Клеточный уровень организации биологических систем.




Цель занятия:

ü Освоить технику микроскопирования.

ü Научиться изготавливать временные микропрепараты.

Задачи занятия:

ü Изучить устройство светового микроскопа.

ü Выучить правила микроскопирования.

ü Научиться изготавливать временные препараты.

ü Знать отличия про-и эукариотических клеток, а также растительных и животных.

ü Уметь правильно оформлять лабораторную работу.

 

С момента открытия клетки Р.Гуком (1665), а также изобретения микроскопа А.Левенгуком, микроскопическая техника постоянно развивалась и давала всё новые и новые открытия в изучении микроскопических объектов живой природы, особенностях их строения и функционирования, внутренней организации и молекулярно-генетических механизмов в развитии живых систем. В настоящее время в биологии и медицине используются два вида микроскопии: световая и электронная. Световая микроскопия (поляризационная, флуоресцентная, интерференционная) позволяет изучать отдельные компоненты клеток. С помощью электронного микроскопа можно изучать не только клетки животных и растительных организмов эукариот, но и клетки прокариот, которые имеют более простую организацию, быстро размножаются и образуют колонии организмов с одинаковыми генетическими и фенотипическими свойствами (штаммы).

Современные микроскопы - это высокоточные приборы, предназначенные для самых разнообразных целей. Наиболее распространённые из них это световые микроскопы. Обычно они комплектуются разными насадками, расширяющими их возможности. К таким насадкам можно отнести фотонасадку, фотометрическую, фазовоконтрастную, темнопольную, люминесцентную и множество других. С помощью этих микроскопов можно изучать как живые, так и фиксированные объекты, окрашенные и неокрашенные биологические объекты как в проходящем, так и в отражённом свете. Эти микроскопы универсальны.

Поляризационные микроскопы позволяют получать цветные микрофотографии как с окрашенных препаратов, так и с неокрашенных, если они обладают анизотропными свойствами (коллагеновые и эластиновые волокна, мышцы, хрящевая и костная ткани). Это двоякопреломляющий материал.

Интерференционные микроскопы используют проходящий свет и позволяют изготовлять цветные изображения и цветные микрофотографии с неокрашенных фазовых объектов с изотропными свойствами.

Стереомикроскопы позволяют получать стереоскопическое (объёмное) изображение изучаемых объектов.

Сравнительные микроскопы представляют возможность исследователю в одном поле зрения микроскопа наблюдать и фотографировать изображения, сформированные двумя поставленными рядом микроскопами.

Электронные микроскопы обладают высоким разрешением и с их помощью можно изучать как отдельные компоненты клеток (лизосомы, митохондрии), так и отдельные молекулы в цитоплазме клеток. В отличие от светового микроскопа в электронном микроскопе вместо световых используются электронные лучи и, соответственно, электронные линзы. Он увеличивает изучаемые объекты более чем в 100 000 раз.

Вопросы для самоподготовки

1.Микроскоп. Виды микроскопии.

2.Строение светового микроскопа механическая, оптическая и осветительная части.

3. Техника работы с микроскопом.

4. Понятие о временных и постоянных препаратах.

5. Определение клетки.

6. Основные положения клеточной теории.

7. Типы клеточной организации.

8. Основные части клетки.

9. Определение органелл и включений клетки, их строение и функции.

10.Основные отличия растительных и животных клеток.

11. Основные отличия эукариотических и прокариотических клеток.

Основная литература:

1. Биология: учебник в 2-х томах / под ред. В.Н. Ярыгина, В.В. Галинкина, И.Н. Волков и др. - М.: ГЭОТАР-МЕДИА, 2011. – С. 97-104

2. Слюсарев А.А. Биология с общей генетикой: учебник / А.А. Слюсарев. – М.: Альянс, 2011. – С. 21-36, 43-56.

3. Пехов А.П. Биология: учебник / А.П. Пехов. - М.: ГЭОТАР-МЕДИА, 2010. - С. 33-57.

4. Биология: Руководство к практическим занятиям: учебное пособие / под ред. В.В. Маркиной. - М.: ГЭОТАР-МЕДИА, 2010. – С. 8-16.

5. Руководство к практическим занятиям по биологии: учебное пособие для мед. вузов / под pед. В.В. Маpкиной. – М.: Медицина, 2006. – С. 9-17.

6. Руководство к лабораторным занятиям по биологии: учебное пособие/ под pед. Ю.К. Богоявленского. – М.: Медицина, 1988. – С. 5-15, 18-26.

 

Материально-техническое обеспечение:

1.Микроскоп.

2. Учебные таблицы: «Строение растительных и животных клеток»

3. Оборудование для приготовления временных препаратов: чашки Петри, скальпели, ножницы, пинцеты, препаровальные иглы, салфетки, предметные и покровные стёкла, вода, раствор йода, вата.

4. Материал для временных препаратов: клубень картофеля, элодея, волос человека, плёнка лука, инфузории-туфельки.

5. Цветные карандаши.

6. Постоянные микропрепараты крови лягушки и человека.

 

Задания для студентов

Задание №1. Изучите строение микроскопа

Рассмотрите основные части микроскопа: механическую, оптическую и осветительную.

К механической части микроскопа относятся: штатив, подвижный предметный столик, тубус, револьвер, микро- и макрометрический винт.

К оптической части микроскопа относятся: окуляр и объектив. Окуляры бывают х 7, 10, 15 и 25 кратного увеличения, а объективы – х 8,9,10 (фокусное расстояние ≈ 5 мм), 40 (фокусное расстояние ≈ 1 мм), 90 (фокусное расстояние ≈ 0,1 мм) и 100 кратного увеличения.

Общее увеличение микроскопа равно произведению показателя окуляра на показатель объектива (Например, окуляр 7 х объектив 8 =56 крат, т.е. общее увеличение микроскопа в 56 раз). Диаметр поля зрения малого объектива (х 8) больше, чем поле зрения большого объектива (х 40). Поэтому, при переводе с малого объектива на большой необходимо проводить центровку препарата.

Микроскоп дает обратное изображение. Например, если препарат виден в левом верхнем углу, то на предметном стекле он расположен в нижнем правом.

 
 

К осветительной части микроскопа относятся: конденсор с ирисовой диафрагмой и зеркало, которое имеет две поверхности – плоскую (для яркого освещения) и вогнутую (для слабого освещения). Диафрагма помогает регулировать количество света проходящего через конденсор на рассматриваемый объект.   Обозначьте цифрами на рисунке 1 детали микроскопа: 1. штатив (подставка) 2. тубусодержатель 3. тубус 4. предметный столик 5. окуляр 6. револьвер 7. объективы 8. макрометрический винт 9. микрометрический винт 10. конденсор с ирисовой диафрагмой 11. зеркало

Рис. 1 Строение микроскопа

Задание №2. Выучите правила работы с микроскопом



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: