Поэтапно-временная структура практики




 

 

№ п/п Вид практики Курс Семестр Продолжитель- ность, недели
  Учебная (инструктивно-методический лагерь) I 2-й  
  Педагогическая летняя II 4-й  
  Практика в школе III 6-й  
  Социально- педагогическая IV 8-й  
  Комплексная V 10-й  

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СТУДЕНТОВ В ПЕРИОД

ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ

Студенты, обладающие навыками и умениями самостоятельной учебной деятельности, имеют право:

– индивидуального согласования заданий по практике в зависимости от содержания деятельности определенного социального учреждения;

– сбора практических материалов для написания курсовых и дипломных работ, организацию необходимой экспериментальной работы;

– запроса служебной документации для выполнения заданий по практике.

Студенты при свободном выборе учреждения для прохождения практики обязаны:

– предоставить соответствующие документы: гарантийное письмо (за месяц до начала практики), справку о прохождении практики (через неделю после окончания практики);

– подчиняться внутреннему распорядку работы по месту прохождения практики, соблюдать нравственно-этические нормы поведения социального работника;

– находиться в социальном учреждении ежедневно по 6 ч. с одним выходным днем, устанавливаемым в соответствии с режимом работы учреждения и по согласованию с руководителем группы;

– выполнять все виды работ, которые не противоречат функциям социальных учреждений и не угрожают здоровью студентов‑практикантов и клиентов;

– выполнять программу и конкретные задания практики с последующим отчетом перед руководителем через неделю после окончания практики;

– в случае болезни или при наличии других уважительных обстоятельств поставить в известность руководителя практики и отработать программу практики в другие сроки;

– перед началом практики подготовить личные медицинские книжки, заполненные в соответствии с требованиями.

СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ

 

I курс (2-й семестр)

Вид практики: учебная (инструктивно-методический лагерь)

Содержание: вводно-ознакомительная

Цель – формирование первичных представлений о специфике социально-педагогической деятельности.

Задачи:

1. Формирование мотивационно-ценностного отношения к деятельности социального педагога.

2. Формирование сознательного отношения к личностной деятельности по самообразованию и самоподготовке себя как специалиста по социальной защите.

3.Знакомство с целями, задачами, содержанием деятельности социального учреждения, где проходит студент практику.

4.Адаптация к условиям профессиональной деятельности в социальной сфере.

5.Определение личностных, профессионально значимых качеств сотрудников данного учреждения.

6. Соотнесение профессиональных требований с личностными способностями.

7. Приобретение первичных навыков профессиональной деятельности социального педагога.

Стиль руководства: профессиональная опека.

Практические задания (социально-педагогических аспект):

1. Определить место данного учреждения в системе социальной сферы.

2. Определить управленческую структуру данного учреждения.

3. Определить организационную структуру взаимодействия с другими учреждениями различной ведомственной подчиненности.

4. Пронаблюдать процесс взаимодействия специалиста с субъектом социальной деятельности.

5. Выявить функциональные обязанности социального педагога.

6. Определить требования к профессионально значимым личностным качествам социального педагога.

7. Соотнести профессиональные требования с личностными характеристиками.

Практические задания (психологический аспект):

1. Дать собственное представление об отличительных особенностях детей из семьи и детей из социального приюта (детского дома).

2. Объяснить, какие аспекты психологического знания необходимы специалистам данного учреждения и почему.

3. Составить рейтинг возможных мотиваций сотрудников учреждений (для социальных педагогов – школы).

Отчетность:

1. Характеристика образовательного учреждения:

· название;

· юридический и фактический адреса;

· учредитель;

· организационно-правовая форма;

· цели, задачи;

· анализ контингента, нуждающегося в социальной защите.

2. Графическая схема управленческой структуры образовательного учреждения.

3. Графическая схема организационной структуры взаимодействия с другими учреждениями различной ведомственной подчиненности.

4. Протокол наблюдения особенностей взаимодействия социального педагога с субъектами социальной деятельности (не менее пяти человек).

4. Профессиограмма труда социального педагога (цель, функциональные служебные обязанности, необходимые личностные и профессионально значимые качества, противопоказания к профессиональному труду социального педагога).

5. Оценка степени выраженности у себя необходимых личных и профессиональных качеств, соотнесение их с требованиями профессии и определение направлений и способов самосовершенствования.

6. Индивидуальное определение области научных интересов.

7. Аннотации научной статьи и издания из данной научной области.

8. Характеристика с оценкой, подписанная руководителем и заверенная печатью учреждения.

II курс (4-й семестр)

 

Вид практики: педагогическая летняя

Содержание: учебно-организационная

Цель –развитие умений организовывать и осуществлять воспитательную, социальную и оздоровительную работу с детьми разного возраста и состояния здоровья в условиях внешкольного временного детского коллектива.

Задачи:

1.Формирование мотивационно—ценностной установки и общения и взаимодействия в период совместной жизни с детьми в условиях летнего оздоровительного лагеря (ЛОЛ).

2.Систематизация знаний о содержании, формах и методах социального воспитания детей.

3.Развитие умений и навыков по формированию, функционированию и сплочению временного детского коллектива в условиях детского оздоровительного лагеря.

1. Формирование умений и навыков по организации досуговой деятельности детей, направленных на развитие личности и социального оздоровления ребенка.

2. Формирование грамотного выбора педагогических приемов в соответствии с особенностями социально-педагогической ситуации в условиях временного детского коллектива.

3. Формирование аналитического мышления, умения анализировать, прогнозировать и моделировать профессиональную деятельность в условиях изменяющегося социума.

4. Целенаправленное наблюдение за деятельностью детей (социальной, познавательной, творческой, игровой и др.).

5. Изучение особенностей общения, поведения детей в условиях ЛОЛ.

6. Сравнение с ситуацией общения и поведения в обычном образовательном учреждении.

7. Обучение навыкам взаимодействия с ребенком, находящимся в условиях социальной депривации.

Стиль руководства: профессиональное кураторство.

Практические задания (социальный аспект):

1. Дать характеристику управленческо-организационной структуры летнего оздоровительного лагеря.

2. Составить план работы с отрядом на период пребывания детей в ЛОЛ.

3. Провести исследование отряда и индивидуальных особенностей детей на основании наблюдений, анкетирования, тестирования и социометрии.

4. Осуществить психолого-педагогическое консультирование детей и родителей, нуждающихся в социально-педагогической помощи.

5. Дать характеристики трех детей с различными индивудально- типологическими особенностями (холерик, сангвиник или флегматик, меланхолик).

6. Провести воспитательное мероприятие с участием всего детского коллектива лагеря.

7. Провести самоанализ социально-педагогической деятельности, охарактеризовав степень овладения управленческими, организаторскими умениями и навыками.

 

Практические задания (психологический аспект):

1. Провести психологический анализ социально-педагогической ситуации, связанной с ребенком и с детским коллективом

2. Составить описательный портрет ребенка (одного-двух человек) с точки зрения ситуации взаимодействия с выделением особенностей аффективной, коммуникативной сфер, мотивационной, поведенческой, когнитивной сфер.

3. Дать понятие о психологически комфортной атмосфере в группе, учреждения; выделить факторы способствующие и препятствующие ее установлению.

Отчетность:

1. Характеристика ЛОЛ:

– цели, задачи;

– контингент детей;

–организационно-управленческая структура лагеря (изобразить графически); инфрастуктура лагеря.

2. Дневник мероприятий в произвольной форме.

3. Список детей отряда на основе анализа документов по схеме:

 

№ п/п Ф.И.О. Год рождения   Физическое состояние Психоло-гическое состояние Педагоги-ческое состояние Социальное состояние. (родители)
             

 

4. Анализ возрастных психолого-педагогических особенностей детей отряда (соотнести знания теории с практикой увиденного).

5. Характеристики трех детей с различными индивудально- типологическими особенностями (холерик, сангвиник или флегматик, меланхолик).

6. Методическая разработка мероприятия (отрядного или общелагерного).

7. Самоанализ социально-педагогической деятельности с позиций: “Я овладел…”, “Мне было трудно…”, “Мне предстоит совершенствоваться в...”.

8. Характеристика с оценкой, подписанная руководителем и заверенной печатью учреждения.

 

Функционал вожатого

Вожатый несет юридическую ответственность за жизнь и здоровье детей и организует активную досуговую деятельность в лагере.

Виды деятельности вожатого:

1. Организационно-дисциплинарная:

· Контроль за выполнением детьми санитарно-гигиенических норм проживания в лагере:

- чистота и порядок в спальном корпусе (единая типовая заправка постелей, порядок в тумбочках);

- организация уборки территорий, прилежащих к спальному корпусу;

Контроль за наличным составом детей.

2. Организационно-управленческая:

· Создание актива отряда.

· Организация совместного управления с активом отряда.

· Организация и оформление внутриотрядного уголка.

· Организация детей для участия в утренней лагерной линейке.

3. Организационно-режимная: совместная с воспитателем деятельность в проведении организационных режимных мероприятий:

· Утренний подъем и вечерний отход ко сну.

· «Утренний туалет».

· «Вечерний туалет».

· Утренняя разминка.

· Общественное питание.

· Дневной пассивный отдых.

 

4. Организационно-коммуникативная:

· Формирование единого дружного отряда.

· Снятие и профилактика внутригрупповых и межличностных конфликтов в отряде.

· Диагностика и коррекция поведения ребенка и отряда в целом.

5. Организационно-досуговая:

· Ежедневное планирование отрядных дел.

· Реализация мероприятий в отряде и лагере.

 

Функционал воспитателя

Воспитатель несет юридическую ответственность за жизнь и здоровье доверенных ему детей, организует и следит за соблюдением режимных моментов проживания в лагере.

Виды деятельности воспитателя:

1. Санитарно- гигиеническая:

· Обеспечение чистоты и порядка в помещении спального корпуса (чистый пол, единая типовая заправка кроватей, порядок в тумбочках).

· Регуляция теплового и воздушного режима жилого помещения.

· Контроль за питьевым режимом (наличие возможности в обеспечении детей чистой кипяченой водой).

· Порядок в коммунально-бытовых помещениях (умывальник, туалет, чемоданная, прихожая).

· Организация «утреннего, вечернего туалета».

· Наблюдение за внешним видом детей соответствующим погодным условиям.

· Наблюдение гигиеной кожного покрова детей.

· Организация среди детей внешнего осмотра друг друга в целях профилактики заражения клещом.

· Наблюдение за физическим состоянием ребенка по внешним признакам.

· Организация “банного” дня (помывка детей, смена постельного белья).

2. Организационно-оздоровительная: совместная с вожатым деятельность по проведению организационно-режимных мероприятий:

· Утренний подъем.

· Физическая разминка.

· Общественное питание.

· Дневной пассивный отдых.

· Подготовка к ночному сну.

· Оздоровительные процедуры.

IIIкурс (6-й семестр)

Вид практики: практика в школе

Содержание: социальный менеджмент в системе образования

Цель – формирование представления о специфике организации социально-педагогической деятельности в условиях учреждения среднего общего образования

Задачи:

1. Формирование умений структурировать свою деятельность (определять цели, задачи, формы, методы и средства социально-педагогической деятельности).

2. Формирование организационно-управленческой культуры в условиях школы.

3. Изучение социально-психологических особенностей контингента школы, нуждающегося в социальной защите.

4. Апробация методик и технологий организации и проведения мероприятий социально-педагогической направленности.

5. Приобретение организаторских навыков проведения досуговых мероприятий.

6. Формирование профессиональной коммуникативной культуры взаимодействия с учеником и его родителями, с администрацией и педагогическим коллективом школы.

7. Целенаправленное наблюдение за организацией учебного и воспитательного процесса в школе деятельностью детей (игровой, учебной, социальной).

8. Изучение особенностей общения учеников, педагогов и администрации в условиях школы.

9. Сформировать бесконфликтное общение в педагогическом коллективе (Приложение 7).

Стиль руководства: профессиональное наставничество.

Практические задания (социальный аспект):

1. Дать характеристику данного образовательного учреждения.

2. Понять структуру и механизмы функционирования педагогического коллектива школы:

−собрать информацию о педагогическом коллективе.

−выявить уровни взаимодействия педагогов.

−проанализировать влияние педагогического взаимодействия на эффективность педагогического процесса.

− определить пути взаимодействия социального педагога с коллективом.

3. Провести наблюдение за детьми в урочное и во внеурочное время с целью выявления индивидуальных и возрастных особенностей.

4. Дать социально-педагогическую характеристику контингента, нуждающегося в социальной защите.

5. Составить план проведения воспитательных мероприятий социально-педагогической направленности с классом или с «параллелью» классов на период практики.

6. Разработать и провести малый педсовет на уровне всего образовательного учреждения.

7. Реализация системы взаимодействия меду всеми участниками образовательного в школе (Приложение 8).

Практические задания (психологический аспект):

1.Описать психолого-педагогические особенности проведения урока

2. Описать формирование и развитие когнитивной сферы в различные школьные возрастные периода

3.Провести сравнительный анализ особенностей поведения ребенка в школе и вне школы

4.Описать особенности профессиональной психологии учителя средней школы

 

Отчетность:

1. Характеристика образовательного учреждения:

· название;

· юридический и фактический адреса;

· учредитель;

· организационно-правовая форма;

· цели, задачи.

2. Описать структуру и механизмы функционирования педагогического коллектива (Приложение 6).

3. Протоколы наблюдений за учащимися (не менее пяти человек).

4. Характеристики трех учащихся с различными степенями обученности и обучаемости.

5.Социально-педагогичекая характеристика класса.

6. Список детей группы (класса) на основе анализа документов по схеме:

 

№ п/п Ф.И.О. Год рождения   Физическое состояние Психоло-гическое состояние Педагоги ческое состояние Социальное состояние (родители)
             

 

7. Описание целостной воспитательной системы школы:

− план воспитательных мероприятий (традиционных);

− досуговая деятельность во внеучебное время.

8.Составление плана-сетки мероприятий социально-педагогической направленности на весь срок практики.

9. Описание социально-педагогического консультирования по схеме:

 

№ п/п Ф.И.О. Дата Проблема Рекомендации (учащемуся, педагогу, сотруднику) Отслеживание результата
             

 

10. План и содержание выступления на малом педсовете (методическом объединении, собрании классных руководителей и воспитателей и др.), посвященном социально-педагогическим проблемам

11.Определение роли и места социального педагога в системе образования.

12. Характеристика с оценкой, подписанная руководителем и заверенная печатью учреждения.

IV курс (8-й семестр)

 

Вид практики: социально-педагогическая

Содержание: учебно-управленческая

Цель – формирование целостной системы профессиональных знаний, умений и навыков, включающей в себя различные виды профессиональной деятельности: социально-правовую, консультативную, реабилитационную, воспитательную.

Задачи:

1.Формирование у студентов социальной ответственности, профессиональной направленности и устойчивости в социально-педагогической деятельности.

2.Ознеакомление студентов со спецификой содержания и организации образовательно-воспитательного процесса в социальных учреждениях различной ведомственной подчиненности.

3.Практическое изучение основных функциональных ролей социальных педагогов на практике.

4.Овладение технологиями разрешения проблем детей и подростков специалистами данных учреждений (Приложение 5).

5.Ознакомление с основными видами социального инструментария, используемого социальным учреждением в своей деятельности

6. Изучение социально-правового пространства деятельности социального педагога через взаимодействие с государственными органами, обеспечивающими соблюдение прав несовершеннолетних и их социальную поддержку.

7. Приобретение навыков и умений сбора, обработки, интерпретации информации, постановки и выявления направления консультационной деятельности.

8. Освоение навыков профессионального взаимодействия с коллегами в процессе решения проблем социально-педагогической реабилитации воспитанника.

9. Развитие профессиональных умений и навыков выбора форм, методов, средств воспитательной деятельности социального педагога.

10. Приобретение знаний, умения и навыков по проведению социально-педагогического консультирования субъекта образовательного процесса.

Стиль руководства: профессиональное сотрудничество.

Практические задания (социальный аспект):

1. Ознакомиться с системой государственных органов, обеспечивающих соблюдение прав несовершеннолетних и их социальную поддержку.

2. Выявить микропроцессы управления и определить их организационно-технологические характеристики (процесс подготовки, принятия и реализации управленческих решений; используемые методы управления; процесс выполнения определенных задач; координация и взаимодействие с другими структурами; уровень подготовки управленческих кадров и т.д.)

3. Организовать взаимодействие образовательного учреждения и государственных органов социальной поддержки несовершеннолетних в следующих вопросах:

· назначение пенсии по утере кормильца (-цев);

· предоставление документации для направления ребенка в городскую медико-психолого-педагогическую или психолого-педагогическую комиссии отдел профилактики правонарушений несовершеннолетних (ОППН);

· ограничение родительской правоспособности вплоть до лишения родительских прав в судебном порядке;

· восстановление в родительских правах;

· взыскание алиментов с родителя в судебном порядке;

· определение на учет в службу занятости;

· обеспечение жилищных прав несовершеннолетних;

· и других социально-значимых вопросов социальной защиты ребенка.

4. Провести работу по социально-педагогическому консультированию родителей и (или) лиц их заменяющих (в соответствии с программой работы ОУ) в рамках сопровождения воспитанников.

5. Включиться в организацию и осуществление системы воспитательной работы образовательного учреждения.

6. Составить программу социально-педагогической реабилитации одного воспитанника.

7. Подготовить и провести совместно с ответственными лицами малый педсовет (методическое объединение, собрание классных руководителей и воспитателей и др.), посвященный проблемам социально- педагогической реабилитации воспитанников.

8. Дать самооценку своей профессиональной деятельности в период прохождения данного вида практики, отметив уровень усвоения и проявления профессиональных умений и навыков.

Практические задания (психологический аспект):

1. Провести серию диагностических мероприятий (процедур) и дать социально педагогический и психологический анализ результатов диагностики (на примере группы, индивидуума).

2. На основе диагностики представить схему социально-педагогического прогноза развития личности ребенка.

3. Представить технологическую схему реабилитационного процесса и наполнить ее содержанием (на примере одного или двух конкретных детей с различными нарушениями).

Отчетность:

1. Графическая схема взаимодействия данного учреждения с системой государственных органов, обеспечивающих соблюдение прав несовершеннолетних и их социальную поддержку.

2. Контент-анализ документов учреждения, необходимых для решения различных социальных проблем, выполненный по форме 1.

Форма 1

№ п/п Название документа Цель оформления данного документа Структура документа Адресность документа
         

 

К дневнику приложить типовые формы деловой документации по решению типичных социальных проблем.

3. Правовые основания для решения социально-педагогических проблем (заполняется на примере одного класса) заполняются по форме 2

Форма 2

Категория социально- дезадаптированных детей Социальная проблема Нормативно законодательная основа решения социальной проблемы
     

 

4.Социально-педагогическое консультирование, заполняется по итогам проделанной работы по форме 3

Форма 3

Дата Ф.И.О. Категория социально –дезадапти-рованных детей Формули-рование социально- педагоги- ческой проблемы ребенка Рекомендации специалистам учреждения Рекомендации ребенку Оценка эффек-тив-ности
             

 

 

5.Внешняя оценка коммуникативной профессиональной культуры студента –практиканта и рефлексия ее (Приложение 3).

6.Характеристика с оценкой, подписанная руководителем и заверенная печатью учреждения.

V курс (10-й семестр).

Вид практики: комплексная

Содержание: учебно-профессиональная

Цель – формирование высокого уровня профессиональной компетентности специалиста по социальной педагогике.

Задачи:

1.Формирование у студента целостной картины будущей профессиональной деятельности.

2.Формирование индивидуальной профессионально-личностной системы по адресной социальной защите определенной категории населения на основе аналитических, прогностических, проектировочных организаторских, рефлексивных умений.

3.Создание программы по социально-педагогической реабилитации.

4.Формирование представлений и знаний об основных социально-педагогических и психологических проблемах, возникающих в процессе оказания профессиональной помощи детям их семьям.

5.Формирвание у студентов важнейших практических навыков в различных видах социально-психологической и психологической работы с ребенком, подростком и семьей.

6.Интеграция теоретических знаний и практических умений и навыков на рабочем месте.

Стиль руководства: профессиональная совместная деятельность.

Практические задания (социальный аспект):

1.Развить навыки и умения по социальному диагностированию одного человека (ребенка), группы людей.

2.Составить индивидуальную программу по социально-педагогической реабилитации одного человека (ребенка).

3.Освоить принципы структурирования нормативно-правовых документов по социальной защите населения.

4.Овладеть процессуальными знаниями, умениями, навыками по оказанию адресной социальной помощи.

5.Определить несоответствие между академическими знаниями и реальной действительностью.

Практические задания (психологический аспект):

1.Провести мониторинг по динамике изменения психолого-педагогического состояния ребенка, семьи вовремя реализации программы по реабилитации.

2.Провести саморефлексию по профессиональному становления себя как специалиста.

 

Отчетность:

1. Создание на основе диагностического инструментария социальной статистики по определенной социальной проблеме.

2. Представление индивидуальной программы по социально- педагогической реабилитации ребенка или детского коллектива.

3.Представить комментарии по основным законам социальной политики по следующим критериям:

· юридическая сила;

· значимость;

· обеспеченность при реализации норм закона государством;

· методы и способы правового регулирования социальных отношений.

4. Заполнение технологической карты по оказанию социально-педагогической помощи ребенку, семье по форме 4 (минимум 5 ситуаций)

Форма 4

Ф.И.О. Категория социально-дезадаптированных детей, семей Социальная проблема Технология оказания помощи (виды, форма)
      I.Алгоритм оказания помощи: - поэтапность реализации; - виды помощи. - формы предоставления помощи; - предоставление услуг других специалистов -взаимодействие с другими учреждениями.  

 

5. Представление анализа по профессиональному становлению будущих специалистов социальной работы:

Примерный перечень вопросов

Какие предметы ввести или убрать из учебного плана?

Что изменить в содержании предметов?

Что изменить в проведении практики: содержание, организацию?

6. Личностная оценка себя как специалиста (Приложение 4)

7. Характеристика с оценкой, подписанная руководителем и заверенная печатью учреждения.


Приложение 1



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: