Класса
Обучающийся научится:
- различать гласные и согласные звуки и буквы, их признаки;
- определять гласные ударные и безударные;
- различать согласные твердые и мягкие, глухие и звонкие;
- называть и обобщать предметы по различным лексическим темам;
- структуру предложения.
Обучающийся получит возможность научиться:
- правильно ставить вопрос к слову и по вопросу определять слова, обозначающие предмет, его признак, действие;
- буквы, имеющие близкие по акустико-артикуляционному укладу звуки;
- буквы, имеющие близкие по кинетическому укладу звуки;
- сонорные звуки и буквы;
- парные согласные;
- обозначать на письме мягкость согласных гласными буквами второго ряда и буквой ь;
- писать раздельно предлоги со словами;
- правильно записывать предложения: употреблять прописную букву в начале предложения, ставить точку, восклицательный или вопросительный знак в конце предложения.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ПО КОРРЕКЦИИ УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ
Содержание коррекционных занятий зависит от наличия у конкретного обучающегося с ЗПР той или иной формы дисграфии. Поэтому на основе данной программы логопед может выбрать те направления работы, которые необходимы для устранения определенных нарушений устной и письменной речи. Тематика коррекционных занятий соответствует программе по русскому языку для конкретного года обучения, что обусловлено необходимостью в систематической и разносторонней комплексной работе логопеда и учителя русского языка.
В 2 классе коррекция нарушений письменной речи проводится согласно тематическому планированию для данного года обучения.
№ п/п | Название темы (раздела) | Содержание темы (раздела) | Форма организации занятий |
1. | Дифференциация гласных и согласных букв и звуков | Дифференциация гласных А - Я, У - Ю, О - Ё, И - Ы, Э – Е Дифференциация гласныхА – Я Дифференциация гласныхУ – Ю Дифференциация гласныхО – Ё Дифференциация гласныхИ – Ы Мягкий знак Звонкие и глухие согласные Дифференциация согласных звуков [Б]-[ Б,], [П]-[П,] Дифференциация согласных звуков [В]-[В,], [Ф]-[Ф,] Дифференциация согласных звуков [Г]-[Г,], [К]-[К,] Дифференциация согласных звуков [Д]-[Д,], [Т]-[Т,] Дифференциация согласных звуков [З]-[З,], [С]-[С,] Дифференциация согласных звуков [Ж]-[Ш] Дифференциация гласных буквО – У Дифференциация гласных буквЁ – Ю Дифференциация звуков [Р]-[Р,], [Л]-[Л,] Дифференциация звуков [С]-[Ш] Дифференциация звуков [З]-[Ж] Дифференциация звуков [С]-[Ц] Дифференциация звуков [Ч]-[Щ] Дифференциация звуков [Ч]- [Т]-[Т,] Дифференциация звуков [Ч]-[Ш] | Групповая, индивидуальная, работа в парах |
2. | Работа над словом | Родственные слова Приставки Суффиксы Ударение. Фонетическая и смыслоразличительная роль ударения Ударение. Форма различительная роль ударения Безударные гласные | Групповая, индивидуальная, работа в парах |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Класс
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Основные виды деятельности обучающихся на занятии | Коррекционная направленность по разделам | УУД | ||
I четверть | |||||||
Раздел 1. Дифференциация гласных и согласных букв и звуков (63 ч) | |||||||
Дифференциация гласных А - Я, У - Ю, О - Ё, И - Ы, Э - Е | Дифференциация букв (звуков) в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Обозначения звуков на письме символами и «опорами» | Совершенствование фонематических процессов (фонематического восприятия – слухо-произносительная дифференциация фонем; фонемного анализа). Совершенствование невербальных форм психических процессов: зрительного восприятия, пространственной ориентации; зрительно моторной координации, общей и мелкой моторики, графических навыков; внимания памяти. | Оценивать свою работу и работу одноклассников на занятии. Адекватно принимать оценку логопеда и сверстников. | ||||
Дифференциация гласныхА – Я | Дифференциация букв (звуков) в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Обозначения звуков на письме символами и «опорами» | ||||||
Дифференциация гласныхУ – Ю | Дифференциация букв (звуков) в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Обозначения звуков на письме символами и «опорами» | ||||||
Дифференциация гласныхО – Ё | Дифференциация букв (звуков) в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Обозначения звуков на письме символами и «опорами» | Владеть навыками партнерского и группового сотрудничества. Использовать навыки невербального взаимодействия. Осуществлять поиск необходимой информации дл я выполнения учебных заданий. | |||||
Дифференциация гласныхИ – Ы | Дифференциация букв (звуков) в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Обозначения звуков на письме символами и «опорами» | ||||||
Мягкий знак | Соотнесение мягкого знака с символом и «опорой» для обозначения на письме. Знакомство со схемой слова, где имеется мягкий знак. Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака. Дифференциация мягкого знака в функции смягчения и разделения | ||||||
Проверочная работа «Дифференциация гласных» | Повторение изученного материала. | Использовать изученные правила, способы действий при выполнении самостоятельных учебных заданий. Самостоятельно планировать собственную учебную деятельность и действия необходимые для решения учебных задач. | |||||
II четверть | |||||||
Звонкие и глухие согласные | Дифференциация букв (звуков) в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Обозначения звуков на письме символами и «опорами» | Уметь использовать знаково-символические средства для решения учебных задач. | |||||
Дифференциация согласных звуков [Б]-[ Б,], [П]-[П,] | Дифференциация букв (звуков) в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Обозначения звуков на письме символами и «опорами» | ||||||
Дифференциация согласных звуков [В]-[В,], [Ф]-[Ф,] | Дифференциация букв (звуков) в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Обозначения звуков на письме символами и «опорами» | Осуществлять синтез как составление целого из частей. Задавать вопросы, уточняя непонятное в высказывании. | |||||
Дифференциация согласных звуков [Г]-[Г,], [К]-[К,] | Дифференциация букв (звуков) в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Обозначения звуков на письме символами и «опорами» | ||||||
Дифференциация согласных звуков [Д]-[Д,], [Т]-[Т,] | Дифференциация букв (звуков) в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Обозначения звуков на письме символами и «опорами» | Организовывать и осуществлять сотрудничество с участниками образовательного процесса. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций при работе в паре. | |||||
Дифференциация согласных звуков [З]-[З,], [С]-[С,] | Дифференциация букв (звуков) в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Обозначения звуков на письме символами и «опорами» | ||||||
Проверочная работа «Дифференциация согласных звуков» | Повторение изученного материала. | Использовать изученные правила, способы действий при выполнении самостоятельных учебных заданий. Самостоятельно планировать собственную учебную деятельность и действия необходимые для решения учебных задач. | |||||
III Четверть | |||||||
Дифференциация согласных звуков [Ж]-[Ш] | Дифференциация букв (звуков) в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Обозначения звуков на письме символами и «опорами» | Осуществлять синтез как составление целого из частей. Задавать вопросы, уточняя непонятное в высказывании. | |||||
Дифференциация гласных звуков[О]-[У]и буквО – У | Дифференциация букв (звуков) в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Обозначения звуков на письме символами и «опорами» | ||||||
Дифференциация гласных звуков [Ё]-[Ю]и буквЁ – Ю | Дифференциация букв (звуков) в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Обозначения звуков на письме символами и «опорами» | ||||||
Дифференциация звуков [Р]-[Р,], [Л]-[Л,] | Дифференциация букв (звуков) в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Обозначения звуков на письме символами и «опорами» | Уметь использовать знаково-символические средства для решения учебных задач. Осуществлять синтез как составление целого из частей. Задавать вопросы, уточняя непонятное в высказывании. | |||||
Дифференциация звуков [С]-[Ш] | Дифференциация букв (звуков) в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Обозначения звуков на письме символами и «опорами» | ||||||
Дифференциация звуков [З]-[Ж] | Дифференциация букв (звуков) в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Обозначения звуков на письме символами и «опорами» | Использовать изученные правила, способы действий при выполнении самостоятельных учебных заданий. Самостоятельно планировать собственную учебную деятельность и действия необходимые для решения учебных задач | |||||
Дифференциация звуков [С]-[Ц] | Дифференциация букв (звуков) в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Обозначения звуков на письме символами и «опорами» | ||||||
Дифференциация звуков [Ч]-[Щ] | Дифференциация букв (звуков) в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Обозначения звуков на письме символами и «опорами» | ||||||
Дифференциация звуков [Ч]- [Т]-[Т,] | Дифференциация букв (звуков) в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Обозначения звуков на письме символами и «опорами» | ||||||
Дифференциация звуков [Ч]-[Ш] Проверочная работа «Дифференциация согласных звуков» | Повторение изученного материала. | ||||||
IV четверть | |||||||
Раздел 2. Работа над словом (15 ч) | |||||||
Родственные слова | Подбирать родственные слова. Разделение однокоренных и родственных слов. | Совершенствование понимания ситаксической функции частей речи. Совершенствование фонематических процессов (фонематического восприятия – слухо-произносительная дифференциация фонем; фонемного анализа). Совершенствование невербальных форм психических процессов: зрительного восприятия, пространственной ориентации; зрительно моторной координации, общей и мелкой моторики, графических навыков; внимания памяти. | Уметь использовать знаково-символические средства для решения учебных задач. | ||||
Приставки | Выделение и графическое обозначение приставки. Подбор нужной приставки. Образование новых слов с помощью приставок. | ||||||
Суффиксы | Выделение и графическое обозначение суффикса. Подбор нужного суффикса. Образование новых слов с помощью суффиксов. | ||||||
Осуществлять синтез как составление целого из частей. Задавать вопросы, уточняя непонятное в высказывании. | |||||||
Ударение. Фонетическая и смыслоразличительная роль ударения. | Графическое обозначение ударения. Сравнение звучание пар слов, определение места ударения. Определение изменения смысла слов. | ||||||
Ударение. Форма различительная роль ударения. | Графическое обозначение ударения. Сравнение звучание пар слов, определение места ударения. Определение изменения смысла слов. | ||||||
Безударные гласные | Графическое обозначение корня слова, ударения. Отработка на материале упражнений правила правописания безударных гласных. | ||||||
Проверочный диктант | Письмо под диктовку. Повторение изученного материала. | Использовать изученные правила, способы действий при выполнении самостоятельных учебных заданий. Самостоятельно планировать собственную учебную деятельность и действия необходимые для решения учебных задач. | |||||
Итоговая работа | Повторение изученного материала. | Использовать изученные правила, способы действий при выполнении самостоятельных учебных заданий. Самостоятельно планировать собственную учебную деятельность и действия необходимые для решения учебных задач. | |||||
Итого: | |||||||