Рабочая программа
Внеурочной деятельности
Декоративно-прикладное искусство и дизайн
«НАСЛЕДИЕ»
(7-8 класс)
Учебный год
учитель изобразительного искусства
Орлова Н.Б.
Пояснительная записка
Настоящая рабочая программапо внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и составлена на основании следующих нормативных документов:
1)Закон «Об образовании в РФ».
2)Рабочие программы. Искусство: Изобразительное искусство. Музыка. Искусство. 5-9 классы: учебно-методическое пособие. С.П.Ломов и др. М.: Дрофа, 2012 год.
3) Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ СОШ №31 имени Героев Свири г. Ульяновска;
4) Учебный план МБОУ СОШ №31 имени Героев Свири г. Ульяновска на 2015-2016 учебный год;
5) Положение о рабочей программе педагога МБОУ СОШ №31 имени Героев Свири г. Ульяновска;
Программа курса направлена на формирование универсальных (метапредметных) результатов и способов деятельности, а также на развитие познавательных и творческих способностей и интересов учащихся.
Цели изучения:
· формирование у учащихся качеств творчески думающей, активно действующей и легко адаптирующей личности, которые необходимы для деятельности в новых социально-экономических условиях, начиная от определения потребностей в продукции до ее реализации;
· формирование знаний и умений использование средств и путей преобразования материалов и информации в конечный потребительский продукт;
· подготовка учащихся к осознанному профессиональному самоопределению в рамках дифференцированного обучения и гуманному достижению жизненных целей;
|
|
· формирование творческого отношения к качественному осуществлению трудовой деятельности;
· развитие разносторонних качеств личности и способности профессиональной адаптации к изменяющимся социально-экономическим условиям.
· ознакомление с различными видами декоративно-прикладного искусства;
· развитие художественной инициативы;
· воспитание привычки к чистоте, сознательному выполнению санитарно-гигиенических правил в быту и на производстве;
· воспитание уважения к народным обычаям и традициям;
· ознакомление учащихся с профессией дизайнера.
Задачи программы:
1. Ознакомиться с историей возникновения таких направлений декоративно-прикладного искусства как «декупаж», «мозаика», «витраж».
2. Изучить основные виды и методы работы в этих направлениях
3. Познакомить учащихся с основными вопросами теории моды и истории костюма в России и за рубежом.
4. Дать начальные представления о процессе создания костюма.
5. Применить полученные знания в практической деятельности по изготовлению и декорированию различных изделий, разработке и реализации индивидуальных и коллективных творческих проектов.
6. Принять участие в выставках и творческих конкурсах различного уровня
Рабочая программа рассчитана на 70 часов (1 час в неделю).
Реализуется в течение двух лет (7-8 класс).
Занятия творческого объединения «Декоративно-прикладное искусство и дизайн» проводятся во внеурочное время, носят интегрированный характер.
|
|
В программе внеурочная деятельность представлена в виде творческой мастерской. Занятия обеспечивают реализацию основных идей стандарта второго поколения.
Рабочая программа строится на следующих принципах:
· Личностно ориентированные принципы: принцип адаптивности; принцип развития; принцип комфортности.
· Культурно ориентированные принципы: принцип картины мира; принцип целостности содержания образования; принцип систематичности; принцип смыслового отношения к миру; принцип ориентировочной функции знаний; принцип опоры на культуру как мировоззрение и как культурный стереотип.
· Деятельностно ориентированные принципы: принцип обучения деятельности; принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации; принцип перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности учащегося (зона ближайшего развития); принцип опоры на процессы спонтанного развития; принцип формирования потребности в творчестве и умений творчества.
Для реализации программы подобраны такие методы, организационные формы и технологии обучения, которые бы обеспечили овладение учащимися не только предметными знаниями и умениями, но и общеучебными умениями и способами деятельности.
Ведущими методами обучения являются: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, исследовательский и проблемно-поисковый
|
|
Формы работы
· Индивидуальная
· Парная
· Групповая
· Коллективно-творческая работа
· Работа с родителями
Формы проведения работы объединения отличаются публичностью, как правило, это выставки, творческие конкурсы.
Система контроля включает само-, взаимо-, учительский контроль и позволяет оценить знания, умения и навыки учащихся комплексно по следующим компонентам:
· система знаний;
· умения и навыки (предметные и общеучебные);
· способы деятельности (познавательные, информационно-коммуникативные и рефлексивные);
· включенность учащегося в учебно-познавательную деятельность и уровень овладения ею (репродуктивный, конструктивный и творческий);
· взаимопроверка учащимися друг друга при комплексно-распределительной деятельности в группах;
Программа позволяет добиваться следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования:
Предметные
· умение рассказывать о рукотворном мире как результате труда человека;
· умение различать предметы рукотворного мира;
· выполнять доступные действия по самообслуживанию (сохранять порядок на рабочем месте во время работы и убирать рабочее места по окончанию работы);
· использовать приобретенные знания;
· анализировать изделие (под руководством учителя), определять его назначение;
· организовывать рабочее место для выполнения практической работы (под руководством учителя);
· понимать приемы безопасного использования ручных инструментов;
· экономно размечать материалы по шаблону, через копирку, кальку;
· отбирать и выполнять в зависимости от свойств освоенных материалов оптимальные и доступные технологические приемы их ручной обработки;
· анализировать устройство изделия, определять его назначение;
· выполнять практическое задание с опорой на рисунок, схему и инструкцию учителя, создавать самим схемы и изделия;
· конструировать и моделировать несложные технические объекты и учебные предметы;
· бережно относиться к природе как источнику сырья;
· работать по образцу, по мере накопления знаний и умений заниматься творческой деятельностью, создавать творческие работы по собственному замыслу, самостоятельно выбирая материал, способы, прогнозируя результат;
· выполнять технологический процесс изготовления изделия с опорой на рисунок, схему (под руководством учителя);
|
|
· анализировать устройство изделия, определять его назначение и изготавливать (под руководством учителя);
· работать в коллективе.
личностные:
у учащихся будут сформированы:
1) ответственное отношение к учению;
2) готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
3) умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
4) начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире;
5) экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, здоровьесберегающего поведения;
7) умение контролировать процесс и результат учебной деятельности;
у учащихся могут быть сформированы:
1) первоначальные представления о технологии как сфере человеческой деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;
2) коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
3) критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
4) креативность мышления, инициативы, находчивости, активности при решении технологических задач;
Метапредметные:
регулятивные
1) формулировать и удерживать учебную задачу;
2) выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
3) планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
4) составлять план и последовательность действий;
5) осуществлять контроль по образцу и вносить необходимые коррективы;
6) адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;
7) сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
учащиеся получат возможность научиться:
1) определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учётом конечного результата;
2) предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задач;
3) осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия;
4) выделять и формулировать то, что усвоено и, что нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения;
5) концентрировать волю для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;
Познавательные
учащиеся научатся:
1) самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
2) использовать общие приёмы решения задач;
3)применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями;
4) осуществлять смысловое чтение;
5) создавать, применять и преобразовывать технологические средства, модели и схемы для решения задач;
6) самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных технологических проблем;
7) понимать сущность алгоритмических предписаний и уметь действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
8) понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
9) находить в различных источниках информацию, необходимую для решения технологических проблем, и представлять её в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
учащиеся получат возможность научиться:
1) устанавливать причинно-следственные связи; строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы;
2) формировать учебную и общепользовательскую компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности);
3) выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
4) планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
5) выбирать наиболее рациональные и эффективные способы решения задач;
6) интерпретировать информацию (структурировать,презентовать полученную информацию, в том числе с помощью ИКТ);
7) оценивать информацию (критическая оценка, оценка достоверности);
8) устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать рассуждения, обобщения;
Коммуникативные
учащиеся научатся:
1) организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников;
2) взаимодействовать и находить общие способы работы; работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
3) прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения;
4) разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников;
5) координировать и принимать различные позиции во взаимодействии;
6) аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.
Содержание программы внеурочной деятельности
Класс
Декоративно-прикладное искусство и дизайн - 60 часов.
В рабочей программе выделяется 4 раздела.
Содержание | Кол-во часов |
«Искусство витража» | |
«Декупаж – оригинальный декор» | |
«Мозаичный калейдоскоп» | |
«История и дизайн костюма» | |
Всего: |
В первом разделе – «Искусство витража» (10 часов) - раскрывается содержание следующих понятий:правила безопасной работы с инструментами, учащиеся знакомятся с содержанием курса, творческого объединения «Декоративно-прикладное искусство и дизайн», с работами детей, выявляют имеющиеся умения по работе вданных направлениях. Рассматривают материал, необходимый для выполнения витражей. Знакомятся с историей возникновения искусства витража, его видами. Выполняют работы в технике аппликаации из цветной бумаги и картона на клейкой основе, витраж из цветной плёнки или прозрачной бумаги, витраж на стекле,
Во втором разделе«Декупаж-оригинальный декор» (10 часов) учащиеся знакомятся с методами работы в технике «декупаж». Изучают виды современного декупажа и практику их использования. Выполняют работы по декорированию сувениров и предметов быта. Принимают участие в соответствии с календарно-тематическим планированием в поздравительных акциях, выставках, творческих конкурсах.
Третий раздел«Мозаичный калейдоскоп» (9 часов) включает в себя знакомство учащихся с методами работы в технике «мозаика», видами мозаики. Выполняют работы по изготовлению аппликационной мозаики из цветной бумаги.