Структура хозяйственного механизма организаций торговли в т.ч. ОП




Сущность и функции хозяйственного механизма.

Движущей силой экономики в целом и отдельно взя­тых организаций в частности является экономический интерес. Этот интерес находит свое выражение в эконо­мической выгоде, которая принимает различные фор­мы. Для собственника и предпринимателя выгода со­стоит в получении прибыли, для работника - в совре­менной и обоснованной (исходя из условий жизни) оплате труда, для членов некоммерческих организаций — в удовлетворении потребностей в благах, получение ко­торых было целью при создании этой организации. Экономический механизм является формой проявле­ния экономических интересов субъекта хозяйствова­ния как на макро-, так и на микроуровне.

Хозяйственный ме­ханизм определяется как совокупность различных форм и методов управления для сознательного, целе­направленного воздействия на экономику с целью по­вышения эффективности субъекта хозяйствования, в т.ч. ОП.

Хозяйственный механизм организаций торговли является подсистемой хозяйственного механизма всего народнохозяйственного комплекса. Как экономиче­ская категории хозяйственный механизм организаций торговли представляет собой совокупность форм, мето­дов и инструментов хозяйствования, посредством кото­рых регулируется торговая деятельность и достигают­ся высокие конечные результаты.

Функционирование хозяйственного механизма ор­ганизаций торговли и ОП должно осуществляться с соблюде­нием ряда требований.

Применительно к условиям формирования рыноч­ной экономики их можно сформулировать следующим образом:

• ориентация всех структурных звеньев хозяй­ственного механизма на достижение высокого конечно­го результата с минимальными затратами. Для торго­вой отрасли это означает наиболее полное удовлетворе­ние платежеспособного спроса населения, повышение качества его торгового обслуживания при экономии те­кущих затрат и рациональном расходовании ресурсов торговых организаций;

• обеспечение самостоятельности и самоокупаемос­ти каждой структурной единице и подразделению тор­говых организаций

• использование новых научных подходов и разра­боток в практике экономического хозяйствования торго­вых организаций. В частности, это касается разработки и использования бизнес-планов каждым хозрасчетным подразделением организаций торговли, применения прогрессивных методов в практике планирования объ­емов торговой деятельности, передовых форм оплаты и стимулирования труда и др.;

• четкое соблюдение временного фактора в отноше­нии функционирования всех структурных звеньев хо­зяйственного механизма, что прежде всего должно касаться перестройки механизма экономического регули­рования торговой деятельности применительно к рыночной экономике;

• обеспечение единого взаимосвязанного функцио­нирования хозяйственного механизма торговых орга­низаций, реализация комплексного подхода к его со­вершенствованию.

Только такой подход позволит обеспечить увеличе­ние масштабов деятельности, эффективное использова­ние имеющихся ресурсов, повышение качества реали­зуемой продукции, снижение цен на эту продукцию и достижение других целей с учетом конкуренции на рынке товаров и услуг.

Организация самостоятельно выбирает формы хо­зяйствования и виды деятельности, анализирует и планирует объемы своей работы, развивает стратеги­ческие и текущие цели социально-экономического развития, выбирает формы, порядок организации и оплаты труда работников, распределяет чистую при­быль, развивает предпринимательство и решает ряд других вопросов, связанных с ведением и управлени­ем хозяйственной деятельности.

Структура хозяйственного механизма организаций торговли в т.ч. ОП

Структура хозяйственного механизма организаций торговли, в том числе ОП организаций включает следую­щие основные звенья:

• хозрасчетные отношения, основанные на само­окупаемости и самофинансировании организаций торговли. В условиях рыночной экономики это звено хозяйственного механизма выступает на первый план, несколько отодвигая такой структурный элемент, как планирование;

• планирование и прогнозирование хозяйственной деятельности организаций торговли;

• хозрасчетное стимулирование, предполагающее ряд экономических рычагов и стимулов;

• организационная структура управления организаций торговли.

Хозрасчетные отношения представляют собой ме­тод ведения и управления торговой деятельностью, ос­нованный на соизмерении в стоимостном выражении затрат и результатов труда, а также предусматриваю­щий не только возмещение расходов, но и получение прибыли.

Главной целью реализации хозрасчетных отноше­ний является повышение эффективности торговой дея­тельности на базе рационального и экономного исполь­зования всех видов ресурсов.

Экономическая сущность хозрасчетных отношений раскрывается через их принципы. Косновным принципам хозяйствен­ного расчета традиционно относятся следующие:

1. Хозяйственно-оперативная самостоятельность торговых организаций, которая заключается в их эко­номической обоснованности. Этот принцип предполагает наличие у торговых организаций обособленного имущества, возможности осуществления самостоя­тельного планирования и самостоятельного выбора партнеров (поставщиков товаров, кредитных учреждений, рекламных агентств, ремонтных организаций); статуса юридического лица.

2. Самоокупаемость и самофинансирование торговой деятельности. Самоокупаемость является первой ступенью хозрасчета и предполагает покрытие расходов (или текущих затрат) доходами. Самофинансировавание - это более высокая ступень хозрасчета, которая предполагает не только покрытие текущих затрат, но и получение достаточной прибыли для расширения объемов деятельности.

3. Материальная заинтересованность в торговой деятельности, которая заключается в получении максимального хозрасчетного дохода при минимальных нитритах. Хозрасчетный доход - это экономическая ка­тегория, которая выражает конечный результат дея­тельности организации, остающийся в ее распоряже­нии и представляющий собой сумму фонда заработной плиты vi прибыли, остающейся в организации.

4. Материальная ответственность предполагает несение ответственности торговой организацией и ее работниками за нерациональное использование всех видов ресурсов, а также возмещение прямых убытков партнерам за счет текущего дохода и резервов (например, па нерациональное использование кредита начисляется пеня).

5. Экономическая ответственность - понятие бо­лее широкое, чем материальная ответственность, при­ обретающее актуальность в условиях рыночной конкуренции. Экономическая ответственность означает, что организация за принимаемые решения отвечает также режимом хозяйствования и степенью доверия, исполь­зуя при этом не только денежные резервы, но и соб­ственность, что грозит банкротством.

6. Социальная ответственность предполагает под­держание и сохранение авторитета торговой организации, ее имиджа на рынке.

7. Денежный и финансовый контроль за хозяйственной деятельностью торговых организаций.

Хозрасчет выступает в двух формах: полный и внут­ренний.

Для полного хозрасчета соблюдаются все семь прин­ципов.

Для внутреннего хозрасчета изменяется содержание 1-го и 2-го принципов. Первый принцип - хозяйствен­но-оперативная самостоятельность торговой организа­ции, ограниченная контролем со стороны вышестояще­го звена (потребкооперация, госторговля, ведомствен­ная торговая организация). Второй принцип - самооку­паемость.

Внутренний хозрасчет - это составная часть полного хозрасчета, которая охватывает систему экономиче­ских отношений хозяйственных единиц и структурных подразделений между собой, а также с вышестоящими организациями. Внутренний хозрасчет выступает в следующих формах:

• хозрасчет хозяйственных единиц (магазин, сто­ловая);

• хозрасчет структурных подразделений (участок, цех);

• хозрасчет бригад (отделов);

• коллективный подряд с элементами внутреннего хозрасчета (бригадный и арендный подряд).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: