Порядок разработки стратегий управления операциями




Операционная стратегия определяет, как управлять ключевыми организационными звеньями (заводами, отделами продаж, складами), а также как обеспечить выполнение стратегически важных оперативных задач. Без эффективной и рационально организованной операционной функции ни одна организация не может удержать за собой лидерство на рынке, поскольку она проиграет в скорости доставки, цене или качестве, а скорее всего - по всем трем показателям. Таким образом, основная задача операционной системы - переработать поступающие ресурсы в конечную продукцию, т.е. в товары или услуги, в целях удовлетворения конкретных потребностей потребителей. Выполняя эту задачу, операционная система призвана помочь предприятию в достижении выраженной компетентности и конкурентоспособности на рынке [10].

Технология разработки стратегии управления операциями предполагает реализацию следующих этапов:

1. Первый этап - определение корпоративных целей. Стоит отметить, что для того, чтобы операционная стратегия была действительно эффективной, необходимо обеспечить ее четкое взаимодействие с бизнес-стратегией, т.е. эти две стратегии не должны разрабатываться изолированно друг от друга, а наоборот, стратегия организации должна учитывать сильные и слабые стороны производства, усиливая первые и, по возможности, устраняя последние. Операционная стратегия должна быть согласована с общей и формулироваться таким образом, чтобы отвечать задачам и целям организации;

2. Второй этап – определение маркетинговой стратегии для достижения целей. Также важно, чтобы функциональные стратегии (к примеру, производственная и маркетинговая) не конфликтовали, а дополняли и поддерживали друг друга. Необходимо сфокусировать энергию функциональных служб организации на достижении единой цели, направленной на создание более конкурентоспособной организации;

3. Далее осуществляется определение вертикальной интеграции, или позиционирование предприятия в хозяйственной системе страны, исходя из выбранной операционной функции. От деятельности предприятия - производственной, посреднической или сервисной - будет зависеть остальные операционные решения. Важным решением является: сосредоточение всех усилий операционной деятельности «под крышей» предприятия.

Первые три этапа можно отнести к предварительной фазе, т.к. они не являются частью практического внедрения операционной стратегии. На данных этапах производится сбор и ознакомление с информацией, необходимой для создания нового процесса или описания существующего, а также для выявления недостатков в применении данной операционной стратегии для конкретного предприятия и самого процесса, в общем. Важным элементом данного этапа является изучение конкурентов, а также их методов операционной стратегии;

4. Следующий этап - принятие решения относительно производственных мощностей - определение условных потенциальных границ деятельности предприятия (капиталоемкости, материалоемкости, трудоемкости, пространственных границ);

5. Следующий этап - анализ возможностей получения заказов по товарам/услугам по сравнению с конкурентами;

6. Шестой этап - принятие решений об операционном процессе - определение конечной цели операционной системы и способа реализации ее динамических функций;

7. Далее принимается решение относительно технологий - предусматривает решение относительно заимствования технологий или разработки своих собственных;

8. Принятие решения по запасам - определение видов запасов на предприятии и политики управления ими;

9. Завершающий этап - принятие решения по организации рабочей силы - идентификация особенностей организации работы персонала предприятия с учетом определенных на предыдущих этапах аспектов операционной деятельности [11].

При разработке стратегии управления операциями можно пользоваться различными методами. Однако, традиционно сложились три метода разработки стратегии управления операциями:

1) децентрализованная форма - при децентрализованном методе информация аккумулируется в производственных подразделениях, которые определяют свои цели, стратегии, производственные планы. Стратегические направления при данном методе разрабатываются руководителями подразделений;

2) централизованная форма - централизованный метод предполагает ведущую роль высшего руководства фирмы;

3) метод взаимоувязанного согласования - наиболее оптимальным является метод взаимоувязанного согласования, когда стратегия разрабатывается в процессе взаимодействия различных уровней управления: высшего руководства, планового отдела и руководителей производственных подразделений. Высшее руководство устанавливает цели и направления деятельности. Стратегии формулируются в процессе взаимодействия по вертикали [12].

Существует несколько стилей управления операционными стратегиями. Выбор конкретного стиля управления зависит от многих факторов – специфики деятельности предприятия, особенностей выпускаемой продукции, стилем руководства и общей рыночной и экономической обстановкой. Наиболее часто применяются следующие стили управления операционными стратегиями:

1) управление на основе контроля - основу стиля составляет финансовый контроль, применяется в условиях стабильного развития на перспективу;

2) управление на основе экстраполяции - в основу стиля положены составление текущих бюджетов, бюджетов капитальных вложений, целевое управление и долгосрочное планирование. Данный стиль используется исходя из предположения пролонгации в будущее тенденций предшествовавшего периода;

3) управление на основе разработки принципиально новых стратегий - основными условиями применения стиля являются проявление новых тенденций развития, требующих принятия новых стилей и принципов управления, применение выработки новых стратегических позиций фирмы, разработка стратегических планов по периодам;

4) управление на основе принятия оперативных решений - используется при возникновении непредвиденных обстоятельств и тенденций развития на основе ранжирования стратегических задач [13].

Таким образом, в первой главе было рассмотрено понятие стратегии управления операциями, их виды, факторы, влияющие на них и этапы их разработки и реализации. Стратегия управления операциями – это подсистема корпоративной стратегии, представленная в виде долгосрочной программы конкретных действий с созданием и реализацией продукта организации. Эта подсистема предусматривает использование развитие всех производственных мощностей предприятия с целью достижения конкурентного предпочтения. Операционная стратегия выражается в принятии решений, связанных с разработкой операционного, производственного процесса и инфраструктуры необходимой для его поддержки. Выделают четыре отдельных вида деятельности, которые мож­но описать как операции: производство, поставки, транспортировка и сервис. Операционные стратегии разделяют на виды по приоритетам функционирования операционной системы бизнеса: минимизация затрат (включает технические характеристики товара, надежность товара, прочность товара, скорость доставки товара, поддержание лидерской позиции на рынке по минимуму затрат, скорость выхода на рынок способность гибкой реакции на изменение спроса), развитие гибкости операционной системы по расширению номенклатуры, ассортимента или изменению объема выпуска, развитие качества бизнес-процессов, продукции или услуг, минимизация времени выполнения заказов клиентов.

Специфика операционной стратегии и условия жесткой конкуренции определили три очень важных правила: производство по принципу «точно в срок»,

комплексный контроль качества («делать все правильно с первого раза»), комплексное профилактическое обслуживание.

Выделяют следующие группы факторов, влияющих на эффективность разработки и реализации стратегий управления операциями: внешние факторы, воздействующие на операционную стратегию (политические, экономические, социально-демографические, природно-экологические, правовые и научно-технические факторы), внутренние факторы, воздействующие на эффективность разработки и реализации стратегий управления операциями (квалификация персонала, в том числе уровень образования, профессиональные навыки и опыт, индивидуальные способности, в том числе способность к творчеству, отношение персонала к работе и организации, подходы к организации процесса принятия решений, финансовые факторы и организационная культура) и корпоративная стратегия.

Технология разработки стратегии управления операциями предполагает реализацию следующих этапов: определение корпоративных целей, определение маркетинговой стратегии для достижения целей, определение вертикальной интеграции, или позиционирование предприятия в хозяйственной системе страны, исходя из выбранной операционной функции, принятие решения относительно производственных мощностей - определение условных потенциальных границ деятельности предприятия, анализ возможностей получения заказов по товарам/услугам по сравнению с конкурентами, принятие решений об операционном процессе - определение конечной цели операционной системы и способа реализации ее динамических функций, принимается решение относительно технологий, определение видов запасов на предприятии и политики управления ими, идентификация особенностей организации работы персонала предприятия с учетом определенных на предыдущих этапах аспектов операционной деятельности.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: