Учитывая место и роль СРЦДОД в развитии системы дополнительного образования детей региона во исполнение федеральных нормативных правовых актов, миссия СРЦ ДОД должна быть закреплена в программных и концептуальных документах региона.
Это позволит закрепить его формально и концептуально на уровне региона, очертив его полномочия, позволит реально действовать, а не существовать на бумаге.
Структурное подразделение образовательной организации.
Практика организации ресурсных центров свидетельствует о преимущественном использовании формы структурного подразделения образовательных организаций.
СРЦ ДОД не является самостоятельным юридическим лицом, а создается (закрепляется) на базе наиболее обеспеченной ресурсами (кадровыми, методическими, материально-техническими) организации дополнительного образования детей.
Это позволяет:
— с одной стороны, использовать весь потенциал системы данной организации,
— с другой — обеспечить некоторую экономию на имущественном и материально-техническом обеспечении (помещение, оргтехника и т. д.).
Структурное подразделение органа управления образованием.
При всех достоинствах предыдущей модели нужно отметить, что данная организационная структура должна обладать определенными властными, распорядительными полномочиями.
Поэтому представляется целесообразным включение СРЦ ДОД в структуру органа управления образования, где полномочия и обязанности СРЦ ДОД закреплены распорядительным документом органа управления образования, деятельность регламентируется положением.
Таким образом, в данной модели СРЦ ДОД является самостоятельным структурным подразделением органа управления образованием.
Самостоятельная организация.
Третьей моделью организации СРЦ ДОД может стать создание региональным органом управления образованием самостоятельного юридического лица в форме некоммерческой организации. Это позволит обеспечить более широкую самостоятельность и независимость от сети организаций сферы дополнительного образования детей.
Оперативное руководство сетевым ресурсным центром дополнительного образования детей осуществляется его руководителем, назначенным начальником учебного округа. В соответствии с направлениями деятельности СРЦ создаются подразделения (отделы), ответственные за их реализацию.
Деятельность СРЦ ДОД должна осуществляться с элементами общественной экспертизы и средств публичной открытости, чтобы минимизировать возможные негативные последствия созданной структуры.
Вместо заключения
Активное участие в формирование рынка услуг сферы дополнительного образования позволит наконец-то актуализировать определенные направления образовательной деятельности (научно-техническое, социально-педагогическое, экономическое и др.), регулировать развитие сферы, обеспечить качество и доступность таких услуг.
Обновление содержания дополнительного образования детей в существующей системе деятельности образовательных учреждений возможно с наибольшей степенью вероятности, на наш взгляд, посредством регулирования государственного заказа, учета и коррекции спроса на дополнительное образование детей потребителей через сетевой ресурсный центр.
Реализация модели сетевого ресурсного центра дополнительного образования позволит обеспечить развитие региональной системы дополнительного образования в соответствии с концепцией государственной образовательной политики и региональных требований, сохранение преемственности (интеграции) общего и дополнительного образования детей.
При этом сетевой ресурсный центр может более эффективно координировать работу по обеспечению охвата детей в возрасте от 5 до 18 лет дополнительным образованием.
На СРЦ может быть возложена особая задача ДОД, связанная с работой по выявлению, мониторингу и сопровождению одаренных детей в соответствии с приоритетами государственной политики.
Перспективным уровнем реализации сетевого ресурсного центра может стать межведомственная координация усилий по развитию дополнительного образования детей (образование, культура, спорт, молодежная политика).
https://www.direktoria.org
© Информационная система «Директория», 2014
© Журнал руководителя управления образованием №2 (37), 2014