Понятие коммуникации. Структура и функции
Категория коммуникации как предельно общее понятие. Отражающее наиболее существенные характеристики современной социальной действительности появилось в науке в начале XX века. Роль коммуникации в обществе обусловлена тем, что без них общество представляет собой скопление индивидов.
Интерес к явлениям и процессам расширил понимание коммуникации. И определил коммуникацию как соц. явление и тип взаимодействия между людьми. В начале 1959 г американский ученый Юрген Рюш выделил 40 различных подходов к коммуникации в разных сферах, включая архитектуру, антропологию, психологию, политику и многие другие.
Коммуникация – (делаю общим, связываю, общаюсь) - 1) путь сообщения, связь одного места с другим. 2) Общение, передача информации от человека к человеку – специфическая форма взаимодействия людей в процессах их познавательно-трудовой деятельности, осуществляющаяся главным образом при помощи языка (реже при помощи др. знаковых систем).
В обобщённой трактовке содержания этого понятия в указанных изданиях получается примерно следующее: коммуникация – в широком смысле – обмен информацией между субъектами через посредство общей системы символов, который может осуществляться вербальными и невербальными средствами.
В узком: общение, передача информации.
В биологическом мире коммуникация неотделима от информации. Удовлетворение биологических потребностей. (на первичном уровне).
Коммуникация осуществляется общением. Характерна и для животных (муравьиные сообщества, стаи хищных животных, пчелиный рой, брачные танцы птиц, токование глухаря и др.), и для механизмов, т.е. созданных человеком технических устройств (автоматические системы управления, транспортные системы, телеграфные и телефонные линии связи и т. п.).
Для возможности коммуникации необходимы следующие компоненты:
- наличие двух или более субъектов коммуникации;
- наличие хотя бы у одного из субъектов коммуникации (отправителя, передатчика) некоторого смысла, который, по его мнению, необходимо или возможно сообщить другим субъектам коммуникации (приёмникам);
- возможность или способность отправителя каким-либо образом (звуками, знаками и т. п.) материализовывать (оформлять, кодировать) этот смысл и превращать его в формализованное сообщение;
- наличие линий (каналов) связи и возможности пользоваться этими линиями связи, посылая по ним сообщения, у субъектов коммуникации;
-возможность или способность субъектов коммуникации (получателей) дематериализовывать (перекодировать) получаемые сообщения и воспринимать (понимать) обозначаемое в них содержание.
В самом широком смысле цель коммуникаций на предприятии - осуществление изменений, влияние на деятельность таким образом, чтобы достичь процветания предприятия.
Существует две основные функции коммуникации: информационная и личностная. Первая осуществляет процесс движения информации, вторая - взаимодействие личностей.
Классификация коммуникации
Коммуникации можно классифицировать по множеству различных показателей.
По отношению к организации коммуникации бывают двух типов: внешние и внутренние. Они отражают целостность управляемой системы и одновременно ее открытость, приоритетность действий работников фирмы, стиль управления менеджера, ситуации взаимодействия фирмы с другими объектами.
Коммуникации могут быть одноканальные и многоканальные. Каждый человек имеет разнообразные интересы, которые и определяют множественность его коммуникаций. Но в определенной деятельности человека его интересы могут сводиться к одному типу связей. Это бывает при очень узкой специализации деятельности или очень ограниченных полномочиях. Это часто отражает и определенный стиль управления: управление по ограниченному составу проблем или суженной задаче.
Коммуникации могут быть устойчивыми и неустойчивыми.
Коммуникации могут быть формальными и неформальными. Формальные коммуникации отражают связи, необходимые для выполнения функций и полномочий, связи, определяемые характером и системой распределения функций.
По условиям возникновения и характеру проявления в деятельности человека коммуникации могут быть ситуационными и постоянными.
Коммуникации могут быть мнимыми и реальными.
Фронтальная коммуникация - вид коммуникации, при которой трансакции идут в одном направлении от говорящего ко многим слушающим, по принципу «один говорит — остальные молчат». Если, например, во время лекции студент задаёт лектору вопрос, то при этом между студентом и лектором может возникнуть диалог, но вид коммуникации остаётся фронтальным, так как в то время, когда один из них говорит, принцип «один говорит — остальные молчат» сохраняется.
Диалог - вид коммуникации, при которой трансакции идут в обоих направлениях между двумя собеседниками.
Опосредованная коммуникация - вид коммуникации, при которой трансакции идут в обоих направлениях через информацию, зафиксированную в каком-либо виде, например, через текст, звуко- или видеозапись, рисунок или схему.