Рекомендации этого раздела относятся в основном к сотрудникам центральной редакции, непосредственно задействованным в выпуске программы. Однако, готовя свои материалы для данной программы, представление о том, что от него требуется, каковы общестилистические требования программы, в какую канву ляжет подготавливаемый сюжет, должен иметь и каждый корреспондент.
Главным критерием при сборе материала в единую программу (верстке, телевидение заимствовало этот старый газетный термин и, в общем-то, суть его осталась той же) является видением командой выпуска информационной картины дня.
Для составления этой картины используются следующие способы: – сводки информационных агентств об уже произошедших событиях, анонсы агентств о предстоящих событиях; – анонсы (иногда в форме приглашения для съемочных групп) различных учреждений, в первую очередь – официальных, либо тех, кто сегодня, исходя из общего контекста последних дней, может стать источником новостей (предположим, известно, что последует какое-то заявление, обещающее стать сенсационным и т.п.); – заявки корреспондентов с мест, из других стран, регионов о сюжетах, которые ими готовятся.
Этот материал (как и предыдущий, да и вообще весь видеоматериал) принимается к сведению с учетом временного фактора. Это значит, что группа выпуска должна четко осознать:
первое – соотносится ли время события со временем выхода программы в эфир и возможна ли подготовка сюжета чисто физически;
второе – возможности перегона материала из другой страны или региона, будет ли этот материал уже смонтирован и есть ли возможность связаться с корреспондентом и как можно ранее получить текст; если материал будет перегоняться в сыром виде, есть ли физическое время для монтажа и т.д.
Также необходимо знать:
· наличие в редакции видеоархивных материалов, а в информационной базе данных о предыстории и контексте данного события для подготовки, скажем, редакционного комментария, аналитического материала;
· возможно ли получение того или иного материала по системе видеообмена, от дружественной телерадиокомпании или из других аналогичных источников.
В любом случае, приоритетами при отборе материала являются два фактора:
1) определение иерархии по значимости событий – исходя из этого фактора, принимается, в частности, решение о том, прозвучит ли информация о каком-то событии в эфире подробно, коротко, либо вообще не прозвучит;
2) при принятии решения о необходимости включения в программу данной конкретной темы, на первое место ставится определение возможности выдать в эфир собственные материалы редакции.
В практике телеканалов все эти вопросы корректируются еще и концепцией новостной программы. Деление новостных программ по концептуальности является весьма условным. Тем не менее, представление о том, что концепции программ могут различаться должно помочь формированию у корреспондента представлений о том, какова значимость его собственного сегодняшнего материала. Одно и то же событие может быть как новостью дня, как просто получить право на место в эфире, так может и оказаться в редакторской корзине.
Пример.
Ситуация воскресного дня и практически полного отсутствия серьезных новостей. Информация агентств: «Землетрясение силой 4 балла по 12-бальной шкале зарегистрировано в районе границы Киргизии и Узбекистана. Сведений о жертвах и разрушениях пока не поступало».
Ведущий мог ограничиться устной информацией, однако, исходя из информационной бедности дня, уточнив информацию в соответствующих ведомствах двух республик, с использованием архивного видеоряда (см.) готовится следующий сюжет.
«Около 11-ти часов по московскому времени в Ферганской долине, вблизи границы между Киргизией и Узбекистаном произошло землетрясение. По данным узбекистанской сейсмостанции «Ташкент», эпицентр находился вблизи киргизского города Майли-Сая и сила толчков в эпицентре превысила 6 баллов по шкале Рихтера.
По информации дежурного Киргизского госкомитета по чрезвычайным ситуациям и гражданской обороне, эпицентр находился в населенном пункте Уч-Курган. По данным киргизской стороны, сила толчков составила 7 баллов.
И киргизские, и узбекские источники не сообщают ничего о жертвах или разрушениях. Если подтвердится информация узбекских сейсмологов и эпицентр действительно находится вблизи города Майли-Сая, природный катаклизм может иметь техногенное продолжение. Дело в том, что в непосредственной близости от Майли-Сая находится крупное хвостохранилище с отходами уранового производства еще времен войны, которое уже несколько лет находится в аварийном состоянии. Впрочем, данных о распространении радиоактивных отходов в городе и окрестностях пока нет».
Выпуск программы традиционно состоит из нескольких тематически собранных разделов. Первым обычно выдается в эфир блок видеосюжетов и устной информации, относящихся к главным новостям дня, в первую очередь – имеющих сенсационный характер. Затем в разной последовательности могут выделяться в блоки официальные сообщения, другая внутриполитическая информация, экономические новости, международные события и новости из других стран, новости культуры, социальной сферы и т.д.
Вопросы и задания:
1. Напишите тезисы к разделу «Примерная памятка по основным правилам монтажа».
2. Опишите критерии и принципы верстки информационной программы Распишите отдельно «горизонтальные» и «вертикальные» позиции тележурналистики в составе СМИ.
3. Подготовьтесь к циклу семинарских занятий №№ 2-10 по просмотру, анализу, описанию телевизионных передач Казахстана, России, ближнего и дальнего зарубежья.
СОДЕРЖАНИЕ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
ТЕЛЕРАДИОЖУРНАЛИСТИКА
/наименование/
№ недели | Тема и подтемы занятий | Колич. акад. часов | Литература (c указанием стр.) | |
очное | заочное | |||
Семинарское занятие № 1 Радио и телевидение в системе СМИ | 1.5 | Е -1, Е-2, Е-5,6 6-24 | ||
Семинарское занятие № 2 Специфика радио- и тележурналистики в типологии СМИ (по форме периодического распространения, по типу собственника, по языку СМИ) | 1.5 | Е -1, Е-2, Е-5,6 6-24 | ||
Семинарское занятие № 3 Специфика радио- и тележурналистики в типологии СМИ (по территории распространения продукции) | 1.5 | Е -1, Е-2, Е-5,6 6-24 | ||
Семинарское занятие №№ 4-5 Специфика радио- и тележурналистики в типологии СМИ (по целевому назначению) | 1.5 | Е -1, Е-2, Е-5,6 6-24 | ||
Семинарское занятие №№ 4-5 Специфика радио- и тележурналистики в типологии СМИ (по целевому назначению | ||||
Семинарское занятие № 6 Специфика радио- и тележурналистики в типологии СМИ (по характеру аудитории) | 1.5 | Е -1, Е-2, Е-5,6 6-24 | ||
Семинарское занятие № 7 Специфика радио- и тележурналистики в типологии СМИ (по периодичности выпуска) | 1.5 | Е-3 -624 | ||
Семинарское занятие № 8 Специфика радио- и тележурналистики в типологии СМИ (по характеру политической ориентации) | 1.5 | Е -1 6-24 | ||
Семинарское занятие № 9 Специфика радио- и тележурналистики в типологии СМИ (по тематическому характеру) | 1.5 | Е-2, Е-5,6 6-24 | ||
Семинарское занятие № 10 Практическая журналистика Казахстана: препятствия для новичков в эфирных СМИ | 1.5 | Е-1 | ||
Семинарское занятие № 11 Практическая журналистика Казахстана: советы по информационным сюжетам в эфирных СМИ | 1.5 | Е-1 | ||
Семинарское занятие № 12 Этика и право в работе репортера, оператора и при подготовке материала к эфиру | 1.5 | Е -1 | ||
Семинарское занятие № 13 Аккредитация радио- и тележурналиста | 1.5 | Е -1 | ||
Семинарское занятие № 14 Источники информации радио- и тележурналиста. Конфиденциальные сведения | 1.5 | Е -1,Е-5 6-24 | ||
Семинарское занятие №№ 15 Терминологический словарь профиля и программа саморазвития | 1.5 | Е -1, Е-2 6-24 |
Содержание семинарских занятий
Раздел 1
Семинарское занятие № 1