Урок № 57
Цель: познакомиться с определениями «воля», «эмоции», «внимание».
Задачи:
А) Образовательные:
1) Определить волевые процессы, проанализировать волевой акт, разъяснить причины негативизма и внушаемости;
2) Дать понятие об оценочной деятельности;
3) Показать значение эмоций, разницу между понятиями «эмоциональная реакция», «эмоциональное состояние», «эмоциональное отношение»;
4) Раскрыть физиологические основы произвольного и непроизвольного внимания, его основные свойства;
5) Показать, как поддержать внимание с наименьшими усилиями;
6) Подкрепить советы соответствующими лабораторными работами.
Б) Воспитательные:
1) Продолжить формированиенаучное мировоззрения;
2) Воспитывать навыки коллективного труда, целеустремлённость.
В) Развивающие:
1)Продолжить развитие познавательного интереса к изучению биологии;
2) Развивать умения обобщать, анализировать;
3) Развивать навыки учебной деятельности;
4) Развивать любознательность.
Оборудование: таблицы, изображающие головной мозг, схемы безусловного торможения слюноотделительного рефлекса; часы с секундной стрелкой.
Тип урока – комбинированный.
Методы – словесно-наглядно-практические
Структура урока:
1. Организационный момент (1 минута)
2. Повторение изученного материала (6 минут)
3. Изучение нового материала (25 минут)
4. Закрепление полученных знаний (3 минуты)
5. Домашнее задание (1 минута)
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | ||||||||||||
Организационный момент | |||||||||||||
Здравствуйте, ребята, садитесь. Кто сегодня отсутствует? Жаль, они пропустят столько интересного. | |||||||||||||
Повторение изученного материала | |||||||||||||
Ребята, давайте вспомним, что мы изучали на предыдущем уроке. Какие потребности в нашем организме базовые, а какие вторичные? | |||||||||||||
Базовые - сон, пища, вода, общение. Вторичные - потребности в предметах пользования, созданных человеком в процессе его трудовой деятельности | |||||||||||||
Верно. А какие виды познавательной деятельности мы изучили на прошлом уроке? | |||||||||||||
Восприятие, ощущение, память, мышление, ум. | |||||||||||||
Изучение нового материала | |||||||||||||
Сегодня на уроке мы продолжим изучение познавательных процессов, и узнаем, что такое воля, волевые акты, эмоции и внимание. И так, тема нашего урока «Воля, эмоции, внимание». Что же такое воля? Воля – это сознательная саморегуляция поведения человека, обеспечивающая преодоление трудностей на пути к достижению цели. Волевое действие выполняет 2 функции: побудительную и тормозную. Как вы думаете, в чем заключаются эти функции? | |||||||||||||
Побудительная – побуждает бороться с препятствием, преодолевать его, а тормозная – способность удержать себя от нежелательных поступков. | |||||||||||||
Чем обусловливается воля? | |||||||||||||
Потребностями | |||||||||||||
Верно.волевой акт состоит из нескольких этапов. Первый – выбор цели, второй – выбор средств для достижения цели. Оба этих этапа – результат мыслительной деятельности человека, в процессе которой человек обдумывает сразу и конечный вариант. Благодаря этому, процессы волевого действия предваряют мышечную деятельность и контролирует ее. А кто такой волевой человек? | |||||||||||||
Это тот, кто всегда хорошо обдумывает свои действия, не идут ни у кого на поводу, самостоятельно принимают решения. | |||||||||||||
Правильно. Но так же есть и слабовольные люди. Чаще всего они либо пассивно следуют за лидером, либо действуют наперекор ему. В первом случае мы говорим о внушаемости, во втором – о негативизме. Давайте рассмотрим их отличительные признаки. Для этого я предлагаю вам заполнить таблицу «Сопоставление волевого акта с внушаемостью и негативизмом».
| |||||||||||||
Мы рассмотрели, что же такое воля. А что же такое эмоции и откуда они берутся? В головном мозге существуют центры, отвечающие за проявление удовольствия или страдания. Всё это выражается в виде эмоций. Какие эмоции вы знаете? | |||||||||||||
Плач, смех, страх, радость. | |||||||||||||
Правильно. Только это не сами эмоции, это – эмоциональные реакции. Они присущи всем людям, так как носят безусловно-рефлекторную природу. Эмоциональные реакции не всегда соответствуют эмоции. Какой яркий пример можно привести этому? | |||||||||||||
Плакать можно и от горя, и от радости. | |||||||||||||
Верно. От эмоциональных реакций надо отличать эмоциональное состояние человека. Как вы думаете, в чем оно может выражаться? | |||||||||||||
В настроении. Оно может быть плохое и хорошее. | |||||||||||||
А какие эмоциональные состояния вам знакомы? | |||||||||||||
Аффект, стресс. | |||||||||||||
Давайте рассмотрим, что же это такое. Аффект – это состояние бурной эмоциональной вспышки, во время которой человек полностью теряет над собой волевой контроль. Обычно он длится недолго и по его окончании человек сожалеет о том, что он сделал. Стресс – это перенапряжение сил организма, которое если будет продолжаться длительное время может привести к неврозам, гипертонии и другим заболеваниям. Но так же наряду с эмоциональными состояниями существуют и эмоциональные отношения. Они всегда направлены на один объект, лицо или процесс. Какие примеры вы можете привести? | |||||||||||||
Любовь, дружба, ревность, зависть. | |||||||||||||
Чувства не всегда постоянны. Они могут появляться, развиваться до какого-либо определенного момента и ослабевать, либо угаснуть совсем. Это зависит от обстоятельств и темперамента человека. Внимание – направленность и сосредоточенность сознания на том или ином объекте. Наиболее элементарной формой внимания является ориентировочный рефлекс. Также существует произвольное и непроизвольное внимание. Внимание может быть устойчивым и колеблющимся. А что такое рассеяность? | |||||||||||||
Невнимательность. | |||||||||||||
Домашнее задание | |||||||||||||
Параграф 57, вопросы после параграфа |