Учебная программа по прохождению
«Учебно-ознакомительной практики»
П.00
По специальности 061000
«Государственное и муниципальное управление»
Нижний Новгород
Программа учебно-ознакомительной практики составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению 061000 «Государственное и муниципальное управление».
Студенты III курса дневного отделения, обучающиеся по специальности 061000 «Государственное и муниципальное управление», проходят учебно-ознакомительную практику в 6 семестре. Продолжительность практики 2 недели.
I. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ.
Цель проведения учебно-ознакомительной практики.
Цель учебно-ознакомительной практики — закрепление, расширение и углубление полученных знаний по изученным дисциплинам; сопоставление полученных теоретических знаний с реально существующей системой организации, управления, планирования, учета, контроля в государственных и муниципальных образованиях; получение практических навыков; сбор материалов для курсовой работы.
Задачи проведения учебно-ознакомительной практики.
Задачами студента в период практики являются:
- Закрепление, расширение, углубление, систематизация знаний и практических навыков и умений, полученных при изучении финансово-экономических дисциплин.
- Получение практических навыков в области расчета основных экономических показателей, учета имущества и хозяйственных операций, начисления налогов, анализа финансово-хозяйственной деятельности и финансового планирования хозяйствующих субъектов по реальным исходным данным.
- Сбор и первичная обработка исходных материалов для написания отчета и курсовых работ.
- Приобретение опыта работы с законодательными и нормативными документами. Использование компьютера для обработки экономической информации.
Организация и этапы прохождения практики.
1. Местом прохождения практики для студентов являются органы государственного и муниципального управления: отделы, комитеты управления администрации муниципальных образований, структурные подразделения Администрации Нижегородской области. В отдельных случаях по согласованию с деканом факультета и заведующим выпускающей кафедры место прохождения практики может быть определено студенту индивидуально.
2. Перед началом практики студент должен получить направление на практику, программу практики и методические указания по организации и прохождению практики.
3. По вопросам организации и прохождения практики студент может получить консультацию (в устной или письменной форме) у преподавателя - руководителя практики.
4. При прохождении экономической и практики менеджмента студент обязан своевременно выполнять задания, предусмотренные программой практики, а также указания руководителя практики, подчиняться действующим в учреждении правилам внутреннего распорядка.
5. По окончании практики студент должен составить письменный отчет о ее прохождении и сдать его руководителю практики вместе с отзывом о практике. В отчете освещаются вопросы, предусмотренные программой практики. Оптимальный объем отчета 3-5 страниц машинного текста.
6. Студент, не выполнивший программу экономической и практики менеджмента или получивший неудовлетворительную оценку при защите отчета, направляется вторично на практику.
Руководство практикой.
1) Непосредственное руководство практикой студентов осуществляется:
- со стороны университета - преподавателем кафедры государственного и муниципального управления;
- со стороны органа государственной власти или местного самоуправления – квалифицированными специалистами, назначенными приказом руководителя данного органа.
2) Руководитель практики от кафедры государственного и муниципального управления:
-устанавливает связь с руководителями практики от принимающей организации и совместно с ними составляют рабочую программу проведения практики;
-принимает участие в распределении студентов по рабочим местам или перемещении их по видам работ.
-несет ответственность совместно с руководителями практики от принимающей организации за соблюдением студентами правил техники безопасности;
-осуществляет контроль за соблюдением сроков практики и ее содержанием;
- оценивает результаты выполнения практикантами программы практики.
3) Руководители практики со стороны органа государственной власти или местного самоуправления осуществляют повседневное руководство и контроль за ее ходом. Руководители практики от органа государственной власти или местного самоуправления:
- знакомят студента с правилами внутреннего распорядка, действующего в органе государственной власти или местного самоуправления;
- определяют последовательность и порядок прохождения практики;
- проверяют отчет о практике;
- дают характеристику практиканту.
4) Характеристика дается на основе работы практиканта и должна содержать оценку степени выполнения программы практики, умение практиканта применять полученные в процессе теоретического обучения знания на практике. Отчет о практике и характеристика подписываются руководителем практики со стороны органа государственной власти или местного самоуправления и удостоверяются печатью.
5) Отчет о практике и характеристика представляются руководителю практики от кафедры государственного и муниципального управления в течение недели после окончания экономической и практики менеджмента.
II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНО-ОЗНАКОМИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ.
В ходе учебно-ознакомительной практике студент должен:
1. Изучить и дать общую характеристику организации (предприятия, органа государственного и муниципального управления), по следующему плану:
- юридический адрес;
- краткая история возникновения;
- правовое положение организации, форма собственности, принадлежность капитала;
- вид деятельности;
- организационная структура.
Для этого можно использовать «Учредительные документы организации», «Устав муниципального образования» и др
Познакомиться с работой всех структурных подразделений органа местного самоуправления (далее - ОМС) и представить их краткую характеристику.
2. Охарактеризовать цели развития ОМС, его структурных подразделений, с точки зрения соответствия предъявляемым к ним требованиям (анализ тех целей, которые зафиксированы в постановлениях, программах, положениях и иных документах администрации муниципального образования). Построить «дерево целей» ОМС или одного из основных структурных подразделений ОМС.
3. Определить вытекающие из целей развития ОМС задачи и функции (их необходимо сгруппировать по определенному критерию и оценить).
4. Определить, используемые в ОМС виды организационной структуры, провести анализ ее достоинств и недостатков с выделением линейных и функциональных служб (схему организационной структуры управления представить в приложении).
5. Составить перечень документов, регламентирующих деятельность ОМС (внешние - нормативные акты РФ и субъекта РФ и внутренние — локальные нормативные акты: устав, регламент работы администрации, положения о подразделениях и т.д.). Необходимо составить общий перечень документов отдельно для администрации и отдельно для одного структурного подразделения.
6. Проанализировать обязанности, ответственность, полномочия государственного (муниципального) служащего. Взаимодействие служащего с другими специалистами в организации.
7. Изучить документы, используемые государственным служащим для выполнения своих обязанностей (с указанием вида документа; органа или должностного лица, принявшего документ, заголовка к тексту, регистрационного номера, даты документа).
8. Охарактеризовать виды деятельности, последовательность выполнения и результаты работы специалиста, потребителей результатов работы служащего.
9. Изучить роль, реализуемых специалистом функций и их место в структуре функций отдела и отдела - в органе муниципальной власти.
III. ФОРМА ТЕКУЩЕГО И ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ..
Формой итогового контроля знаний студентов является зачет с оценкой при наличии письменного отчета по практике.