Основные виды испытаний асинхронных двигателей
Асинхронные двигатели бывают с короткозамкнутым ротором или с фазным ротором. Последние чаще применяются при пуске с нагрузкой на валу (краны, лифты и прочее). Существуют различные испытания асинхронных двигателей, например, приемо-сдаточные, которые проводятся перед вводом в эксплуатацию и после ремонта. Если проводилась модернизация электродвигателя, то он подвергается типовым испытаниям, подтверждающим возможность эксплуатировать асинхронный или другой двигатель по назначению и зафиксировать его новые нагрузочные характеристики. В статье ниже мы рассказали читателям сайта Сам Электрик, как проходят испытательные работы и какими документами они регламентируются.
Ввод в эксплуатацию
ПУЭ (Правила устройства электроустановок) регламентируют проведение приемо-сдаточных испытаний перед вводом электродвигателя в эксплуатацию (пункт 1.8.15). Программы испытаний и количество приборов, которые будут подвергаться (из партии) устанавливаются стандартом или ТУ на конкретный вид двигателя. Проверяется следующее:
1. Возможность включения электродвигателя без предварительной сушки обмоток (для ЭД номинальным напряжением до 1кВ и более).
2. Сопротивление изоляции.
3. Проверка обмоток статора путем подачи повышенного напряжения промышленной частоты. Каждая обмотка проверяется отдельно (при двух других соединенных с корпусом). Если выводов от катушек не имеется, то допускается проверять обмотку полностью.
4. Измерение сопротивления обмоток постоянному току. Для выявления некачественных соединений, межвитковых замыканий, ошибок в схеме подключения. Также для снятия параметров, необходимых для расчетов режимов, переходов и регуляторов.
|
5. Работа электродвигателя на холостом ходу (приводной механизм не нагружен).
6. Работа электродвигателя под нагрузкой.
После проведения работ оформляются АКТ и Протокол испытания асинхронного двигателя с короткозамкнутым ротором (или другой тип двигателя). В протоколе указываются полученные параметры и величины, а также проведенные мероприятия, место и состав участников. При этом проверку должны проводить специалисты с группой допуска не ниже IV и имеющие лицензии на ведение такого рода деятельности.
В период эксплуатации (ПРЕДРЕМОНТНЫЕ ИСПЫТАНИЯ)
Испытания электродвигателей в процессе эксплуатации необходимы для своевременного выявления неисправностей с последующим их устранением. Также для безопасности производства, эксплуатация электродвигателей с отклонением чревата негативными последствиями для людей, обслуживающих электромашины.
Испытания заключаются в следующем:
§ измерение сопротивления изоляции, при этом, у электродвигателей напряжением более 1000В замеряется коэффициент абсорбции обмоток статора;
§ проверка состояния изоляции;
§ проверка обмоток статора путем подачи повышенного напряжения промышленной частоты;
§ измерение сопротивления обмоток постоянному току;
§ замер зазора между сталью ротора и статора;
§ замер зазоров подшипников скольжения;
§ проверка возбудителей;
§ замер вибрационных характеристик подшипников;
§ замер осевого разбега ротора;
§ при наличии воздухоохладителя проводятся гидравлические испытания;
|
§ проверка работы двигателя под нагрузкой;
§ проверка исправности стержней (только для АД с короткозамкнутым ротором);
§ проверка ЭД в режиме холостого хода или с приводным механизмом без нагрузки.
На видео ниже вы можете ознакомиться с несколькими методами проверки:
Сопротивление обмоток приводится в таблице в каталогах производителей электромашин, или в справочниках. Допустимое сопротивление изоляции обычно равно 1 МОм на 1 кВ питающего напряжения. Машины, которые питаются от 380В, допускаются к работе если сопротивление их изоляции не менее 500 кОм.
По результатам также оформляется акт и протокол. Помимо этого, параметры электрической машины заносят в журнал испытаний.