Рабочая программа творческого объединения по окружающему миру.
Авторы программы:
Иванина Кристина
Полукеева Елена
Татарск
2013 год
Пояснительная записка.
Демографическое развитие России с конца 20 века и по настоящее время можно охарактеризовать как критическое. Во многом это связано с тем, что забота о собственном здоровье не является ценностью в рамках менталитета существенной части населения России.
Поэтому воспитание здорового школьника – одна из важнейших задач, стоящих перед школой. Очевидно, что хорошее здоровье – основное условие для выполнения человеком его биологических и социальных функций, фундамент самореализации личности.
Однако многочисленные статистические данные констатируют резкое ухудшение состояния здоровья детей: нарушение осанки, сколиоз, головные боли, заболевания желудочно-кишечного тракта, органов зрения – одни из самых распространенных и, к сожалению, уже привычных заболеваний школьника.
Научить детей заботиться о своём здоровье, управлять им, совершенствовать его – важная задача, стоящая перед российской школой. И начинать решать её необходимо как можно раньше.
Образовательно-оздоровительная программа начинается с младшего школьного возраста, поскольку именно в этот период у ребенка закладываются основные навыки по формированию здорового образа жизни. Программа ориентирована на формирование у ребенка позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, расширение знаний и навыков по гигиенической культуре.
Работа по программе ориентируется не только на усвоение ребенком знаний и представлений, но и становление его мотивационной сферы гигиенического поведения, реализации усвоенных ребенком знаний и представлений в его реальном поведении. Ребенок, изучая себя, особенности своего организма, психологически готовиться к тому, чтобы осуществлять активную оздоровительную деятельность, формировать свое здоровье.
Работа по данной программе строится в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребенком.
Программа включает в себя не только вопросы физического здоровья, но и вопросы духовного здоровья. Надо, чтобы ребенок уже с раннего детства учился любви к себе, к людям, к жизни. Только человек, живущий в гармонии с собой и миром, будет действительно здоров.
Концептуальные основы.
Ø Принцип гармонизации личности и среды – ориентация на самореализацию личности.
Ø Принцип доступности – соответствие учебного материала и нагрузки возрастным особенностям детей.
Ø Принцип взаимодействия – между взрослым и ребенком, взаимодействие детей в коллективе.
Ø Принцип последовательности – формирование мотивационной сферы гигиенического поведения, физического воспитания, безопасного здорового образа жизни.
Цель:
формирование у детей стойкой внутренней мотивации на здоровый образ жизни, стремления творить свое здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия.
Задачи:
Ø формировать у младших школьников понятий «здоровье», «здоровый образ жизни»;
Ø дать знания из различных областей науки о человеке: анатомия, физиология, гигиена;
Ø показать опасность и вред, наносимый здоровью малоподвижным образом жизни;
Ø дать представление о здоровой и вредной пище, научить ради здоровья противостоять вредным привычкам;
Ø осознание значимости здоровья для полноценной жизни не только во время обучения в школе, но и в дальнейшей (взрослой) жизни;
Ø признание детьми младшего школьного возраста здоровья как одной из важнейших ценностей человеческой жизни;
Ø формировать понимание ответственности за своё здоровье;
Ø формировать мотивационную сферу гигиенического поведения, безопасной жизни, физического воспитания;
Ø способствовать контактности, доброжелательности.
Участники воспитательного процесса:
Ученики класса начальной школы, педагог (классный руководитель), родители учащихся.
Количество детей в классе - 10_ человек.
Режим работы – 1час в неделю.
Продолжительность: 2011-2015гг.
1 этап – подготовительный (пропедевтическая работа) 2011-2012 учебный год (1 класс)
2 этап- разбит на разделы: Я и моё здоровье, режим дня, закаливание, питание, чистота-залог здоровья, вредные привычки, экологические тропы, подвижные игры. 2012-2013, 2013-2014 учебные годы (2, 3 классы)
3 этап – проектная деятельность (написание проектов) 2014-2015 год
этап – подготовительный (пропедевтическая работа) 2011-2012 учебный год (1 класс)
Тематическое планирование
№ | Тема | Общее количество часов | Часы аудиторных занятий | Часы внеаудиторных занятий |
Вводное занятие «Знаю ли я что такое здоровье» | - | |||
Мир, который меня окружает | - | |||
Я слышу, вижу, ощущаю, нюхаю | - | |||
Глаза - главные помощники человека | - | |||
Уход за ушами | - | |||
Наш любимый язычок | - | |||
В гостях у зубного врача | - | |||
От улыбки станет всем теплей | - | |||
Уход за руками и ногами | ||||
Что умеет наш нос? | ||||
Мойтесь чаще, мойтесь чище. Наша кожа | - | |||
Весёлый урок здоровья | - | |||
Мышцы, кости и суставы. | - | |||
Красивая осанка | ||||
Что я ем? | ||||
В гостях у дедушки «Сони» | - | |||
Закаляйся! Если хочешь быть здоров! | ||||
Солнце, воздух и вода наши лучшие друзья! | ||||
С кем дружить нельзя, а с кем можно? (Вредные привычки) | ||||
Всего |
Содержание программы:
УУД | ||
Вводное занятие «Знаю ли я что такое здоровье?» | Опрос учащихся - что такое здоровье, здоровый образ жизни. Подвижные игры, которые можно безопасно использовать во время перемен. | Личностные целеполагание |
Мир, который меня окружает | Экскурсия в парк, что может принести пользу в природе, а что вред. Игры на улице | Целеполагание Познавательные |
Я слышу, вижу, ощущаю, нюхаю | Понятия органы чувств: слух, зрение, осязание, вкус, обоняние. Как беречь? Игры на улице: кто больше?- услышит звуков, увидит, ощутит запахов. | Познавательные Логические коммуникативные |
Глаза - главные помощники человека | Знакомство с важными органом зрения. Гигиенические навыки по уходу за ними. Упражнения для глаз с использованием тренажера. | Личностные |
Уход за ушами | Знакомство с важными органом слуха. Гигиенические навыки по уходу за ним. Игры на улице: Испорченный телефон, Чей голос, имитация звуков улицы | Познавательные коммуникативные |
Наш любимый язычок | Знакомство со строение языка. Игры на подвижность языка | Познавательные регулятивные |
В гостях у зубного врача | Тест. Зубы, молочные, коренные, смена зубов, кариес, Уход, инструменты приспособления для чистки зубов. Осмотр стоматологом детей | Личностные целеполагание |
От улыбки станет всем теплей | Урок-игра. Ребусы, демонстрация правильных действий по уходу за зубами. Игра мы друг другу улыбнёмся. Эстафеты | Личностные коммуникативные |
Уход за руками и ногами | Уход за ногтями. Демонстрация бактерий в чашках Петри предоставленных СЭС. Разучивание подвижных игр на улице, в зале. | Логические |
Что умеет наш нос? | Строение носа. Способность чувствовать запахи. Игры на распознавание веществ, материалов по запаху. Игры подвижные на улице. | Целеполагание логические |
Мойтесь чаще, мойтесь чище. Наша кожа | Правила ухода за кожей, первая помощь при повреждении. Чтение и обсуждение рассказов и стихов о чистюлях и грязнулях. Рисование на тему «Что такое хорошо и что такое плохо» | Личностные Коммуникативные Коррекция |
Весёлый урок здоровья | Спортивные эстафеты | Коммуникативные |
Мышцы, кости и суставы. | Строение тела. Физические упражнения. Комплекс упражнений для дома, улицы, в классе. Понятие здоровый образ жизни | Коммуникативные Познавательные |
Красивая осанка | Понятие осанка, нарушение осанки. Памятка о правильной посадке за работой. Упражнения «На посту», «Тревога». «Тренировка», «препятствия». Подвижные игры формирующие осанку. | Коррекция Логические |
Что я ем? | Урок – сказка «Про фрукты и овощи». Загадки, ребусы, эстафеты. Составление своего меню. Поход в столовую. | Личностные контроль |
В гостях у дедушки «Сони» | Режим дня. Гигиена сна. Составление своего режима дня. | Личностные контроль |
Закаляйся! Если хочешь быть здоров! | Обтирание, обливание, закалка. Фильмы о людях «моржах». Подвижные игры на улице | Логические Познавательные |
Солнце, воздух и вода наши лучшие друзья! | Беседа о правилах поведения у водоемов, на водоемах во время купания. Веселые эстафеты с водой. | Коррекция Коммуникативные |
С кем дружить нельзя, а с кем можно? (Вредные привычки) | Урок-суд над вредными привычками. Привычки вредные и полезные. | Личностные Коммуникативные |
К концу 1 этапа обучения дети должны знать:
- правила ухода за глазами, ушами, зубами, кожей;
- знать правила тренировки мышц;
- об опасных и вредных привычках;
- правила рационального питания;
- правила закаливания;
- знать различные подвижные игры.
Дети должны уметь:
- тренировать мышцы;
- закаливать свой организм;
- осуществлять гигиенический уход за глазами, ушами, зубами, кожей;
- составлять свой режим дня и придерживаться его