Создание развивающей образовательной среды в начальной школе
В рамках реализации ФГОС
Под средой в педагогике понимается совокупность окружающих человека общественных, материальных и духовных условий его существования и деятельности.
Воспитание и развитие ребенка зависит не только от того, как организовано его воспитание и развитие, но и от того, в каком окружении он растет.
Среда должна выполнять образовательную, воспитательную, развивающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции.
Учебный кабинет начальных классов предназначен для:
ü проведения уроков;
ü организации досуга во время перемен;
ü организации занятий в ГПД, проведения факультативных и кружковых занятий;
ü проведения внеклассных мероприятий;
ü проведения олимпиад и конкурсов.
В основном уроки в начальной школе проводят в одном кабинете, часть уроков может проводиться в специализированных кабинетах (чаще всего это уроки физ-ры и музыки). В соответствии с этим кабинеты оснащаются необходимым оборудованием.
Образовательное пространство современной начальной школы с учетом нового ФГОС НОО должно включать в себя два пространства: игровое и учебное.
Учебная зона.
Учебная зона включает в себя трехсекционную магнитную доску, интерактивную доску, компьютер, проектор, столы (или парты) и стулья для учеников, рабочее место учителя. Хорошо, если в классе есть конторка - письменный стол с наклонной доской на высоких ножках для работы стоя.
Игровая зона.
Игровая зона предназначена для организации предметных и сюжетно-ролевых игр.
Желательно, чтобы в игровом уголке были:
- различные конструкторы (в том числе плоскостные, конструкторы LEGO серии «Мир вокруг нас», «Построй свою историю», управляемые роботы); строительные наборы (деревянные и пластмассовые) и т.п.;
- дидактические игры, развивающие познавательные и сенсомоторные процессы (в том числе шнуровки, мозаика, пазлы и т.п.);
- игры по правилам: шахматы, шашки, настольные игры;
- игрушки;
- наборы настольного театра.
В зоне отдыха могут находиться телевизор, DVD-проигрыватель, магнитофон.
Хорошо, если в кабинете есть инд. коврики (или ковер), чтобы дети могли играть сидя.
Желательно организовать в классномпомещении спортивно-оздоровительную зону.
Для организации отдыха на переменах и на прогулках хорошо иметь в кабинете мячи, кегли, скакалки, ракетки, резинки для прыжков, массажные мячи и коврики (можно даже повесить шведскую стенку) и т.п.
Эффективность спортивно-оздоровительной зоны очень высока. Любой ребенок, почувствовав усталость во время занятий, может пройти в спортивный уголок и самостоятельно сделать массаж стоп на массажном коврике, повисеть на перекладине гимнастической стенки, просто полежать на ковре.
Важно и оформление "зеленого уголка " в классе, т.к. позволяет решать задачи экологического и трудового воспитания.
Учебный процесс необходимо организовать так, чтобы, с одной стороны, успешно решались образовательные, развивающие и воспитательные задачи, а с другой – не наносился вред здоровью обучающихся.
Поэтому важно соблюдать правила материального обустройства учебных занятий.
Функционирование каждого элемента предметного пространства.
Если висят часы - они должны показывать точное время. Если поставлены цветы, они должны быть живыми и хорошо ухоженными. Если встроено техническое устройство, оно должно работать. Если в шкафах выстроен ряд книг, то эти книги должны быть использованы в учебной работе.
Правильное и удобное размещение мебели, демонстрационных стендов, полок для учебных пособий и наглядного материала.
Мебель служит людям, но не люди пристраиваются к расположению мебели.
Классное помещение д.б. оборудовано шкафами для хранения учебных пособий, индивидуальных принадлежностей учащихся (наличие места для хранения инд. принадлежностей способствует выработке навыков самообслуживания), игр и игрушек, средств для хоз. нужд. Желательно иметь в классном кабинете зеркало.
Стены не должны быть перегружены стендами. Достаточно классного уголка и стенда для творческих работ учащихся. В классном уголке д.б. обязательно государственная символика и информация по ПДД.
Демонстрация творчества очень важна для детей, это подчеркивает значимость их труда. Работы нужно представлять эстетично (аккуратно подписанными и аккуратно расположенными).
Важно помнить, что каждый стенд - совместное поле деятельности учителя и учеников.
На стене, где висит ученическая доска, размещают демонстрационные таблицы (алфавит, «лента памяти», числовая прямая, таблицы с названиями компонентов и результатов а.д.).
Остальные демонстрационные пособия д.б. сменными, т.к. постоянно висящая экспозиция перестает воздействовать на учащихся.