уголовно-процессуального кодекса РФ, судебной практики России, критических и рекомендательных публикаций в периодической юридической печати.

Без написания курсовой работы и ее последующей защиты студент не допускается к экзамену и не может быть переведен на следующий курс.

Анализ многолетней практики свидетельствует о том, что значительная часть студентов успешно справляется с этим учебным заданием, но не мало и тех, особенно на младших курсах, которые испытывают определенные трудности при работе и написании курсовой работы по уголовно-процессуальному праву.

Эти трудности обусловлены рядом причин:

- отсутствие определенных навыков систематической работы с законодательными актами, монографиями, литературно-публицистическими источниками;

- неумение, а нередко нежелание логически мыслить, анализировать складывающуюся по определенным направлениям следственно-судебную практику с научных позиций;

- незнание способов поиска необходимой литературы;

- невыполнение предъявляемых к содержанию и форме требований курсовой работы.

В результате курсовая работа либо не допускается к защите, либо по ней студенту выставляется неудовлетворительная оценка, что влечет за собой и соответствующие последствия – необходимость выполнения новой работы, повторная защита, перенесение в этой связи срока сдачи экзамена и т.п. Поэтому студенту с самых изначальных шагов обучения необходимо усвоить все то, что в итоге будет способствовать успешному выполнению и защите курсовой работы.

Специфика правовой дисциплины, по которой пишется курсовая работа, непременно отражается на содержании работы, подходах к ее выполнению. Это учтено авторами методических пособий, облегчающих студентам написание курсовой работы, например, по теории государства и права, гражданскому праву, уголовному праву, криминалистике и другим дисциплинам.[1]

Цель курсовой работы

Курсовая работа - это самостоятельное, творческое исследование студента, выраженное в письменной (печатной) форме, дающее определенное представление об уголовном процессе и свидетельствующее об уровне его знаний в этой области.

Курсовая работа является одной из первых серьезных письменных работ, которые придется выполнять студенту на протяжении учебы в вузе, а при ответственном и добросовестном отношении к ее подготовке и написанию он значительно продвигается вперед в области теоретической и профессиональной подготовки, лучше усваивает учебно-методический материал, судебную практику в области уголовно-процессуальной деятельности.

От студента, обучающегося по направлению «Юриспруденция» требуется:

- умело подобрать целенаправленный, систематизированный материал по выбранной им теме курсовой работы;

- осмыслить его, проанализировать, обобщить и со знанием дела изложить его со своими выводами в письменном (рукописном, печатном) вариантах. Практикующим юристам часто приходится составлять различного рода правовые документы, требующие грамотной, сжатой, четкой и аргументированной формы изложения, приведения убедительных доводов. Этому искусству студенты обучаются в вузе, и в том числе при работе над курсовыми проектами по уголовному процессу.

Выполнение курсовой работы в итоге помогает студенту:

1. пополнить знания в уголовном судопроизводстве России не только в современном, но и историческом аспектах; глубже усваивать материал по определенной теме;

2. прививать навыки самостоятельной работы с законами, судебной практикой, специальной литературой, фондами документов государственных органов, следственных, экспертных, судебных учреждений;

3. развивать самостоятельность мышления, способность систематизировать и критически оценивать собранный материал;

4. приобретать навыки логически правильного изложения своих мыслей, учиться достаточно глубоко аргументировать выводы, пользоваться юридической терминологией;

5. реально готовиться к успешному выполнению дипломной работы по завершению курса обучения в вузе.

Студенты, обладающие определенными навыками работы над курсовыми проектами, написания курсовых работ, как показывает практика, успешно справляться и с выполнением дипломных работ. Выбор темы курсового проекта довольно часто определяет выбор темы дипломной работы. А удачно написанная, успешно защищенная курсовая работа по предложению студента нередко становится определенной частью дипломной работы, отличающаяся от курсовой главным образом еще большей самостоятельностью, более широким и глубоким кругом исследуемых вопросов и проблем, глубиной и целенаправленностью анализа теоретических и практических положений, более широким использованием практического опыта, сопоставлением теории и процессуальной практики.

Выбор темы курсовой работы.

Оформление задания на курсовую работу.

Тематика курсовых работ по уголовно-процессуальному праву раз в два года перерабатывается учебным планом института истории и права ХГУ им. Н.Ф. Катанова с последующим утверждением ее кафедрой. Предлагаемые темы должны быть научны, актуальные и направленные на получение студентами навыков самостоятельной работы с различного рода источниками (законами, судебной практикой, специальной литературой, публицистикой ученых, практиков по правовым проблемам).

В каждой теме желательно присутствие элемента новизны. Тематика курсовых работ находится на кафедре в специальной папке и вывешивается на стенде кафедры уголовного права и процесса.

Предлагаемое количество тем курсовых работ по уголовному процессу превышает число студентов, изъявивших желание в их написании, из расчета на одного студента с правом выбора из 5 тем одну, чем исключается необходимость писать работы по одной и той же конкретной теме.

Каждому студенту представляется право свободного выбора темы, но при этом не исключается проявление со стороны студента предложение своей темы, кроме предложенных кафедрой.

После выбора темы курсовой работы и утверждении ее кафедрой, научный руководитель составляет в двух экземплярах задание на курсовую работу (проект), в которой указывает перечень основных вопросов, подлежащих исследованию или разработке; определяет этапы работы от подбора источников по теме работы; варианты написания ее, представления для предварительного изучения научным руководителем; окончательное ее оформление и защита с обязательным указанием сроков этапного исполнения и предлагаемый вид отчетности по каждому этапу.

Научный руководитель указывает и срок сдачи студентом законченной курсовой работы.

Задание рассматривается и утверждается кафедрой уголовного права и процесса: один экземпляр вручается студенту под роспись, другой – остается на кафедре для осуществления контроля за работой студента над курсовым проектом.

Существует ряд общих приемов выполнения курсовых работ и общих требований к их содержанию справиться с этим видом задания независимо от правовой дисциплины, по которой пишется работа.

Настоящее методическое пособие, построенное на основе обобщения частных методик по подготовке и защите курсовых работ, призвано оказать помощь студентам, приступающим к выполнению курсовой работы по уголовно-процессуальному праву России, написать ее в соответствии с требованиями предъявляемыми к ее содержанию и форме.

Выбор темы – ответственный момент, т.к. качество курсовой работы во многом будет зависеть от правильного и своевременного выбора темы. Когда студент сознательно относится к выбору темы, он может написать хорошую курсовую работу.

При выборе студент должен руководствоваться прежде всего личным интересом к тому или иному вопросу, желанием глубже познать его, выделить что-то свое при его исследовании, дать обоснование своих позиций. Необходимо учитывать при выборе темы возможность получения, сбора законодательных актов, судебной практики, научной литературы.

Но не следует выбирать темы слишком широкие, абстрагированные, с неограниченным содержанием вопросов, ибо в таком случае студент будет испытывать большие трудности и не всегда может акцентировать внимание на главном, затрудняется выделить из этого главное. В таком случае курсовая работа бывает на практике перенасыщена общими рассуждениями, не конкретизированы. Студенту следует помнить, что полное раскрытие всех вопросов обширной темы в рамках курсовой работы – задача практически невыполнимая.

Если студент сомневается в фактическом объеме темы, считает ее слишком обширной, нуждающейся в ограничении, то по этому вопросу он должен получить консультацию у преподавателя, научного руководителя.

Вполне оправдан выбор сравнительно узких, конкретных тем, как например, «Прокурор и его полномочия в досудебных, судебных стадиях процесса»; «Суд его полномочия в досудебных стадиях процесса»; «Судебное следствие, его особенности, отличие от предварительного следствия»; «Возбуждение дела»; «Приговор и его структура», «Органы дознания и их процессуальные полномочия»; «Принцип состязательности в стадиях процесса»; «Адвокат – защитник и его полномочия в стадиях процесса».

Темой курсовой работы вполне может быть анализ конкретного сложного архивного уголовного дела. За курсовую работу могут быть зачтены:

- успешное участие студента в ежегодно проводимых в ХГУ «Катановских чтениях», где студент занял одно из призовых мест в подгруппе;

- перевод студентом зарубежного научного источника;

- успешное участие в проводимых межвузовских научных конференциях, олимпиадах;

- участие в изготовлении учебных диафильмов, схем – плакатов, иных учебно-методических и наглядных пособий.

Рекомендуется, чтобы студенты заочной формы обучения, работающие в правоохранительных органах выбирали тему курсовой работы, тесно связанной с их практической деятельностью.

Студентам очной системы обучения рекомендуется выбирать тему курсовой работы исходя из того, к какой конкретно области практической деятельности он уже себя готовит и где планирует проходить производственную практику.

Кроме курсовых работ по уголовно-процессуальному праву, изучаемого в данном учебном году, в виде исключения могут с согласия кафедры писать курсовые работы до того курса, когда им придется изучать данную дисциплину, но очень близко соприкасающих с уголовным процессом; адвокатура и адвокатская деятельность; допустимость доказательств.

Студенты, проходящие специализацию, могут писать курсовые работы только по своей специализации.

Выбрав тему курсовой работы, студент должен согласовать ее с научным руководителем; при этом необходимо иметь в виду, что у преподавателя в соответствии с утвержденным кафедрой объемом учебно-педагогической нагрузки может быть ограничено общее число курсовых работ, по которым он вправе осуществлять научное руководство. В этом отношении для студента кране важно не затягивать процесс выбора темы курсовой, выбор научного руководителя.

Приступать к решению данных вопросов студенту рекомендуется с первых месяцев нового учебного года.

2.3.Подбор законодательных актов, литературы, составление плана задания, плана курсовой работы, исполнение курсовой работы.

После выбора темы курсовой работы студент совместно с научным руководителем составляют план-задание на нее, определял вопросы, требующие исследования, сроки представления научному руководителю курсовой работы в предварительном варианте исполнения для изучения и срок ее защиты в окончательном варианте исполнения.

Только после этого студент приступает к подбору и изучению необходимых источников, освещающих вопросы избранной темы. Подбор литературы – это обязанность студента; научный руководитель лишь оказывает помощь студенту в определении основных направлений данной работы, указывает наиболее важные законодательные акты, научные исочники, разъясняет где их отыскать и методику сбора необходимых материалов для использования их при написании работы.

Студенту целесообразно после сбора составить список и согласовать его с научным руководителем.

При подборе литературы рекомендуется в первую очередь обследовать каталоги университетской и республиканской библиотек; где систематический каталог библиотек может дать определенное представление об объеме литературы по теме исследования. Вместе с тем нельзя ограничиваться только каталогами, поскольку каждый из них отражает лишь книги, находящимися в фонде данной библиотеки, необходимо использовать справочную литературу, энциклопедии, периодические юридические издания: «Журнал Российского права», «Законность», «Российская юстиция», «Уголовный процесс», «Уголовное право», «Следователь», «Российский следователь», «Адвокатская практика», «Российский судья», «Государство и право», «Современное право», газеты «Юридический вестник», «Российская газета» (за пять последних лет). Следует установить, нет ли специальной библиографии по теме курсовой работы. В основу подбора литературы необходимо студенту взять «Библиографический справочник по уголовно-процессуальному праву» за 1985-2000 года (Иркутск, Издательство Байкальского государственного университета экономики и права 2003 г.), Учебное пособие по уголовному процессу Юридического института Томского государственного университета (Издательство Томск, 2002), в котором для использования рекомендовано 333 источника по уголовному процессу, а также библиографический сборник института истории и права ХГУ им. Н.Ф. Катанова по уголовному процессу 2000-2006 г.г., 2007-2009 г.г.

Не ограничивались просмотром каталогов, карточек, библиографических пособий, конкретных литературно-монографических источников, студенту необходимо уделять внимание встречающиеся в книгах, статьях, публикациям, отсылкам к работам других авторов – в тексте, подстрочных примечаниях, библиографических списках, указываемых в конце работы, которые ценны тем, что выделяют не обоснованные в библиографических указателях и каталогах главы и страницы той или иной работы, имеющие отношение к исследуемой теме.

Студенту рекомендуется с самого начала работы над темой завести личную библиографическую карточку и тщательно заносить в нее сведения об изданиях, которая удобна тем, что в нее всегда можно добавить новые материалы; по ней легко контролируется полнота подбора литературы, быстро находятся нужные записи и она успешно может быть использована в последующей работе над дипломным проектом и в подготовке к государственному экзамену.

При подборе литературы студент просматривает соответствующие разделы учебников различных авторов по уголовному процессу, изданных за последние пять лет, конспекты прослушанных лекций, материалы подготовки к семинарским занятиям, материалы производственной практики. Но не надо стремиться во что бы то ни стало к тому, чтобы перечень литературы, необходимой для разработки темы, был чрезмерно большим, так это в итоге может затруднить сам процесс работы над темой.

Составив список литературы, подлежащей изучению, студент представляет его научному руководителю, который может отметить недостающие работы, дать рекомендации по вопросу о последовательности ознакомления с подобранными источниками. Ознакомившись с основными литературными источниками по выбранной теме исследования, студент составляет план курсовой работы.

Ознакомившись с этим планом, научный руководитель отмечает допущенные в нем ошибки с позиции содержания структуры и логичности его построения, оказывает помощь студенту в их устранении; указывает на особо важные в теоретическом и практическом аспектах вопросы, на которые следует обратить особое внимание, исходя из специфики темы курсовой работы.

Содержание курсовой работы должно соответствовать теме и плану ее, а сама работа должна иметь следующую структуру:

а) план (композиция работы, порядок расположения отдельных ее частей);

б) введение (в нем автор аргументировано объясняет выбор данной темы. Свой выбор он может обосновать личным интересом, научной актуальностью, практической значимостью, новизной самой темы. Во введении должны быть указаны цели, задачи курсового исследования, примененный автором метод исследования. Объем введения 1,5-2 страницы.

в) основной текст курсовой работы может состоять из глав, поделенных на параграфы (подглавные вопросы), либо только из одних глав;

г) заключение в нем подводится итог проведенному студентом исследованию, формируются предложения и выводы автора, вытекающие из всей работы. Право автора отмечать несовершенство определенных норм уголовно-процессуального законодательства, следственно-судебной практики и предлагать свою редакцию их и пути совершенствования практики.

д) список литературы в него включаются только те источники, которые фактически были использованы студентом при написании курсовой работы, т.е. те из них, которые обозначены в постраничных сносках.

С первых шагов работы над темой работы студенту рекомендуется приучить себя к выписки из литературных источников, ксерокопировании необходимого материала; желательно составить краткий конспект изученной статьи, монографии. Это позволяет в итоге накапливать фактический (литературный) материал, облегчает написание курсовой работы и ее последующее оформление.

При первоначальном изучении литературы нелегко выделить главное, основное; некоторые выписки, как выяснится в последствии, оказываются несвязанными непосредственно с темой курсовой работы или ее главами, а по сему студенту приходится отказываться от использования в работе части собранного материала.

Накопленный в ходе изучения литературы материал подвергается обработки и анализу, приводится в определенную систему, классифицируется по группам, применительно к главам и параграфам работы.

Анализ фактического материала активизирует творческую, целенаправленную деятельность студента, способствует возникновения у него собственных взглядов по рассматриваемым вопросам. В результате мыслительной деятельности у него складываются определенные суждения, которые заносятся на бумагу и в итоге образуют содержание курсового сочинения.

При написании работы студент стремится к максимальному использованию относящихся к теме специальных источников: научных монографий, публикаций, сборников, иных материалов. В ходе исследования студент должен самостоятельно вести поиск дополнительных источников, позволяющих в максимальной мере и на высоком творческом уровне раскрыть тему работы; выдвинуть и аргументировано обосновать свои позиции по ряду спорных в теории и практике вопросам.

Студенту при раскрытии темы следует обращаться не только к юридическим источникам, но и источником философского, социологического, экономического, исторического, психологического характера; исследованию подлежит не только отечественный, но и зарубежный опыт правоприменения.

При работе над курсовым проектом необходимо как можно более активно и широко использовать помимо научных и специальных источников и другие возможности; пристальное внимание следует уделять периодической центральной и местной печати, другим средством массовой информации, художественной литературе, энциклопедическими материалами. Фактическое использование их расширяет кругозор, эрудицию студента, способствует дальнейшему развитию его творческого потенциала.

Важным требованием к содержанию курсовой работы по уголовному процессу – максимально полное использование студентом в своей работе, с учетом специфики избранной темы, как действующего законодательства, судебной практики России, так и историко-правовых памятников и документов прошлого. Отсутствие на страницах работы ссылок на правовые акты, конкретные нормы (монографии, статьи и т.д.) расценивается как существенный недостаток, могущий привести к решению о недопуске работы к защите.

Для отыскания правового акта студенту следует обратиться к «Собранию законодательства Российской Федерации», являющемуся в соответствии с Федеральным Законом «О порядке опубликования конституционных законов, федеральных законов актов палат Федерального собрания» официальным периодическим изданием, в котором публикуются федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания, указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, решения Конституционного Суда Российской федерации.

Законы и иные правовые акты так же публикуются в «Российской газете». Газете «Российские вести», других периодических изданиях и сборниках.

Обязательным требованием к курсовой работе - это умелое и обоснованное сочетание раскрываемых студентом теоретических положений с данными юридической практики. Студент – заочник может использовать в качестве иллюстраций, примеров данные о деятельности правоохранительного органа, где он работает. Уместным будет и приведение примеров, взятых из специализированных источников: «Бюллетеня Верховного суда Российской Федерации», «Следственной практики», «Адвокатской практики», «Российский судья», «Следователь».

Подбор материала по избранной теме курсовой работы следует осуществлять так же вовремя прохождения производственной практики путем использования действующих и архивных уголовных дел, материалов об отказе в возбуждении уголовных дел, обзоров по линии следствия, дознания, судебного рассмотрения дел, адвокатской практики. Разрешение на доступ к таким материалам дается в соответствующих учреждениях на основании письменного ходатайства кафедры или руководства института.

Необходимым требованием к курсовой работе является выполнение ее студентом самостоятельно, т.е. лично. Противоестественным выглядит случай, когда студент представляет на проверку работу, выполненную не им лично, а другим лицом или с использованием возможностей «Консультанта – плюс», «Интернета» и т.д.

В этих случаях такой студент вообще игнорирует цели, которые ставятся кафедрой в процессе обучения перед студентом, обязанным лично написать курсовую работу.

Следующее требование – курсовая работа должна носить творческий характер, означающий отражение в ней способности и стремления студента к максимально полному выражению своих интеллектуальных и профессиональных потенций как личности, как будущего юриста – профессионала.

Об отсутствии творчества в работе можно судить по следующим признакам:

- бездумное, механическое переписание текстов учебников, монографий, опубликованных статей;

- отсутствие ссылок на теоретические источники, нормативный материал в текстовом изложении материала;

- отсутствие позиций автора работы по наиболее спорным в теории, практики, в нормах закона проблемам, точкам зрения ученых и практических работников.

- некритическое использование в тексте работы различного рода высказываний, положений, выводов;

- повторение материала в различных частях работы.

Курсовая работа должна отвечать и таким важным требованиям, как логичность расположения материала, простота и ясность изложения, точность и четкость передачи мыслей, аргументированность авторских позиций и выводов.

В каждую работу необходимо включать обобщение следственной, судебной практики местной или Российской Федерации при освещении вопросов, вытекающих из требований норм уголовно-процессуального законодательства. Желательно систематизировать встречающиеся в практике случаи допущенных нарушений требований закона.

При этом анализе не следует сводить к описанию доводов и мотивов, которые приводятся в публикациях или судебных решениях.

Необходимо показать, как следует понимать смысл нарушений нормы уголовно-процессуального закона, всесторонне и полно охарактеризовать сущность допущенного нарушения, предложить пути его устранения.

Образом анализа судебной практики могут служить обобщения Верховного Суда РФ, публикуемые в журнал «Бюллетень Верховного суда РФ».

В ходе написания работы студент по мере необходимости обращается за консультацией к научному руководителю; в необходимых случаях научный руководитель может сам назначить встречу с отчетом о ходе работы над курсовым проектом.

По составленному научным руководителем и утвержденным кафедрой планом - задания на курсовую работу студент после написания в предварительном варианте всей работы может представлять все материалы научному руководителю для предварительного изучения и проверки с последующим устранением указанных им недостатков. И только после этого студент приступает к окончательному оформлению курсовой работы.

Выполненная курсовая работа должна содержать:

- титульный лист;[2]

- оглавление;

- введение, в котором необходимо показать актуальность выбранной темы работы, обозначить круг составляющих ее проблем, сообщить, какие проблемы в ней будут рассматриваться, указать основные источники информации (статьи) в научных журналах, периодическая печать, личный опыт работы в правоохранительных органах, данные обобщения практики (количество изученных уголовных дел в архивах судов, прекращенных, приостановленных производством);

- основной раздел;

- заключение – содержит итоговый вывод, который зависит от содержательной части;

- список литературы - не менее 25 наименований;

- приложения;

- статистические данные, схемы, графики; список изученных уголовных дел и т.д.

Текст курсовой работы должен быть выполнен в рукописной форме, машинописным способом через 1,0 интервал или с использованием принтера, с размером шрифта – 13.

В рукописной форме работа пишется четким, разборчивым почерком на одной стороне листа формата 298-205; объем курсовой работы должен составлять 50-60 страниц рукописного текста или 25-30 страниц машинописного текста.

Текст курсовой работы должен быть разбит на главы и, в случае необходимости, на пункты, подпункты. Введение следует считать первым разделом, заключение – последним. Каждый раздел следует начинать с нового листа. Наименование глав, параграфов должны быть сформулированы кратко и соответствовать их содержанию. Подчеркивать заголовки и переносить слова в заголовках не рекомендуется. Расстояние между заголовками и следующими рукописным текстом должна быть ровно 15 мм., расстояние между основными строками текста – 10 мм.

При написании текста необходимо оставлять поля:

- для подшивки – 35 мм.;

- справа – не менее 15 мм.;

- сверху – не менее 25 мм.;

- снизу – не менее 30 мм.

Нумерация страниц курсовой работы, включая рисунки, схемы, диаграммы, иные приложения, должна быть сквозной. Титульный лист считается первой страницей, оглавление – второй и т.д. На титульном листе, оглавлении номера страниц не ставится.

На титульном листе указываются: федеральный орган управления образования, учебное заведение, институт, кафедра; полная курсовая работа должна быть снабжена библиографическим аппаратом; ссылками на цитируемые и упоминаемые документы и списком литературы по теме исследования.

Ссылки представляют собой библиографические описания источников цитат, заимствований, а так же документов, упоминаемых в тексте работы, которые дают возможность получить представление о содержании, объеме, языке и некоторых иных характеристиках цитируемого документа; позволяют определить источниковедческую базу проведенного студентом исследования; показать связь публикации с предшествующим, составить представление о научных и идеологических позициях автора работы, проверить достоверность приводимых данных, указывают на приоритет и научную ценность полученных результатов.

Библиографические ссылки и список литературы оформляются в соответствии с существующими правилами, подробную информацию о которых можно почерпнуть из специальных источников[3] студенту, пишущему курсовую работу, можно привести ряд советов, соблюдение которых позволит в основном справиться с вышеуказанной задачей.

Ссылки располагаются под строками основного текста (подстрочные), шрифт 10, 12, интервал 1,0. От основного текста сноска отделяется сплошной чертой. Знак ссылки, если примечание относится к отдельному слову, должен стоять непосредственно у этого слова; если же оно относится к предложению (или группе предложений), то в конце ссылки нумеруется в последственном порядке с нарастающим итогом их обозначения от первой ссылки и до последней.

Подстрочная ссылка содержит либо полностью библиографическое описание документа, на которое ссылается автор работы, либо недостающие элементы описания. Например, в тексте «Поэтому наличие на федеральном законе трех дат лишь сбивает с толку» - утверждает профессор С. Авакьян в статье «Когда закон начинает работать?».[4]

 

В подстрочной сноске это обозначается:

2 Росс. вести., - 1995 – 14 февраля.

В ссылке на произведении, опубликованное в собрании сочинений, фамилии и инициалы автора, как правило, повторяют, например:

В тексте: В.О. Ключевский в том I «Курс русской истории» писал: «рядом с законом русский кодификатор черпал и из других источников, или расширившихся с принятием христианства, которые давали ему нормы, изменившие или развивающие этот закон. Важнейшим из них надобно признавать законодательные постановления русских князей…».[5]

В постраничной сноске:

Ключевский В.О. Собрание сочинений. – Том 1, стр. 222.

В подстрочных примечаниях автор работы может подкрепить излагаемую им точку зрения ссылкой на авторитетные источники или сообщить о существовании документов по затронутой им проблеме. В таком случае в тексте необходимо сделать соответствующей знак и под строкой после слова «см…» привести требуемые библиографические сведения, например:

В тексте: Группой научных сотрудников сектора административного права ИГП РАН сформированы основные положения концепции развития системы судебной власти в Российской Федерации.

При нескольких ссылках на одну и ту же работу полное описание можно дать в первой ссылке, а в последующих привести лишь фамилии и инициалы автора, заглавные произведения и номера страниц. Длинные названия можно сократить, опущенные слова заменить многоточием.

Первая ссылка на издание:

[6] Крыленко Н.В. Судебные речи/Изд-во «Юридическая литература». М.: 1964, стр. 29-31.

Повторная ссылка на издания.

[7] Крыленко Н.В. Судебные речи. Стр. 260-271.

В тех случаях, когда в тесте упоминается одна авторская работа, при повторных ссылках можно писать фамилии автора и слова «Указанное сочинение..»,

Например:

Первая ссылка. [8] Белкин Р.С. Курс советской криминалистики. Криминалистические средства, приемы и рекомендации.

М. 1979. – Т.З. стр. 204.

Повторная ссылка: [9] Белкин Р.С. Указ. Соч. – Т.З. – с – 18.

Если на одной странице располагаются подряд две или более ссылки на одну и ту же работу, то при повторных ссылках вместо полного описания приводятся слова «Там же» и страницы.

Студентом в своих курсовых работах часто приходится ссылаться на используемые архивные или прекращенные уголовные дела, материалы об отказе в возбуждении уголовного дела. В таких случаях в сносках обычно указываются; в суде или прекращения его производства, отказа в возбуждении дела, архивный номер, судебное учреждение или орган расследования, в ведении которого находятся архив, например, архив Верховного Суда Республики Хакасия, архив МВД Республики Хакасия, архив УВД города Абакана.

Иногда студенты переписывают целые страницы монографии в виде цитаты. Этого не следует делать, т.к. цитата должна быть по возможности краткой.

Автору разрешается усилить некоторые места в цитатах, выделив их подчеркиванием либо изменением шрифта: жирный или разрядкой (буквы печатаются через два интервала). Произведенное изменение первоисточника необходимо оговорить в скобках в виде примечания, указав первые буквы своего имени и фамилии.

В использовании цитат целесообразно соблюдать определенную меру, т.к. нагромождение цитат свидетельствует о неспособности автора излагать вопросы своими словами.

Другим видом библиографических ссылок, выработанных практикой, являются внутритекстовые ссылки. Внутритекстовая ссылка заключается в круглые скобки и может содержать полное библиографическое описание источника, например:

В тексте: «Сущность криминалистической идентификации, - пишет В.Я. Колдин, - не получила однозначной трактовки в литературе в связи с тем, что ее роль в уголовно-процессуальном определяется учеными по разному». (Колдин В.Я. Идентификация при расследовании преступлений. М. 1978-с. 5-10).

При применении внутритекстовых ссылок в круглых скобках могут приводится лишь отсутствующие в основном тексте элемент библиографического описания документа, например:

В тексте: Издательством «Приор» выпущен в свет справочник «Образцы процессуальных документов М. 2003 на основе нового уголовно-процессуального кодекса РФ.

В тех случаях, когда в работе приходится постоянно упоминать и цитировать публикации, входящие в одно издание, то ссылки на страницы (для многотомного издания и на номер тома приводятся в тексте работы. Первое упоминание документа в этом случае сопровождается подстрочной ссылкой на него, которая включает полное библиографическое описание и содержащую соответствующую оговорку о последующем внутри-текстовом оформлении ссылок, например:

В тексте: Р.С. Белкин в своем фундаментальном исследовании отметил, что «криминалистическая характеристика отдельного вида преступлений должна включать характеристику исходной информации, системы данных о способе совершения и сокрытия преступления и типичных последствий его применения, личности предполагаемого преступника и вероятных мотивах и целях совершения преступления, о некоторых обстоятельствах его совершения (место, время, способ, обстановка совершения). [10]

В дальнейшем все цитаты из работ Р.С. Белкина приводятся по этому изданию.

Повторные ссылки (внутритекстовая): Р.С. Белкин глубоко убежден в том, что в основе системы частных криминалистических методик (но не разновидности) должна лежать «уголовно-правовая квалификация преступлений» (III, 197). Римская цифра в скобка означает номер тома, арабская - номер страницы.

Указанный выше случай является также примером сочетания подстрочной ссылки с внутритекстовой, а использование затекстовых ссылок позволяет избежать подстрочных примечаний.

При необходимости отсылки к документу, который включен в библиографический список использованной литературы в тексте работы после упоминания о нем (после цитаты из него) проставляют в квадратных или круглых скобках номер, под которым данный источник (документ) значится в библиографическом списке и в необходимых случаях, страницы, например (16. Т. II. С-325).

В случае, если библиографический список не нумерован, то в ссылке проставить нужно начальные слова библиографического описания – фамилия автора и (или) первые слова заглавия и год издания, страницу, где помещена цитируемая часть документа, например (Громов Н.А., 2002, с. 18) (Оценка доказательств в уголовном процессе).

Список использованной литературы печатается в конце работы на новой странице, который является составной частью курсовой работы и отражает степень изученности данной проблемы автором. По правильному составленному библиографическому списку можно судить о профессио<



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: