Сущность и функции хозяйственного механизма.
Движущей силой экономики в целом и отдельно взятых организаций в частности является экономический интерес. Этот интерес находит свое выражение в экономической выгоде, которая принимает различные формы. Для собственника и предпринимателя выгода состоит в получении прибыли, для работника - в современной и обоснованной (исходя из условий жизни) оплате труда, для членов некоммерческих организаций — в удовлетворении потребностей в благах, получение которых было целью при создании этой организации. Экономический механизм является формой проявления экономических интересов субъекта хозяйствования как на макро-, так и на микроуровне.
Хозяйственный механизм определяется как совокупность различных форм и методов управления для сознательного, целенаправленного воздействия на экономику с целью повышения эффективности субъекта хозяйствования, в т.ч. ОП.
Хозяйственный механизм организаций торговли является подсистемой хозяйственного механизма всего народнохозяйственного комплекса. Как экономическая категории хозяйственный механизм организаций торговли представляет собой совокупность форм, методов и инструментов хозяйствования, посредством которых регулируется торговая деятельность и достигаются высокие конечные результаты.
Функционирование хозяйственного механизма организаций торговли и ОП должно осуществляться с соблюдением ряда требований.
Применительно к условиям формирования рыночной экономики их можно сформулировать следующим образом:
• ориентация всех структурных звеньев хозяйственного механизма на достижение высокого конечного результата с минимальными затратами. Для торговой отрасли это означает наиболее полное удовлетворение платежеспособного спроса населения, повышение качества его торгового обслуживания при экономии текущих затрат и рациональном расходовании ресурсов торговых организаций;
• обеспечение самостоятельности и самоокупаемости каждой структурной единице и подразделению торговых организаций
• использование новых научных подходов и разработок в практике экономического хозяйствования торговых организаций. В частности, это касается разработки и использования бизнес-планов каждым хозрасчетным подразделением организаций торговли, применения прогрессивных методов в практике планирования объемов торговой деятельности, передовых форм оплаты и стимулирования труда и др.;
• четкое соблюдение временного фактора в отношении функционирования всех структурных звеньев хозяйственного механизма, что прежде всего должно касаться перестройки механизма экономического регулирования торговой деятельности применительно к рыночной экономике;
• обеспечение единого взаимосвязанного функционирования хозяйственного механизма торговых организаций, реализация комплексного подхода к его совершенствованию.
Только такой подход позволит обеспечить увеличение масштабов деятельности, эффективное использование имеющихся ресурсов, повышение качества реализуемой продукции, снижение цен на эту продукцию и достижение других целей с учетом конкуренции на рынке товаров и услуг.
Организация самостоятельно выбирает формы хозяйствования и виды деятельности, анализирует и планирует объемы своей работы, развивает стратегические и текущие цели социально-экономического развития, выбирает формы, порядок организации и оплаты труда работников, распределяет чистую прибыль, развивает предпринимательство и решает ряд других вопросов, связанных с ведением и управлением хозяйственной деятельности.
Структура хозяйственного механизма организаций торговли в т.ч. ОП
Структура хозяйственного механизма организаций торговли, в том числе ОП организаций включает следующие основные звенья:
• хозрасчетные отношения, основанные на самоокупаемости и самофинансировании организаций торговли. В условиях рыночной экономики это звено хозяйственного механизма выступает на первый план, несколько отодвигая такой структурный элемент, как планирование;
• планирование и прогнозирование хозяйственной деятельности организаций торговли;
• хозрасчетное стимулирование, предполагающее ряд экономических рычагов и стимулов;
• организационная структура управления организаций торговли.
Хозрасчетные отношения представляют собой метод ведения и управления торговой деятельностью, основанный на соизмерении в стоимостном выражении затрат и результатов труда, а также предусматривающий не только возмещение расходов, но и получение прибыли.
Главной целью реализации хозрасчетных отношений является повышение эффективности торговой деятельности на базе рационального и экономного использования всех видов ресурсов.
Экономическая сущность хозрасчетных отношений раскрывается через их принципы. Косновным принципам хозяйственного расчета традиционно относятся следующие:
1. Хозяйственно-оперативная самостоятельность торговых организаций, которая заключается в их экономической обоснованности. Этот принцип предполагает наличие у торговых организаций обособленного имущества, возможности осуществления самостоятельного планирования и самостоятельного выбора партнеров (поставщиков товаров, кредитных учреждений, рекламных агентств, ремонтных организаций); статуса юридического лица.
2. Самоокупаемость и самофинансирование торговой деятельности. Самоокупаемость является первой ступенью хозрасчета и предполагает покрытие расходов (или текущих затрат) доходами. Самофинансировавание - это более высокая ступень хозрасчета, которая предполагает не только покрытие текущих затрат, но и получение достаточной прибыли для расширения объемов деятельности.
3. Материальная заинтересованность в торговой деятельности, которая заключается в получении максимального хозрасчетного дохода при минимальных нитритах. Хозрасчетный доход - это экономическая категория, которая выражает конечный результат деятельности организации, остающийся в ее распоряжении и представляющий собой сумму фонда заработной плиты vi прибыли, остающейся в организации.
4. Материальная ответственность предполагает несение ответственности торговой организацией и ее работниками за нерациональное использование всех видов ресурсов, а также возмещение прямых убытков партнерам за счет текущего дохода и резервов (например, па нерациональное использование кредита начисляется пеня).
5. Экономическая ответственность - понятие более широкое, чем материальная ответственность, при обретающее актуальность в условиях рыночной конкуренции. Экономическая ответственность означает, что организация за принимаемые решения отвечает также режимом хозяйствования и степенью доверия, используя при этом не только денежные резервы, но и собственность, что грозит банкротством.
6. Социальная ответственность предполагает поддержание и сохранение авторитета торговой организации, ее имиджа на рынке.
7. Денежный и финансовый контроль за хозяйственной деятельностью торговых организаций.
Хозрасчет выступает в двух формах: полный и внутренний.
Для полного хозрасчета соблюдаются все семь принципов.
Для внутреннего хозрасчета изменяется содержание 1-го и 2-го принципов. Первый принцип - хозяйственно-оперативная самостоятельность торговой организации, ограниченная контролем со стороны вышестоящего звена (потребкооперация, госторговля, ведомственная торговая организация). Второй принцип - самоокупаемость.
Внутренний хозрасчет - это составная часть полного хозрасчета, которая охватывает систему экономических отношений хозяйственных единиц и структурных подразделений между собой, а также с вышестоящими организациями. Внутренний хозрасчет выступает в следующих формах:
• хозрасчет хозяйственных единиц (магазин, столовая);
• хозрасчет структурных подразделений (участок, цех);
• хозрасчет бригад (отделов);
• коллективный подряд с элементами внутреннего хозрасчета (бригадный и арендный подряд).