Порядок работы над сочинением.





1. Обдумайте тему сочинения.

2. Определите ведущую мысль, которую вы будете развивать и доказывать.

3. Вспомните и отберите тот материал, который, по вашему мнению, понадобится для подтверждения этой мысли.

4. Систематизируйте материал, выберите в отобранном материале главное.

5. Подберите примеры, факты, цитаты, подтверждающие ваши мысли.

6. Работайте над черновиком сочинения.

7. Правильно и хорошо выражайте свои мысли. Правильно – значит в соответствии с нормами литературного языка, хорошо – значит точно, ясно, образно, в соответствии с речевой ситуацией и задачей высказывания.

8. Исправляйте, переделывайте, улучшайте написанное.

9. Окончив сочинение, проверьте написанное, в частности, нет ли описок, пропусков букв, все ли знаки препинания расставлены правильно.

 

Общие рекомендации к написанию сочинения:

1. Объем сочинения 4-5 страниц;

2. Суммарный объем введения и заключения не должен превышать 1/3 всего сочинения;

3. Почерк должен быть разборчивым;

4. Соблюдать поля;

5. Писать желательно синей или фиолетовой пастой;

6. На выбор темы тратить не более 15 минут; в случае затруднения с выбором темы можно пользоваться методом исключения; не менять тему в процессе написания сочинения;

7. Выбрав тему, конспективно записать все, что приходит в голову: биография автора, эпоха, герои, события, эпизоды, аналогии, высказывания критиков;

8. На черновике составить план (переносить в чистовик не надо);

9. Удобнее писать на одной стороне черновика, чтобы текст сочинения полностью был перед глазами; с полями, оставляя место для перестановок, вставок и т.д.; сокращать в черновике фамилии, наименования произведений (С.-Щ.-М.Е. Салтыков – Щедрин, «Е.О.» - роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин» и т.д.); нумеровать страницы черновика;

10. Строго придерживаться избранной темы; сочинение должно быть логичным, представлять собой развернутый ответ на основной вопрос-тезис;

11. Не сбиваться на пересказ текста;

12. Не увлекаться длинными цитатами и не увеличивать тем самым искусственно объем сочинения;

13. Не тратить драгоценное время на поиски нужной цитаты, если не помнишь, где она находится в тексте, можно обойтись косвенной цитатой;

14. Если не приходит в голову нужный эпиграф, можно обойтись без него (он вовсе не обязателен);

15. Если не помнишь автора критической работы или ее название, можно сделать косвенную ссылку на критику («Пушкин по этому поводу писал…», «Критика встретила произведение восторженно…» и т.п.);

16. То же относится к именам героев, датам и т.п. – всегда можно выйти из положения, указав примерную дату («В начале века…», «Относится к ранней лирике…»), заменив забытое имя словами («Один из героев Толстого…», «Антипод главного героя» и т.п.);

17. Главное – умение проникнуть в суть произведения, раскрыть тему, четко следовать логике изложения, избегая различного рода ошибок, выразить собственное мнение, отношение к тому о чем пишешь; при этом не желательно пользоваться штампами («По моему мнению, Блок – великий поэт», «Я считаю, что Гоголю удалось создать образ «маленького человека»…) – это не выражения собственного мнения, а лишь его беспомощное имитация; подобные выражения только испортят впечатления от сочинения;

18. Удобно пользоваться приемами риторики: ставить вопросы, приводить разные варианты ответов;

19. Привлекать материал из других произведений, из истории, из жизни, таким образом обнаруживая свою эрудицию и умение сопоставлять;

20. Рассчитать время, оставив его для редактирования, проверки и переписывания на чистовик. Не забыть о членении текста – разделить сочинение на абзацы.

План сочинения:
Введение.

Во введении можно обосновать выбор темы: ее актуальность, привлекательность для вас. В зависимости от темы можно порекомендовать следующие варианты введения:
историческое – краткая характеристика эпохи, анализ ее политических, социальных, экономических условий. Например, тема: «Образ Кутузова и вопрос о роли личности в истории (по роману Л.Н.Толстого «Война и мир»)» и др.

аналитическое – анализ центрального понятия темы. Например, тема: «Сюжеты и герои ранней романтической прозы М.Горького» и др.

биографическое – факты жизни писателя, история создания произведения, эволюция взглядов писателя. Например, тема: «Она <Ахматова> первая обнаружила, что быть нелюбимой поэтично…»(К.И.Чуковский)» и др.

  • сравнительное – выбрать параметры, по которым проводит сравнение в основной части; вспомнить предшествующие литературные традиции, выявить, что нового внес писатель в развитие литературы. Например, тема: «Семья Болконских и семья Курагиных в романе Л.Н.Толстого «Война и мир» и др.
  • общая характеристика произведения, если тема предполагает анализ одного или нескольких образов – о месте произведения в контексте эпохи, в контексте творчества писателя; о новизне и значимости произведения, идейном замысле. Например, тема: «Христианские в поэме А.А.Блока «Двенадцать» и др.
  • лирическое, связывающая тему с вашим личным опытом, чувствами, переживаниями по поводу прочитанного. Например, тема: «Пойми живой язык природы – и скажешь ты: прекрасен мир…» (И.С.Никитин) и др.
  • введение, перекликающееся с современностью (можно использовать и в качестве заключения, показав актуальность произведения). Например, тема: «Нужен ли России Базаров? (По роману И.С.Тургенева «Отцы и дети»)» и др.

Основная часть.

В основной части сочинения хорошо сравнить героя с героем, эпоху с эпохой, автора с автором, произведение с произведением, с другими видами искусства (театральными постановками, фильмами, музыкой, живописью); пользоваться доказательствами «от противного», споря с воображаемым оппонентом.

Не забудьте, что стихотворения цитируются как в строчку (в кавычках, разделяя строки значком «/»), так и в столбик (посредине страницы, без кавычек). Не перегружайте сочинение стихотворными цитатами, даже если анализируете стихотворение.
Заключение.

В заключении должны быть сформулированы выводы сочинения. Здесь можно сказать об актуальности произведения, о вечности поставленных в нем проблем, вопросов, о развитии литературных традиций, о связи с современной литературой, о месте произведения или героя в жизни общества, о вашем отношении к прочитанному.

5
Сочинение по темам сопоставительного характера.
Сочинение сопоставительного характера предполагает сравнение героев, образов внутри одного или нескольких произведений. Такое сравнение можно производить последовательно и параллельно (что сложнее, но интереснее), сопоставляя происхождение, характеры, судьбы, отношения и т.д. Некоторые подобные темы требуют поиска общих черт героев, что не отменяет сравнительную характеристику.

Сопоставлять образы героев можно по следующей условной схеме (разумеется, пункты плана можно варьировать, выделять главное, что может лечь в основу сравнительной характеристики, в зависимости от конкретного произведения, конкретной темы):

 

  • особенности портретной характеристики: как характеризует героя внешность, одежда (вспомним нарочито небрежного Базарова, его длинные волосы, балахон); как и почему меняется портрет (вспомним, как на протяжении романа «Война и мир» меняется портрет Наташи Ростовой); первый в русской литературе психологический портрет у М.Ю.Лермонтова (Печорин в «Максим Максимыче»).
  • происхождение, образованность, род занятий (например, «Барин и мужик» в поэме Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»).
  • история семьи, родовые и индивидуальные признаки, традиции, преемственность (например, «Мастер и его ученик» в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»).
  • особенности характера, привычки (например, «Дикой и Кабаниха. Основные черты самодурства (По пьесе А.Н.Островского «Гроза»)».
  • взгляды, убеждения, нравственная позиция героев (например, «Гринев и Швабрин. (По повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»)».
  • выразительные детали («обнаженная красная» рука Базарова и холеная ручка в перчатке Павла Петровича Кирсанова; прекрасные глаза княжны Марьи Болконской, халат Обломова и др.).
  • речевая характеристика (например, «Диалог Фамусова с Чацким. (анализ второго явления, второго действия комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»).
  • способность к внутреннему диалогу, самоанализу (например, «В чем проявляются парадоксы личности Печорина? (По роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»)».
  • отношение героя к людям, отношение окружающих к герою (например, «Тема поэта и толпы в лирике В.В.Маяковского»).
  • как проявляет себя герой в любви, в дружбе (например, «Любовь в жизни героев М.А.Шолохова. (По одному из романов писателя)».
  • как проявляют себя герои в ситуациях выбора (например, «Проблема нравственного выбора в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»).
  • как изменяется герой на протяжении произведения (сопоставление внутри одного образа) – например, «Что отличает Катерину от обывателей города Калинова? (По пьесе А.Н.Островского «Гроза»)».
  • отношение автора к героям (как соотносятся автор и его герой) – например, «Что осуждает и что прославляет в человеке Горький-романтик? (По ранней прозе М.Горького)».
  • сопоставление «коллективных» образов (например, «Крестьянская и помещичья Русь в сказках М.Е.Салтыкова-Щедрина»).


6

Сочинение сопоставительного характера предполагает заключение, в котором должно быть понятно, для чего делалось сопоставление: нашли общие черты и различия, ярче выявили характеры, проследили литературные традиции, осознали актуальность поставленных автором проблем, глубже поняли текст и т.д.
Сочинение по темам, связанным с анализом эпизода из художественного произведения
Над темой такого рода удобно работать на экзамене (конечно, если есть подобный опыт), потому что весь текст у тебя перед глазами и ты сосредоточен на небольшом отрывке знакомого тебе произведения. Здесь необходимо скрупулезная работа, важно придерживаться определенных общих правил:

 

  • определить смысловую и композиционную роль эпизода (как влияет его содержание на «читательское знание» о герое, случайно ли его расположение);
  • общие идеи, мотивы, может быть, даже ключевые слова, объединяющие данный эпизод с последующими и предыдущими;
  • выявить своеобразие языковых средств, художественных приемов, служащих воплощению авторской идеи;
  • обратить внимание на расстановку персонажей в эпизоде, на то, от чьего имени ведется рассказ;
  • можно создать систему опорных тезисов или вопросов, обращая внимание на важнейшие элементы разбираемого эпизода.

Примеры тем сочинений, связанных с анализом эпизода из художественного произведения русской литературы:

1. Письмо Обломова к Ольге Ильинской (Анализ главы X второй части романа И.А.Гончарова «Обломов»).

2. «Раздвоение Ивана» (Анализ главы ХI романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»).

3. Диалог Фамусова с Чацким (Анализ второго явления второго действия комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»).

4. Печорин и контрабандисты (Анализ главы «Тамань» романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени») и т.д.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: