Одним из главных факторов риска для жизненного успеха, благополучия и здоровья современного человека является стресс. Стресс стал типичным явлением, сопутствующем человеку в созданных им самим условиях жизни. Существенно снижается работоспособность, ухудшается здоровье, увеличивается вероятность принятия ошибочных решений, провоцируются конфликтные ситуации.
Стресс-менеджмент (от англ. stress-management – управление давлением, напряжением) – грамотное управление своим состоянием и поведением во время сильного физического или психологического напряжения. Такое напряжение зачастую значительно снижает эффективность, влияя на эмоциональное, физическое и интеллектуальное состояние. Сверхнагрузки поглощают силы, необходимые в деятельности. Постоянное перенапряжение провоцирует состояние хронической усталости, сопровождаемое потерей интереса к работе и не возможностью восстановиться даже после продолжительного отдыха.
Стресс как процесс, состоит из трех элементов: стрессоров (события, с которыми человек сталкивается), реакций человека (психологических, физических или поведенческих) на стресс и копинг-поведение, которое человек использует для преодоления стресса.
Существует три основных стратегии стресс-менеджмента:
- Уход от стрессовых факторов – самый быстрый и простой вариант, но в случае, когда от проблемы невозможно или не хочется уходить, он не применим. К тому же исключить стрессоры полностью невозможно.
- Изменение стрессовых факторов – в случае, когда мы хотим и способны повлиять на проблему и готовы затратить на процесс изменения определенные ресурсы;
- Изменение отношения к стрессовым факторам – требует наибольших психологических усилий.
ЦЕЛЬ: Отработка практических навыков управления стрессом.
Участники: Учебная группа. Студенты группы 13301.50 Психологического факультета.
Активность, (тайминг) | Содержание/инструкция | Материалы |
Введение в тренинг (5 минут) | -Приветствие -Установление контакта с группой | |
Теоретическая часть (5 минут) | -Ознакомление с основными понятиями тренинга. | Раздаточный материал |
Мини-дискуссия «Плюсы и минусы стресса» (15 минут) | Группа делится на две подгруппы. Первая подгруппа должна в ходе группового обсуждения выявить и записать негативные последствия стресса, а другая - позитивные стороны стресса (чему мы учимся, преодолевая стресс, что мы можем узнать о себе и своих ресурсах, преодолевая трудные ситуации). После того как группы справятся с этим заданием, устраивается дискуссия, во время которой ответы-аргументы групп чередуются. | Листы для записи, пишущие принадлежности. |
«Стресс в моей жизни» (25 мин) | Участникам раздаются карточки, на которых зафиксированы различные жизненные ситуации, являющиеся стрессорами:(болезнь, измена, ссора с близкими, дорожная пробка, публичное выступление, домашние неприятности, потеря кошелька, когда не совершил запланированное, выговор от декана). В полной тишине и не показывая карточки друг другу, участники должны выстроиться в шеренгу. Каждый занимает то место, которое, на его взгляд, соответствует силе воздействия указанного в карточке стрессора. Таким образом, первым в шеренге должен оказаться самый сильный стрессор. После того как все участники найдут свое место в строю, тренер просит обменяться информацией и, проранжировав стрессоры теперь уже сообща, снова выстроиться в шеренгу. Обсуждение: Группа обсуждает, с чем может быть связано изменение порядка расстановки участников, почему одну и ту же ситуацию одни участники причисляют к наиболее стрессогенным, а другие — к нейтральным или вовсе не травмирующим событиям. | Карточки с указанием ситуаций – стрессоров. |
«Вредные советы». (10 минут) | Участники делятся на две команды и сообща готовят "советы" команде соперников на тему: "Преодоление стресса наоборот". | Бумага для записей |
«Я злюсь, когда...» (7-10 минут) | Каждому участнику выдается лист А4. Каждый участник записывает ситуацию, в которой он обычно сильно ЗЛИТСЯ. Каждый участник по кругу (или по желанию) производит следующие действия: резко мнет лист, одновременно говорит фразу: «Я ЗЛЮСЬ, когда...», после чего бросает скомканный лист на сере дину комнаты. | Листы бумаги формата А4 |
Обратная связь |
Требования к ведущему:
- Знать теоретическую базу (Определением, стадиями, видами стресса. Стратегиями стресс – менеджмента, знанием копинг- стратегии и т.д.)
- Уметь работать с группой и в группе. Уметь руководить процессом взаимодействия участников. Снимать обратную связь.
- Быть готовым к ответам на вопросы от участников, и при необходимости вовремя реагировать на изменяющиеся условия.
- Должен обладать высокой стрессоустойчивостью и владеть приемами саморегуляции.
Аннотация тренинга:
- Тренинг направлен на изучение участниками понятия стресса, его специфики, основных категорий, а также ознакомление с некоторыми методами снятия напряжения и повышения стрессоустойчивости.
Список источников:
1. Практикум по психологии - Гремлинг С., Ауэрбах С. - Практикум по управлению стрессом 2002.
2. Полякова О. Н. Стресс. Причины, последствия, преодоле ние. СПб.: Речь, 2008.
3. Шермерорн Дж., Хант Дж., Осборн Р. Организационное поведение. - СПб.: Питер, 2006.
4. Шульц Д. и Шульц С. Психология и работа. - СПб.: Питер, 2003.
5. Брайш Д., Джонс Ф. Стресс. Теории, расследования, мифы. СПб.. 2003.
6. Монина Г. Б., Раннала Н. В.
М77 Тренинг «Ресурсы стрессоустойчивости ™». — СПб.: Речь, 2009