ELECTIONS IN RUSSIA: TRADITION AND INNOVATION




Ерёмина Н.Л., Юсубов Э.С. (Россия, г. Томск)

Выборы в России: традиции и инновации

Аннотация: Избирательная система Российской Федерации сочетает в себе приверженность традиционным ценностям и открытость к внедрению информационных технологий. Опыт избирательных комиссий Томской области позволяет положительно оценить перспективы электронного голосования.

Ключевые слова: избирательный процесс, традиционные ценности, инновационные технологии, электронное голосование

ELECTIONS IN RUSSIA: TRADITION AND INNOVATION

Abstract: The Russian Federation electoral system combines commitment to traditional values and openness to information technologies implementation.. Experience of the electoral commissions of the Tomsk region demonstrates promising prospects of e-voting implementation.

Keywords: electoral process, traditional values, innovative technologies, e-voting.

 

Выборы в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва, которые состоятся 18 сентября 2016 года, в очередной раз актуализируют проблему применения современных информационных технологий в избирательном процессе.

Современная избирательная система Российской Федерации, отсчитывающая свое рождение с даты принятия на всенародном голосовании действующей Конституции Российской Федерации, имеет, тем не менее, глубокие исторические корни. Еще во второй половине VI века Прокопий Кесарийский писал о том, что «славяне и анты не управляются одним лицом, но с давних времен живут в демократическом правлении и поэтому у них всякие дела решаются общим собранием». [1, с.. 361].

С XVI века выборы и избирательные процедуры имели юридическое оформление, функционировали выборные органы местного самоуправления – губные и земские избы. Были учреждены Земские соборы – сословно-представительный орган, формировавшийся по принципу участия по должности и общественно-политическому положению,а также по принципу выборного территориального и сословного делегирования. Земские соборы, не будучи постоянно действующим органом и собираясь по мере необходимости, решали важнейшие вопросы внутренней и внешней политики государства, в т.ч. избирали царей. Выборы при этом сопровождались широкой предвыборной агитацией.

В период абсолютной монархии выборность государственных органов существовала в ограниченных размерах. Вместе с тем, существовали единые принципы избирательного права, что вытекало изсамой природы общественного и государственного строя Российской империи [2]. Функционировали выборные органы сословного и местного самоуправления (городские думы, дворянские собрания), сформированные на сословного, возрастного, имущественного, социального ценза.

Движение к привычному ныне всеобщему избирательному праву началось со второй половины XIX века. Земства, как органы местного самоуправления, формировались по сословному принципу. В городах местное самоуправление было представлено городскими Думами, выборы в которые осуществлялись на основе имущественного ценза.

Первое представительное учреждение в современном понимании этого термина) – Государственная Дума – былосозвано в 1906 году. и просуществовало в течение четырех созывов.

После Февральской революции 1917 года. на основании принятых правовых актов были демократическим путем избраны органы земского и городского самоуправления и проведены выборы во Всероссийское Учредительное Собрание. Были отменены цензы: половой, имущественный, грамотности, оседлости, снижен возрастной ценз, сняты ограничения по национальному и религиозному признакам. В основу выборов была положена пропорциональная система.

Советский период развития избирательной системы характеризовался, с одной стороны, последовательным развитием демократических принципов проведения выборов, с другой – высокой степенью формализации избирательного процесса.

Таким образом, закрепленные ныне в Конституции Российской Федерации и федеральном законодательстве принципы избирательного права – всеобщее равное прямое избирательное право при тайном голосовании, принцип свободы выборов, обязательность, периодичность, альтернативность выборов, допустимость применения разных избирательных систем, независимость органов, обеспечивающих организацию и проведение выборов – имеют давние традиции в правовой и политической культуре российского народа. Вместе с тем, современные условия перехода к информационному обществу диктуют необходимость модернизации технологий избирательного процесса,в первую очередь информационного обеспечения избирательной деятельности, а также непосредственно процедуры голосования и подсчета голосов.

Информационное обеспечение выборов представляет собой комплекс мероприятий, осуществляемых на протяжении всей избирательной кампании, в том числе и после голосования и определения результата выборов[3, с. 9-10].Оно включает в себя информирование избирателей, т.е. распространение официальной информации о выборах, и предвыборную агитацию.

Информирование избирателей призвано обеспечить возможность принятия избирателем взвешенного решения, обосновывающего его волеизъявление в конкретной избирательной кампании. Оно включает в себя распространение сведений о местах, порядке и сроках осуществления избирательных действий, дате голосования, участвующих в выборах избирательных объединениях и кандидатах[4, с. 349]. Для обеспечения открытости и гласности как важнейшего принципа деятельности избирательных комиссий всех уровней информация о заседаниях комиссий, рассматриваемых вопросах и принятых решениях доводится до сведения широкого и заранее не определенного круга лиц. При этом используются как ставшие уже традиционными технологиираспространения информации, так и более современные возможностис использованием информационно-телекоммуникационной сети общего пользования Интернет). Так, представительство Избирательной комиссии Томской области (далее - ИКТО) в сети Интернет осуществляется через ее официальный сайт [5, ст. 7.1].Кроме этого, избирательная комиссия размещает информацию на странице Томской области, созданной на Интернет-портале КСА ГАС "Выборы" ЦИК России[6].

На официальном сайте ИКТО [7] размещаются принятые комиссией постановления, инструкции и иные нормативные акты, сведения о поступлении и расходовании средств региональных отделений политических партий, Постановления (решения) администраций муниципальных образований Томской области об образовании избирательных участкови другая информация.По статистике, за июль 2016 года на сайте ИКТО было зафиксировано 2 279 уникальных посетителей, 6 738 визитов и 32 645 просмотров. Наибольшей популярностью у посетителей пользуются новостная страница и информация о текущих выборах и референдумах.

К информационному обеспечению избирательного процесса принято также относить предвыборную агитацию –деятельность, осуществляемая в период избирательной кампании и имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к голосованию за или против кандидатов [8, ст. 2]. Формы проведения агитации закреплены законодательно[8, ст. 48, п. 3]. Традиционно к ним относятся агитация на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях, проведение агитационных публичных мероприятий и выпуск и распространение печатных, аудиовизуальных и других агитационных материалов, а также иные, не запрещенные законом методы

Интернет представляет интерес в качестве агитационной площадки сразу по нескольким причинам.Согласно результатам социологического исследования, проведенного фондом «Общественное мнение», численность пользователей Интернета в России за последние пять лет выросла с 57.8% до 80.5% населения. Численность пользователей, ежедневно выходящих в Интернет, увеличилась с 44.3% до 66.5% [9], при этомИнтернет охватывает часть общества с наиболее активной жизненной позицией[10, с. 93]. Технологические преимущества сети Интернет дают возможность получать информацию в любое время суток и из любой географической точки, а себестоимость распространения агитационных материалов в сети ниже, чем у любого традиционного способа распространения информации.

Перемещение агитационной деятельности в сеть, активное применение кандидатами новых способов агитации (баннерная и контекстная реклама, таргетированные рассылки и др.) вызвало потребностьвзаконодательномрегулированиипорядкаиусловийпредвыборнойагитациивИнтернете [11, с. 14].В частности, Федеральным законом от 09.03.2016 № 66‑ФЗ [12, ст. 5]в перечень возможных форм агитации добавлена агитация в сетевых изданиях.

Важнейшей стадией избирательного процесса, определяющей результат выборов, их законность и справедливость, является голосование и подсчет голосов избирателей [13, с. 261].В соответствии с законодательством, на выборах применяется принцип тайного голосования, многократно использовавшийся в истории российского парламентаризма. В XVIII веке имела распространение процедура тайного голосования с помощью шаров и разделенного на две части ящика [14, с. 26]; при выборах первой российской Государственной Думы использовалась процедура тайного голосования с помощью записок [15, с. 55], которая впоследствии трансформировалась в привычное голосование при помощи избирательных бюллетеней.

На протяжении XX века в России процедура голосования и подсчета голосов оставалась архаичной, технические средства подсчета голосов не применялись. Первые в России технические устройства для голосования появились уже в XXI веке, ими стали комплексы оптической обработки избирательных бюллетеней (КОИБ), предназначенные для автоматизированного приема и обработки бюллетеней, подсчета голосов избирателей, проверки контрольных соотношений данныхпечати протоколов участковой комиссии об итогах голосования и записи результатов голосования, в том числе на внешний носитель информации [16]Применение КОИБ при подсчете голосов способствует исключению субъективного фактора (невнимательность, усталость) и значительному сокращению сроков установления итогов голосования.

На территории Томской области комплексы модели КОИБ-2003 использовались на территории Томской области в Единый день голосования 10 октября 2010 года при проведении муниципальных выборов.КОИБ были успешно применены на 200 избирательных участках, расположенных на 44 избирательных округах.Комплексы модели КОИБ-2010успешно применялисьпри голосовании и подведении итогов на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва и депутатов Законодательной Думы Томской области пятого созыва в единый день голосования 4 декабря 2011 года и при проведении выборов Президента Российской Федерации 4 марта 2012 года на территории 100 избирательных участков в городах Томске и Северске.

При использовании КОИБ процесс голосования для избирателя практически не меняется; ему необходимо лишь правильно (изображением вниз) подать в приемник устройства свой бюллетень. Совершенно иначе этот процесс выглядит при использовании комплексов электронного голосования (КЭГ), при использовании которых отпадает необходимость в использовании бюллетеня в традиционной бумажной форме. Голосование осуществляется путем выбора фамилии кандидата на экране устройства для сенсорного голосования (УСГ). В целях обеспечения тайны голосования КЭГ не содержат регистрационной базы избирателей. Голосования осуществляется анонимно по выданной избирателю карте с уникальным штрих-кодом. Карты выбираются членом избирательной комиссии случайным образом из общего массива и не сопоставляются с персональными данными избирателя. Для реализации равного избирательного права голосование по такой карте возможно только однократно. Опыт использования КЭГ на выборах Президента Российской Федерации 4 марта 2012 года (в Томске КЭГ использовались на 10 избирательных участках) свидетельствует о том, что в основном эта процедура интуитивно понятна гражданам, однако для избирателей старшего возраста требовалось предварительное обучение, которое было организовано непосредственно на избирательных участках.По сравнению с традиционным голосованием КЭГ предоставляет более комфортную возможность осуществления тайного голосования для лиц с нарушением зрения: переносное УСГ оснащено устройством воспроизведения речи и наушниками.

Таким образом, применение современных технических средств в избирательном процессе целиком и полностью подчиняется цели обеспечения принципов российского избирательного права. Полученные результаты применения электронного голосования в Томской области позволяют сделать вывод о том, что российские разработки технических средств голосования соответствуют требованиям избирательного законодательства. Накопленный региональный опыт выявил ряд достоинств электронного голосования, являющегося весьма перспективным направлением развития электоральной демократии. Поэтому сегодня не подвергается сомнению необходимость оптимального внедрения в избирательный процесс современных информационных технологий в сочетании с сохранением традиционных способов голосования. Становясь инновационным по форме, избирательный процесс в Российской Федерации не теряет своих традиционных ценностей.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: