Аргументы из литературы к части С




Типичные проблемы текстов, предлагаемых для анализа на ЕГЭ по русскому языку

Множество проблем, рассматриваемых в исходных текстах, можно, в основном, свести к следующим:

- философские проблемы затрагивают самые общие особенности развития природы, общества, мышления;

- социальные проблемы касаются устройства и жизни общества;

- политические проблемы связаны с деятельностью государственной власти, партий или общественных групп;

- экологические проблемы отражают взаимодействие человека и окружающей среды;

- нравственные (этические) проблемы связаны с внутренними духовными качествами, которыми руководствуется человек, с определенными правилами поведения.

Аргументы из литературы к части С

Проблемы Литературныйматериал
Проблема бедности, социального неравенства 1. И. С. Тургенев. «Муму». Герои: немой крепостной Герасим, Татьяна – его любимая, барыня, самодурно решающая судьбы вверенных её судьбой людей. 2. В. Г. Короленко. «В дурном обществе». Вася, мальчик из богатой семьи, дружит с отверженными детьми, - Валеком и Марусей. Благотворноевлияниедобротынаюногогероя. 3. Н С. Лесков. «Левша». Главный герой – Левша, блоху «аглицкую» подковал, но его талант не оценен по достоинству на родине: умирает в больнице для бедных. 4. С потрясающей реалистичностью изображает Ф.М.Достоевский в романе «Преступление и наказание»мир русской действительности. Он показывает социальную несправедливость, безысходность, духовный тупик, породившие абсурдную теорию Раскольникова. Герои романа – бедные люди, униженные обществом, беднота везде, повсюду страдания. Вместе с автором мы чувствуем боль за судьбу детей. Вступиться за обездоленных – вот что созревает в сознании читателей при знакомстве с этим произведением.
В чем заключается смысл жизни человека? 1. А. С. Пушкин. «Евгений Онегин». Роман о поиске смысла жизни молодым героем. Онегин - «лишний человек», человек, не привыкший трудиться, не имеющий цели в жизни. В начале своего жизненного пути он увлечён светской жизнью, «наукой страсти нежной», но очень быстро разочаровывается во всём. Даже встреча с Татьяной Лариной, натурой цельной, страстной, способной сделать наполненной жизнь того, кого любит, не выводит Онегина из хандры. Встретив Татьяну в свете, он влюбляется в неё по-настоящему, но счастье с нею невозможно: она замужем. Онегин глубоко несчастлив. Хочется верить, что начнётся духовное перерождение Онегина, он обретёт смысл жизни. 2. М.Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени». Несчастье Печорина, по его собственному признанию, непонимание смысла своей жизни, он говорит, что чувствовал в своей душе силы, но не знал, к чему их приложить, не сумел найти им применения. Правдиво, убедительно рисует Лермонтов своего современника. Печорин получил светское воспитание, в начале жизни гоняется за светскими развлечениями, но его ждет разочарование. Он скучает, равнодушно относится к свету и испытывает глубокую неудовлетворенность своей жизнью. Печорин - характер глубокий. "Резкий охлажденный ум" сочетается у него с жаждой деятельности и с силой воли. Печорин делает несчастными людей, которые его окружают. Он вмешивается в жизнь контрабандистов, губит Бэлу, оскорбляет равнодушием Максима Максимовича, играет любовью княжны Мери и Веры, убивает на дуэли Грушницкого…. Печорин внутренне опустошен, разочарован. Он, живет "из любопытства", у него неистребимая жажда жизни. Характер Печорина очень противоречив. Он говорит: "Я давно уже живу не сердцем, а головой». У Печоринанетцели в жизни, поэтомуоннесчастен. 3. И А. Гончаров. «Обломов». Хороший, добрый, талантливый человек Илья Обломов не сумел преодолеть себя, не раскрыл своих лучших черт. Отсутствие высокой цели в жизни ведёт к нравственной смерти. Даже любовь не смогла спасти Обломова. 4. Л. Н. Толстой. «Война и мир». Главное в лучших героях романа - Андрее Болконском и Пьере Безухове – стремление к нравственному самосовершенствованию, стремление «быть вполне хорошими», приносить добро людям. На протяжении всего жизненного пути Пьер Безухов без устали искал себя и истинный смысл жизни. После мучительных испытаний он стал способным не только размышлять о смысле жизни, но и совершать конкретные поступки, требующие воли и решительности. В эпилоге романа Л.Н.Толстого мы встречаем Пьера, увлекающегося идеями декабризма, протестующего против существовавшего общественного строя и борющегося за справедливую жизнь того самого народа, частью которого он ощущает себя сам. В этом органичном соединении личного и народного и есть, по Толстому, и смысл жизни, и счастье.
Проблема воспитания. Проблема обучения. Какова истинная цель обучения? Каким должен быть хо­роший учитель (ученик)? 1. «Поучение» Владимира Мономаха.Уже в летописных источниках проблемам воспитания уделялось огромное влияние: в «Поучении» говорится о вечных нравственных ценностях, о любви к родине, уважении к старшим, о необходимости доброты, верности. 2. И. А. Гончаров. «Обломов». В одной из важнейших частей романа раскрываются проблемы воспитания: в главе «Сон Обломова» показано, как атмосфера лени, нежелания трудиться, мыслить уродуют душу ребёнка. 3. А. С. Пушкин. «Евгений Онегин».Первая глава романа посвящена проблеме формирования характера Онегина. Отсутствие цели в жизни, привычки трудиться формируют «лишнего человека», «эгоиста поневоле». 4. М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени». Отсутствие цели в жизни, привычки трудиться формируют «лишнего человека», «эгоиста поневоле». Печорин сам осознает свой эгоизм, признается, что всем приносит несчастье. Такимегосделаловоспитание.
Значимость труда в жиз­ни человека   1. М. М. Пришвин. «Кладовая солнца».Митраша и Настя, маленькие дети, в годы ВОв оставшиеся без родителей, упорным трудом заслужили уважение односельчан. 2. А. И. Солженицын. «Матрёнин двор». Главная героиня Матрёна всю жизнь привыкла трудиться, помогать другим людям и, хотя не нажила никаких благ, остаётся чистой душой, праведницей.
Какое влияние оказывает личность на ход ис­тории? Л. Н. Толстой. «Война и мир» Одна из центральных проблем романа – роль личности в истории. Эта проблема раскрывается в образах Кутузова и Наполеона. Писатель считает, что нет величия там, где нет добра и простоты. По мнению Толстого, влиять на ход истории может личность, интересы которой совпадают с интересами народа. Кутузов понимал настроения, желания масс, поэтому был велик. Наполеон думает лишь о своём величии, потому обречен на поражение.
Проблема свободы личности и ответственности человека перед обществом. Что такое свобода? Какого человека можно назвать свобод­ным?     1. Н. Толстой. «Война и мир». Образы Кутузова, Наполеона, Александра 1. Человек, осознающий ответственность перед родиной, людьми, умеющий в нужный момент понять их, истинно велик. Таков Кутузов, таковы простые люди в романе, которые без рисовки, без высоких фраз выполняют свой долг. 2. Ф. М. Достоевский.«Преступление и наказание». Родион Раскольников создаёт свою теорию: мир делится на тех, «кто право имеет», т. е наличностей, и материал, «тварей дрожащих». Личность, по его теории, способна творить историю. Он вспоминает Магомета, Наполеона, других великих людей, которые во имя «великих», по их мнению, целей совершают злодеяния, льют кровь неповинных людей. Теория Раскольникова терпит крах. И в том, и в другом романах истинная свобода понимается как подчинение своих интересов интересам общества, в умении сделать правильный нравственный выбор. 3.Особенно ярко проблема свободы прослеживается в повести В. Быкова «Обелиск»: учитель Мороз, имея выбор остаться живым или погибнуть вместе с учениками, которых всегда учил добру и справедливости, выбирает смерть, оставшись нравственно свободным человеком.
Проблема бесчеловечного отношения к человеку в тоталитарном государстве 1. А. И. Солженицын.«Один день Ивана Денисовича».Главный герой произведения - простой русский человек, ничем не примечательный. Таких, как Шухов, в лагерях было очень и очень много. Перед нами предстают люди, которых судьба привела в концлагерь, часто это люди невиновные, не сделавшие ничего предосудительного. Читатель, проживший один день с персонажем, испытывает ужасное потрясение. Рассказы Солженицына помогают осмыслить роль простого человека в тоталитарном государстве. Русская действительность ХХ века была настолько страшна, что требовала преобразования. Писатель документально запечатлел в памяти своих современников и потомков всё, что стало школой жизни для целой страны. 2. М. Булгаков. «Мастер и Маргарита» Судьба Мастера в романе «Мастер и Маргарита» — пример трагической судьбы мечтателя в тоталитарном государстве. Мастер — образованный, высоконравственный человек. Беден его материальный мир, но очень богат мир духовный. Роман, который создаёт Мастер, написан на библейский сюжет. Роман, излагавший мысли, не соответствовавшие официальной точке зрения, был признан антисоветским. На создателя романа посыпалась критика, угрозы, донос, в результате Мастер становится душевнобольным. Герой романа Мастера — Иешуа — странник, проповедник христианских идей. Римская империя, в которой живёт Иешуа, тоже тоталитарное государство, оно похоже на то, в котором живёт Мастер, разница лишь во времени. Иешуа — умный, начитанный человек, цельная личность. Он не боится открыто проповедовать своё учение: все люди добрые, настанет царство истины. Его жизненная позиция не такая, какую проводит в жизнь духовенство и власть кесаря. Под страхом смерти Иешуа не отказывается от своих убеждений. За это его распинают на кресте. Понтий Пилат — второй герой романа Мастера — представитель власти кесаря. Ему приходится решать, как поступить с Иешуа. Человек умный, образованный, он видит в страннике большой ум, понимает его мысли. Пилат колеблется: с одной стороны он хочет спасти Иешуа, с другой — он боится кесаря. В конце концов чиновник и карьерист побеждают: Пилат отдаёт приказ о казни проповедника. Но прокуратора ждёт страшное возмездие: навечно у него будет отнят покой, ему суждено вести бесконечные беседы с Иешуа на лунной дорожке и мучиться от сознания своего преступления. Таким образом, М. Булгаков показал, что тоталитарное государство уродует судьбы не только его жертв, но и судьбы палачей.
Проблема патриотизма. Что такое подлинный и мнимый патриотизм?   1. Н. Толстой. «Война и мир». Одна из центральных проблем романа – истинный и ложный патриотизм. Любимые герои Толстого не говорят высоких слов о любви к родине, они во имя её совершают поступки: Наташа Ростова, не раздумывая, уговаривает мать отдать подводы раненым, князь Андрей Болконский получает смертельное ранения на Бородинском поле. Подлинный патриотизм, по мнению Толстого, в простых русских людях, солдатах, которые в минуту смертельной опасности отдают жизнь за Родину. Кутузов, Багратион, капитаны Тушин и Тимохин, Андрей Болконский и Пьер Безухов, Петя Ростов, Василий Денисов вместе с народом грудью встают на защиту родины. Всей душой любит родину и народ и Наташа Ростова. Отрицательные персонажи романа: князь Василий Курагин и его дети Анатоль, Ипполит и Элен, карьерист Борис Друбецкой, стяжатель Берг и другие — все они далеки от народа и заботятся только о своих личных выгодах. 2. Большинство книг о войне:М. Шолохов «Судьба человека», «Они сражались за Родину», Б. Васильев. «В списках не значился», «А зори здесь тихие», Василь Быков «Обелиск», «Сотников». Главная мысль всех, кто пишет о судьбах людей в суровых испытаниях такова: патриот не тот, кто постоянно говорит об этом. Настоящий патриот тих и скромно выполняет свой долг перед Родиной, не ожидая за это ни чинов, ни наград.
Проблема бездумного, жестокого отношения человека к миру природы. Как уберечь мир от эко­логической катастрофы? 1. В. Г. Распутин. «Прощание с Матёрой». Остров, на котором веками жили люди, хотят затопить. Рядом с проблемами экологии встают проблемы нравственного характера, исторической памяти. Действие повести происходит в деревне Матёра, которая вот-вот должна погибнуть: на реке возводят плотину для постройки электростанции, поэтому “вода по реке и речкам поднимется и разольется, затопит...”, конечно, Матеру. Судьба деревни решена. Молодежь без раздумий уезжает в город. У нового поколения нет тяги к земле, к Родине, она все стремится “перейти на новую жизнь”. Безусловно, то, что жизнь — это постоянное движение, изменение, что нельзя оставаться неподвижно на одном месте столетия, что прогресс необходим. Но люди всё же не должны терять связи со своими корнями, разрушать и забывать вековые традиции, перечеркивать тысячи лет истории, на ошибках которой им бы следовало учиться, а не совершать свои, иногда непоправимые. 2. М. Булгаков. «Роковые яйца»: профессор Персиков случайно вместо больших кур выводит гигантских гадов, которые грозят цивилизации. «Собачье сердце». Профессор Преображенский пересаживает собаке Шарику часть мозга человека, превращая вполне симпатичного пса в отвратительного Полиграфа Полиграфовича Шарикова. Нельзябездумновмешиваться в природу!
Проблема жестокости и гуманизма по отношению к животным 1.К. Троепольский. «Белый Бим, Черное Ухо»- это книга не просто о верном и до конца жизни преданном сеттере Биме, но и о злых и добрых людях, а также о взаимопонимании «двух миров»: человека и природы. Бим, оставшись без хозяина, бросается искать его, встречая на своём пути добрых и злых людей. Бим до последнего вздоха продолжал искать Иван Иваныча. В свои последние минуты жизни пёс царапался в дверь железного фургона долго-долго. Царапался до последнего дыхания. И как мало он просил! Свободы и доверия – больше ничего. Бим погиб… Совершенно безнаказанно, ни за что… 2.С. Есенин. «Песня о Собаке».Поэт ощущает себя частицей природы и видит в животных "братьев наших меньших". В его стихах о животных ярко выражено сочувствие ко всему живому на земле. Так, в "Песне о Собаке" автор показывает материнскую любовь суки к своим щенятам, а затем ее боль от потери их. Чувства этой собаки похожи на чувства женщины. И когда месяц над "хатой" показался ей "одним из ее щенков", она умирает от тоски.
  Влияние природы на человека. Почему не каж­дый человек воспринимает красоту природы?   1. А. С. Пушкин «Евгений Онегин».Кто из нас не знает прекрасных стихотворений А. С. Пушкина о природе. Это и «Зимнее утро», и «Осень», и «Зимний вечер»… Они по-особому влияют на каждого из нас. В романе «Евгений Онегин» также много пейзажных зарисовок, они помогают нам понять характеры главных героев. Евгению Онегину, выросшему в Петербурге с нянями и гувернёрами французами, природа неинтересна. Приехав в деревню, он только на короткое время поддался обаянию русской природу, а потом им опять овладела хандра.Любимая героиня Пушкина Татьяна Ларина выросла в деревне, на фоне прелестной русской природы. На всю деревенскую природу: на русскую весну, на русскую осень, на русскую зиму - Пушкин смотрит глазами Татьяны. Благодаря ей, любовно и трепетно воспроизведены гадания при луне, загадывание желаний при виде падающей звезды или поэзия русских святок со старой песней о затерянном мужицком рае. Картины природы в творчестве Пушкина полны любви к Родине, потому что можно любить лишь ту землю, ту красоту, среди которой вырос. 2. Л. Н. Толстой. «Война и мир». В романе “Война и мир” много пейзажных зарисовок. Природа в “Войне и мире” является" психологическим подтекстом, фоном. Тесным образом связана она с главными героями, отражая их душевное состояние. Князь Андрей, лежа на поле Аустерлица, смотрит в “доброе... высокое, бесконечное небо” и понимает, что небо, облака, земля — это вечное, высшее, главное. Человек живет одно лишь мгновение, всего лишь один краткий и сладостный миг. И по сравнению с вечностью невероятно ничтожно значение славы и честолюбия. Позже, в беседе в Богучарове на переправе, Пьер Безухов с жаром убеждает князя Андрея в необходимости жить, любить, верить. А природа, словно отражая состояние героев, усиливает художественный эффект сцены. “Пьер замолк. Было совершенно тихо. Паром давно пристал, и только волны течения с слабым звуком ударялись о дно парома. Князю Андрею казалось, что волны приговаривают: “Правда, верь этому”. И князь Андрей впервые после долгого периода фатальных, пессимистических раздумий переживает момент душевного озарения. И снова он видит небо, высокое, доброе, вечное, как символ божественного откровения. Но для возвращения к жизни князю Андрею необходимо было большее эмоциональное потрясение, чем то, которое он испытал в разговоре с другом. Возрождение его происходит в Отрадном, усадьбе Ростовых. По дороге к Ростовым, в лесу, Андрей Болконский замечает дуб, старый и уродливый, который упорно не хотел подчиняться влиянию весны. Он чувствует духовное единение с этим дубом, кажется себе отжившим своё. Ночью, глядя в окно, князь Андрей слышит разговор Наташи с Соней. Наташа любуется ночным небом, звездами и говорит, что хотела бы обнять себя руками за коленки и полететь... Светлые чувства девушки возрождают в душе князя Андрея ощущение молодости, чувство чего-то невыразимо прекрасного. Происходит катарсис, перерождение героя. На обратном пути, снова встретив дуб, покрывшийся молодой листвой, Андрей Болконский опять же соглашается с ним, говоря себе, что нужно жить.     действовать. В романе понимать природу, чувствовать её красоту могут только любимые герои Л. Толстого: князь Андрей, Наташа Ростова, Пер Безухов…А отрицательные персонажи романа, преподносимые автором в статичном состоянии, никогда не показаны на фоне природы, наверное, потому, что абсолютно безразличны к ней. 2.Произведения Тургенева. Роль пейзажа в них
Проблема сложности взаимоотношений лю­дей (гуманное отношение к окружающим людям, равнодушие к судьбе другого человека, нравст­венная ответственность человека перед другими людьми) 1. А. С. Пушкин. «Евгений Онегин». «Эгоист поневоле», Онегин равнодушен к судьбам других людей, делает несчастливыми и самого себя, и других людей. 2. М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени». 3. К. Г. Паустовский «Телеграмма». Девушка Настя, живя в Ленинграде, получает телеграмму о том, что её мать больна, но дела, которые кажутся ей важными, не позволяют её поехать к матери. Когда же она приезжает в деревню, оказывается слишком поздно: матери уже нет…. 4. В. Быков «Сотников». Проблема нравственного выбора: что лучше – спасти свою жизнь ценой предательства (как это делает герой повести Рыбак) или умереть не героем (никто не узнает о героической смерти Сотникова), но умереть с достоинством. Сотниковделаетнепростойнравственныйвыбор:гибнет, сохранивчеловеческийоблик.
Проблемадоброты, всепрощения. Проблема ответственности за свои дела. 1. М. А. Булгаков. «Мастер и Маргарита». Образ Иешуа соотносится с образом Иисуса Христа. Иешуа несёт в себе идею подлинной доброты и всепрощения. Он обо всех людях, даже о тех, кто причиняет ему боль и страдания, говорит: «Добрый человек», прокуратора Иудеи, обрекшего его на мучительную смерть, он прощает, уходя с ним в вечность. Образ прокуратора Иудеи символизирует то, как человек может быть наказан за трусость. Из-за трусости он невинного Иешуа отправляет на казнь, на страшные муки, за что страдает и на земле, и в вечной жизни. 2. А. И. Солженицын «Матрёнин двор».По-настоящему добра главная героиня рассказа Матрёна Васильевна. Она «помогала чужим людям бесплатно», а сама «за обзаводом не гналась»: не заводила «добра». Не имея собственных детей, берёт на воспитание дочь человека, которого когда-то любила (там шестеро!). Матрёна Васильевна живёт тихо и незаметно, ничего ни от кого не требуя. Её Солженицын назвал праведницей, без которой не стоит ни село, ни город, ни вся земля наша.
Проблема взаимоотношений «отцов» и «де­тей». Можно ли избежать конфликта поколений? В чем проявляется подлинная любовь родителей к детям (детей к родителям)?   1. И С. Тургенев. «Отцы и дети». Классическое произведение, в котором показана проблема непонимания между старшим и младшим поколениями. Евгений Базаров чувствует себя чужим и старшим Кирсановым, и своим родителям. И, хотя по собственному признанию, любит их, своим отношением приносит им огорчения. 2. К. Г. Паустовский «Телеграмма». Девушка Настя, живя в Ленинграде получает телеграмму о том, что её мать больна, но дела, которые кажутся ей важными, не позволяют её поехать к матери. Когда же она, осознав величину возможной потери, приезжает в деревню, оказывается слишком поздно: матери уже нет…
Материнская любовь. Что такое материнская любовь. Кукую роль играет мать в нашей жизни? Как нужно относиться к матери?   1. Мать Григория Мелехова из романа М. Шолохова «Тихий Дон». Незабываем образ матери Григория — Ильиничны. Вся жизнь ее прошла в труде. Немало побоев приняла она от буйного и своенравного мужа, немало тревог познала, немало потерь перенесла она за годы войн: империалистической и гражданской. Ильинична — скромная и трудолюбивая женщина, она обладает мудрым умом, мужественным и твердым характером, большим, любящим сердцем. Вечная труженица, «мудрая и мужественная старуха», с руками, загрубелыми от многолетней работы, с лицом, «сплошь опутанным паутиной морщин», Ильинична, несмотря на суровую жизнь с доходившим до беспамятства в своей жестокости мужем, сохранила и через все горести и тяготы пронесла нравственную чистоту и природную мудрость, сердечную чуткость и проницательность. В любви к людям, честности и мужестве она воспитывала и своих детей. 2. 2. Матрёна Тимофеевна из поэмы Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».Символом материнской любви можно считать Матрёну Тимофеевну. Много горя она повидала на своем веку много горя: терпела приставания управляющего, пережила смерть первенца Демушки, которого, по недосмотру Савелия, загрызли свиньи. М.Т. не удалось вытребовать тело сына и его отправили на вскрытие. Позже другому сыну героини, 8-милетнему Федоту, грозило страшное наказание за то, что он скормил чужую овцу голодной волчице. Мать, не раздумывая, легла под розги вместо сына. Не задумываясь, жертвует героиня собой ради детей. 3. Рассказ К. Г. Паустовского «Телеграмма» —это не банальное повествование об одинокой старушке и невнимательной дочери. Паустовский показывает, что Настя отнюдь не бездушна: она сочувствует художнику Тимофееву, тратит много времени на устройство его выставки. Как же могло случиться, что заботящаяся о других Настя проявляет невнимание к родной матери? Оказывается, одно дело — увлекаться работой, делать ее от всего сердца, отдавать ей все силы, физические и душевные, а другое — помнить о близких своих, о матери — самом святом существе на свете, не ограничиваясь только денежными переводами и короткими записками. Вот такого испытания на истинную человечность Настя не выдерживает. «Она подумала о переполненных поездах, о тягучей, ничем не скрашенной скуке сельских дней — и положила письмо в ящик письменного стола». Гармонии между заботами о «дальних» и любовью к самому близкому человеку Насте достигнуть не удалось. В этом трагизм ее положения, в этом причина чувства непоправимой вины, невыносимой тяжести, которое посещает ее после смерти матери и которое поселится в ее душе навсегда.Вероятно, смерть старой одинокой женщины, по сути, брошенной своей дочерью, послужит уроком молоденькой учительнице, недавно приехавшей в деревню: ведь в городе у нее осталась мать, «вот такая же маленькая, вечно взволнованная заботами о дочери и такая же совершенно седая».
Проблема любви/ревности, дружбы/преда­тельства   1.А. С. Пушкин.«Евгений Онегин» 2.Каждый раз, когда Пушкин писал о любви, его душа просветлялась. В стихотворении«Я вас любил…» чувство поэта тревожно, любовь ещё не остыла, она живёт в нём. Светлая печаль вызвана безответным сильным чувством. Он признаётся любимой, и как сильны и благородны его порывы: «Я вас любил безмолвно, безнадёжно, То робостью, то ревностью томим…» Благородство чувств поэта, окрашенных светлой и тонкой грустью, выражено просто и непосредственно, тепло и, как всегда у Пушкина, чарующе музыкально. Вот истинная сила любви, которая противостоит суете, равнодушию, серости! 3.М. Ю. Лермонтов.«Герой нашего времени». 4. И С. Тургенев.«Отцы и дети». 5.И А. Гончаров. «Обломов». 6.И С. Тургенев.«Отцы и дети». 7.Андрей Болконский и Пьер Безухов в романе Л.Н.Толстого «Война и мир» - люди «кристально честной, хрустальной души». Они составляют духовную элиту, нравственное ядро до «мозга костей» прогнившего общества. Это друзья, их связывает живость характера и души. Оба ненавидят «карнавальные маски» высшего света, взаимно дополняют друг друга и становятся необходимы друг другу, несмотря на то, что такие разные. Герои ищут и познают истину – такая цель оправдывает ценность их жизни и дружбы.
Проблемавосприятияискусства 1. Л. Н. Толстой «Война и мир».Наташа Ростова училась пению, обладала чудесным голосом. Когда Николай Ростов, проигравший крупную сумму денег и находившийся из-за этого в удручённом состоянии, слышит её пение, мир преображается. Князь Андрей, услышав пение Наташи, почувствовал, что к его горлу подступают слёзы, «возможность которых он за собой не знал». 2. А. И. Куприн «Гранатовый браслет».О том, как может воздействовать искусство на душу человека, пишет А. И. Куприн в «Гранатовом браслете». Княгиня Вера Шеина, вернувшись после прощания с Желтковым, покончившим жизнь самоубийством, чтобы не тревожить ту, которую так любил, просит подругу-пианистку сыграть ей что-нибудь, не сомневаясь, что услышит то бетховенское произведение, послушать которое завещал ей Желтков. «Она почти ни одной секунды не сомневалась в том, что Женни сыграет то самое место из Второй сонаты, о котором просил этот мертвец с смешной фамилией Желтков. Так оно и было. Она узнала с первых аккордов это исключительное, единственное по глубине произведение. И душа ее как будто бы раздвоилась. Она единовременно думала о том, что мимо нее прошла большая любовь, которая повторяется только один раз в тысячу лет». И в уме ее слагались слова. Они так совпадали в ее мысли с музыкой, что это были как будто бы куплеты, которые кончались словами: “Да святится имя твое”. Удивительная музыка, будто бы подчиняясь ее горю, продолжала: “Успокойся, дорогая, успокойся, успокойся. Ты обо мне помнишь? Помнишь? Ты ведь моя единая и последняя любовь. Успокойся, я с тобой. Подумай обо мне, и я буду с тобой, потому что мы с тобой любили друг друга только одно мгновение, но навеки. Ты обо мне помнишь? Помнишь?.. Вот я чувствую твои слезы. Успокойся. Мне спать так сладко...” Вера, вся в слезах, говорила: “Нет, нет, он меня простил теперь. Всёхорошо”.
Проблема восприятия красоты. Что такое истинная красота? Что поможет воспитать эстетический вкус чело­века? Проблемадуховности в искусстве.   .   1.Л. Н. Толстой «Война и мир».В романеподнимается проблема истинной красоты. Красота физическая, такая, как у Элен, у Анатоля Курагина, - это внешнее, Толстому гораздо важнее видеть человека с богатым духовным миром, недаром все его любимые герои вовсе не красавцы внешне: Наташа Ростова в начале – «некрасивая, но живая девочка», впоследствии она хороша собой, но именно благодаря своей искренности. Княжна Марья и вовсе некрасива, порой даже дурна собой, но в момент душевного волнения мы видим её прекрасные глаза, отражающие душу, и сама она становится прекрасной. Пьер – толстый, неуклюжий человек, но он любим многими своим стремлением «быть вполне хорошим». Князь Андрей красив, но не той броской бездушной красотой, которая присуща Анатолю. Что же такое истинная красота? У Л.Н. Толстого на этот вопрос ответ однозначный: истинная красота - это красота нравственная, чуткая совесть, доброта, душевная щедрость  
  Почему следует беречь памятники культуры?     Образ Москвы появляется в повести М. Булгакова «Собачье сердце», действие романа «Мастер а Маргарита» происходит в Москве 30-х годов. Москвичи Булгаковым изображены сатирически, а вот саму Москву писатель любит, хотя с тревогой говорит о том, что может быть с прекрасным городом. В этом отношении интересны размышления профессора Преображенского, героя «Собачьего сердца» о разрухе: «Так я говорю: почему, когда началась вся эта история, все стали ходить в грязных калошах и валенках по мраморной лестнице! Почему калоши до сих пор нужно запирать под замок и еще приставлять к ним солдата, чтобы кто-либо их не стащил? Почему убрали ковер с парадной лестницы? Разве Карл Маркс запрещает держать на лестнице ковры?... Что такое эта ваша разруха? Старуха с клюкой? Ведьма, которая выбила все стекла, потушила все лампы? Да ее вовсе и не существует. Что вы подразумеваете под этим словом? - яростно спросил Филипп Филиппович у несчастной картонной утки, висящей кверху ногами рядом с буфетом, и сам же ответил за нее. - Это вот что: если я, вместо того, чтобы оперировать каждый вечер, начну у себя в квартире петь хором, у меня настанет разруха! Если я, входя в уборную, начну, извините меня за выражение, мочиться мимо унитаза и то же самое будут делать Зина и Дарья Петровна, в уборной получится разруха. Следовательно, разруха не в клозетах, а в головах!» Эти слова можно отнести и к тому, что мы стали равнодушны к памятникам архитектуры, а ведь в них частица истории народа.
  Образ Москвы в произведениях литературы 1.О Москве писали наши классики. «Москва... Как много в этом слове для сердца русского слилось, как много в нем отозвалось», -восторженно писал о Москве Пушкин.Именно в Москве он создал ряд своих произведений – стихотворение"Стансы", "Кавказ"и многие другие. Наиболее широко облик современной поэту Москвы воспроизведён в 7 главе "Евгения Онегина":здесь есть и картины московских улиц: «Мелькают мимо будки, бабы, Мальчишки, лавки, фонари, Дворцы, сады, монастыри…», и ироничные зарисовки московского "света", и исполненные лиризма строки: «Как часто в горестной разлуке, В моей блуждающей судьбе, Москва, я думал о тебе! Москва... как много в этом звуке Для сердца русского слилось! Какмного в нём отозвалось!»2.Поэтические картины Москвы времен Ивана Грозного воспроизведены в поэме «Песня... про купца Калашникова» М.Ю. Лермонтовым: «Над Москвой великой, златоглавою, Над стеной кремлевской белокаменной… Заря алая подымается…». Тема Москвы раскрывается в стихотворении Лермонтова «Бородино». В поэме «Сашка» поэт писал: «Москва, Москва!.. люблю тебя как сын, Как русский, - сильно, пламенно и нежно!»
    Как влияет телеви­дение на человека?   1.Говорить только о негативном влиянии телевидения на человека тоже нельзя. К просмотру передач нужно подходить с выбором, стараться смотреть те передачи, которые тебе нужны, интересны. В то же время большинство журналистов справедливо пишут о том, что современное телевидение становится всё больше коммерческим. Так, журналистка Наталья Тарновская в одной из газет пишет: «коммерциализация СМИ в последние десятилетия привела к тому, что с экранов телевизоров и глянцевых страниц на подрастающее поколение хлынул поток развлекательных продуктов, мягко выражаясь, не самого высокого качества». 2.Журналист Александр Смирнов также отмечает негативные процессы в СМИ и на телевидении: «Сегодня особую остроту обрела проблема телевизионного насилия. Практически во всех современных сериалах, фильмах и даже мультфильмах существует насилие. Существует множество исследований, результаты которых свидетельствуют, что просмотр сцен насилия по телепрограммам и фильмам, связан с последующей агрессией». С другой стороны, Замечает журналист, телевидение - это неотъемлемый элемент культуры ХХ века. Телевидение и интернет, постоянно развиваясь, увеличивает возможности участия людей в разных событиях и делает каждого человека в отдельности частью одного большого события в мире. Помимо негативного влияния, СМИ оказывает на людей следующие позитивные моменты:СМИ держит нас в курсе всех происходящих событий, таким образом, утоляя «информационный голод», повышает общую культуру населения, служит для взаимного информирования властей и населения. Чтобы влияние СМИ и телевидения были позитивными, нужно формировать культуру общества.
Какова роль книги в жизни человека? Пробле­ма выбора книг для чтения. Почему молодежь ста­ла меньше читать? 1. Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин».Татьяна Ларина много читала. Сегодня мы часто говорим, что книги, прочитанные ею, - это романтические любовные романы, но вспомним, что среди этих авторов этих книг великие имена Руссо, Гёте. Евгений Онегин, разочаровавшись в светской жизни, «отрядом книг уставил полку, читал, читал, а всё без толку…». Но когда он после убийства Ленского покидает деревню, Татьяна идёт в его имение, там она находит книги, которые, видимо, любил Онегин. Татьяна видит пометки, сделанные Онегиным, то есть читателем Онегин был вдумчивым. 2. К.Г.Паустовский. "Золотая роза".Несмотря на прошедшие десятилетия, слова К.Г. Паустовского по-прежнему звучат актуально: «Человек, любящий и умеющий читать, – счастливый человек. Он окружен множеством умных, добрых и верных друзей. Друзья эти – книги». 3.«Всем хорошим я обязан книге», - так говорил Максим Горький.  
  Роль интернета в современной жизни   Всегда ли полезно скорочтение? 1. В одном из молодёжных инфрмационно-развлекательных журналовнаписано: «Компьютер всегда может помочь со сбором информации и, конечно, многое может ускорить и упростить, но заменить книгу он не сможет никогда! Ведь общение с ней – это не просто получение знаний, чтение – это совершенно другое. Когда берешь в руки книгу и начинаешь аккуратно перелистывать ее страницы, погружаешься в волшебный мир. В этом, только твоем книжном мире, есть своя прелесть, своя энергетика. Книга сопровождает современного человека всю жизнь. Ведь почти у каждого из нас в воспоминаниях детства присутствует «книжка с картинками» – сборник стихов или сказок. Книга – это теплая вещь, у нее есть свой запах, свой цвет, у каждой по-особому шуршат страницы. Погружаясь в чтение, ты с одной стороны, остаешься наедине с самим собой, а с другой – попадаешь в мир фантазии и воображения. Ты можешь представить своего любимого героя таким, каким захочется именно тебе. Чтение книг учит, лечит, развивает воображение, доставляет радость и удовольствие, заставляет думать и переживать, успокаивает и удивляет. Все это вовсе не означает, что я против прогресса. Для современной молодежи компьютер – это не только источник информации, но и помощь в изучении различных школьных дисциплин, в расширении кругозора. Кроме того, компьютер – это удобный способ общения со сверстниками, а зачастую при затруднении живого общения еще и хороший друг. Но вместе с тем я твердо знаю: в мире существуют традиции, заложенные тысячелетиями, которые не сможет отменить ни одна высокая технология, ни один компьютер, ничто на свете. Они были, есть и будут. Нет никаких сомнений в том, что книга никуда не исчезнет, как не исчезнут театр, живопись, классическая музыка, архитектура, – одним словом, настоящая культура. Более того, я совершенно уверена, что будущее за настоящим искусством, в том числе, и за книгой. А компьютер станет лишь умным, высокотехнологичным дополнением этих знаний, накопленных веками». 2.Интернет уже давно играет важную роль в нашей повседневной жизни. Он является для нас источником информации, поку


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: