Князь Владимир: выбор между Добром и Злом




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Б.Терсенская средняя общеобразовательная школа»

Уренского муниципального района Нижегородской области

Межрегиональный проект "Александр Невский - слава, дух и имя России"

Номинация: «Сочинение»

 

Тема: "Лучшие люди моего Отечества"

Название: «Князь Владимир: выбор между добром и злом»

 

Выполнила: Ловкова Анастасия, ученица 11 класса МБОУ «Б.Терсенская СОШ», 16 лет.

Руководитель: Гаврилова Т.Б., учитель истории МБОУ «Б.Терсенская СОШ».

Год

Князь Владимир: выбор между Добром и Злом

Конец Х века… Самый расцвет эпохи, которую спустя более чем пять столетий назовут Средневековьем. Западная Европа находится под властью новой империи. Слава и могущество былой Римской державы, властвовавшей над миром, веками не давало покоя потомкам. На имперском сейме 983 года, проходившем в итальянской Вероне, император Оттон II провозгласил грядущую войну против «греков и сарацин». Запад открыто бросил вызов Востоку. И это при том, что греки были христианами, а сарацины – мусульманами. Священная Римская империя, где властвовал германский король, а вторым лицом стал римский папа – глава католической церкви, действительно хотела быть новым Римом, новой владычицей мира. Некогда единая церковь Христа распалась надвое…

На юге правит пока еще могущественная Византийская империя. Постоянно подвергаясь ударам со стороны азиатских племен и народов, греки и потомки римлян пока еще прочно удерживают свои позиции. Находясь на стыке двух континентов, Византия много веков олицетворяла собой мост между христианской Европой и мусульманской Азией.

Ну а на Востоке в это время поднимается дым. Дым от погребальных костров вообще не прекращался ни на минуту, ведь по древней языческой традиции тело умершего надо было непременно предавать огню. Князь Владимир с первых дней княжения проявлял любовь к войне и единовластию. Объявив войну польским славянам, князь покорил Перемышль, Червень и другие неприступные крепости. Затем Владимир грубо смирил вятичей, не хотевших платить дани, и завоевал столицу ятвягов, народа латышского происхождения. Увенчанный славой громких побед и пропахший гарью от бесчисленных пожаров, Владимир задумал в благодарность богам принести человеческую жертву и велел бросить жребий среди киевских отроков и девиц. На чью долю выпадет «счастье» погибнуть у ног идола?! Волей судьбы жребий пал на одного молодого, красивого варяга-христианина. Посланные пошли к его отцу и объявили ему об участи сына – быть принесенным в жертву богам. На это старый варяг внезапно ответил следующее: «У вас не боги, а дерево; нынче они есть, а завтра сгниют: не пьют, не едят, не говорят, но сделаны руками человеческими. Бог один, которому поклоняются греки, который сотворил всё живущее на земле. Не отдам я своего сына бесам». Получив такой ответ, посланные передали это народу. Разъяренная толпа, вооружившись чем попало, подступила к дому варяга, требуя выдачи жертвы. Отец, держа сына за руку, твердо сказал: «Если идолы ваши действительно боги, пусть они сами возьмут у меня сына». В ответ на это толпа бросилась на варягов и умертвила их… Считается, что это были первые мученики за христианство в Киеве, которых церковь чтит под именем Федора и Иоанна. И на все это, как казалось, молчаливо, но с довольством смотрел с высокого священного холма огромный деревянный идол Перуна с серебряной головой. И в тот момент казалось, что так и будет всегда. Пожары, дым, невинные жертвы и зловещий идол на горе…

Кто знает, возможно, именно рассказ о стойких варягах-христианах заставил князя Владимира впервые задуматься об истинном боге. А может быть, однажды любуясь со священного холма на празднующий очередной языческий праздник Киев и мысленно окидывая взором все свои огромные владения от Балтики до Черного моря, князь вдруг подумал: «А куда и с кем идем мы, русичи? И правильную ли жизнь вёл я, великий князь и завоеватель? Только ли в усмирении врагов и сжигании их городов роль моя? И что оставлю я в наследие сыновьям и потомкам своим? И вообще, ради чего жизнь моя, во благо или во зло?»

Владимир, конечно, хорошо знал о христианах, мусульманах и иудеях. Вот там, далеко на Западе простираются царства католиков. Их каменные храмы скромны и чисты, а посетители поклоняются распятиям, висящим на стене. Именно волей своего Бога католики прикрывают походы и войны, Бог же наделяет властью их королей, решает участь всех подданных. На восток и юго-восток от границ Руси уходят царства магометан. Они считают, что только их Бог истинный, он через Пророка своего научил их, как жить праведно. Их мечети как правило скромны, а в повседневности мусульмане не позволяют себе ни пиров, ни застолий. Являлись в Киев и иудеи, только вот родины у них нет и волей Бога своего разбросаны они по всему миру, как изгнанники. Ну а далеко на юге лежит древняя и богатая Византия. Красота и великолепие православных храмов поражало иностранных послов и купцов, невольно заставляя задуматься, не благодаря ли вере в истинного Бога столь крепка и могущественна Византия? Слышал об этом и князь Владимир.

Согласно преданию, однажды увидев картину страшного суда с изображением участи праведных и грешников, пораженный князь промолвил: «Благо добродетельным и горе злым». «Вот то, что нам нужно», - вероятно подумал правитель огромной державы. После этого Владимир созвал совет бояр и горожан и просил их совета. Последние посоветовали ему послать выборных испытать, чья веру лучше и сильнее, и где народ достойнее всего поклоняется божеству. Десять человек, мудрейших, отобранных Владимиром, отправились поочередно к мусульманам и католикам, а потом прибыли в Константинополь. Греческий император приказал провести богослужение с возможно большим великолепием. Сам патриарх в роскошном облачении совершил торжественную литургию в храме Святой Софии. Красота живописи, богатство церковных одежд и храма, прекрасное пение, священная тишина и благолепие поразили послов русских. Возвратясь в Киев они с презрением отозвались обо всех религиях, и с восторгом о греческой. «Мы не помнили, где мы находились, - твердили они, - на земле или на небе». Вот тогда Владимир и принял окончательное историческое решение креститься самому и крестить весь свой народ. Понимал ли князь, какой выбор он делает? Конечно понимал! Понимал, что потомкам волей – неволей придется принять новую веру и отстаивать ее. Понимал, что русская культура после этого фактически родится заново. Пройдет совсем немного времени и погребальные костры повсюду погаснут, идолы рухнут, а на их месте вырастут прекрасные храмы, украшенные, как у греков, фресками и иконами.

Конечно, Владимир был бы не Владимир, если бы он просто позвал священников и стал христианином! Свой путь к вере он начал с войны, совершив поход на Херсонес. Взяв город, князь отправил к императору Василию послов с предложением отдать ему в жены его сестру Анну, угрожая в противном случае идти на Константинополь. Византийцы ответили согласием при условии, что Владимир примет крещение. По преданию, перед церемонией князь внезапно ослеп. Царевна сказала ему, что если он крестится, то вылечится от слепоты. Владимир же ответил, что если так и случится, он уверует в могущество христианского Бога. Херсонесский епископ совершил над князем обряд крещения и дал ему имя Василий. После этого он прозрел.

Весь остаток своей жизни Владимир старался искупить свои прежние грехи и стать настоящим христианином. Однажды печенеги напали на княжеские области и приступили к Василеву. Князь, выйдя с небольшой дружиною в поле против кочевников, не мог противостоять последним и вынужден был скрыться под мостом. Окруженный со всех сторон врагами, Владимир дал обет: если спасется, соорудить в Василеве храм Преображения Господня – бой происходил в день Преображения. Неприятели удалились и князь спасся. Этот случай еще больше укрепил веру в силу православия. Исполнив свое обещание, Владимир устроил пир не только знати, как это было принято в Киевской Руси, но и всему народу. С тех пор Владимир еженедельно устраивал угощения для своей дружины.

Князь, памятуя слова Соломоновы: «дая нищему, Богу в заим даете», не забывал о больных и бедных. Последние всегда могли прийти на княжеский двор, где получали пищу и деньги. По приказу князя по улицам стали развозить хлебы, мясо, рыбу, мед и квас в бочках. Чтобы каждый, самый убогий русич почувствовал – вот она сила новой веры! Сам князь лично заботится о каждом и любит его.

В былые годы на Руси убить человека считалось делом почти обыденным. Каково же было изумление киевлян, когда в один прекрасный день им объявили княжью волю – отныне миловать, не казнить даже убийц. Ибо Библия учила – не убий, тяжкий грех это. Вероятно, впервые Владимир ощутил силу прощения, когда помиловал свою жену Рогнеду после того, как она покушалась на его жизнь. Тогда князь, еще будучи язычником, впервые поступил как христианин.

Православие, конечно же, не исключало и не запрещало войн и разрушения городов. Оно лишь давало народу выбор: жить ради наживы и удовольствия или же задуматься о духовном. Языческие боги выбора правителям и людям не давали. Православие не проповедовало идеи предопределения. И потому ответственность за грехи, творимые по собственной воле, ложилась на грешника. Добро и мудрость христианства в 988 году сразились с Перуном и стремлением к наживе и жестокости. А крещение отныне дало нашим предкам свободу выбора между Добром и Злом. И эту свободу даровал народу князь Владимир.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: