Одному мужику хотелось есть. Он купил калач и съел — ему все еще хотелось есть. Купил другой калач и съел — ему все еще хотелось есть. Он купил третий калач и съел — ему все еще хотелось есть.// Потом он купил баранок и, когда съел одну, стал сыт.
Тогда мужик ударил себя по голове и сказал:
— Экой я дурак! Что ж я напрасно съел столько калачей. Мне бы надо сначала съесть одну баранку.
(Учитель читает сказку до знака //, затем задает учащемуся вопрос: «Ты хочешь у меня что-то спросить?»)
Критерии оценивания:
1. Интерес к сказке и инициатива, направленная на то, чтобы взрослый продолжил чтение сказки.
2. Адекватность высказывания, направленного на то, чтобы инициировать взрослого продолжить чтение сказки.
Уровни оценивания:
0 уровень: ребенок не хочет слушать сказку;
1 уровень: ребенок не проявляет интереса к чтению сказки, не задает вопросов;
2 уровень: ребенок проявляет интерес к сказке,но инициатива в продолжении чтения отсутствует; после дополнительного вопроса психолога спрашивает,чем закончилась сказка; с интересом выслушивает развязку;
3 уровень: ребенок проявляет выраженный интерес к сказке, сам задает вопросы, настаивает на том, чтобы взрослый дочитал сказку до конца.
{/mosregread}
Задание 3
Цель: Выявление морально- этической ориентации (ориентация на выполнение моральных норм, способность к решению моральных проблем, оценка поступков).
Оцениваемые УУД: действия, направленные на определение своего отношения к моральным проблемам.
Возраст: 6,5 – 7 лет
Форма (ситуация оценивания): индивидуальная беседа с ребенком.
Метод оценивания: беседа.
«Рассказы о Сереже и Пете»
Сережа захотел помочь маме помыть посуду. Он вымыл чашку и потянулся поставить ее на стол, но поскользнулся, упал и уронил поднос, на котором стояли чашки. 5 чашек разбилось.
Петя, когда его мамы не было дома, захотел взять из буфета варенье. Буфет был высоко, и он встал на стул. Но варенье оказалось слишком высоко и он не смог до него дотянуться. Пытаясь достать, он зацепил чашку. Она упала и разбилась.
{mosregread}
Вопросы для беседы:
1). Кто из детей больше виноват? Выбери свой ответ:
- Сережа;
- Петя;
- Оба виноваты одинаково;
- Никто не виноват.
2). Кто из детей заслуживает наказания? Почему?
Ключ к анализу:
0 уровень –Виноват Сережа,потому что разбил много чашек. Его надо наказать.
1 уровень – Никто не виноват (они случайно разбили чашки). Их не надо наказывать.
2 уровень – Оба виноваты одинаково. Их надо наказать.
3 уровень – Виноват Петя, потому что хотел взять варенье без разрешения. Его надо наказать.
Критерии оценивания и уровни морально – этической ориентации:
0 уровень – ответил правильно на один вопрос (без объяснения);
1 уровень – ответил на все вопросы, но не объяснил свой выбор;
2 уровень – ответил на все вопросы, но дал объяснение к одному заданию;
3 уровень – правильно ответил на поставленные вопросы и объяснил свой выбор.
{/mosregread}
Регулятивные учебные действия
Рисование бабочки
Цель: выявление развития регулятивных действий при выполнении задания рисования по образцу.
Оцениваемые УУД: умение принимать и сохранять задачу воспроизведения образца, планировать свое действие в соответствии с особенностями образца, осуществлять контроль по результату и по процессу, оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение; познавательные действия – умение осуществлять пространственный анализ и синтез.
Возраст: 6,5 – 7 лет.
Форма: фронтальная работа
Задание: детям предлагается нарисовать фигуру (бабочку) по образцу, проверить и оценить выполненную работу.
Критерии оценивания и уровни развития регулятивных действий:
Функциональный анализнаправлен на оценивание исполнительной, контрольной и оцениваемой части действия.
Исполнительная часть:
наличие ориентировки ( анализирует ли ребенок образец, получаемый продукт, соотносит ли с образцом):
0 уровень – не закончил выполнение задания;
1 уровень – отсутствует ориентация на образец;
2 уровень – соотнесение носит организованный характер, но линии неровные и границы линий соблюдаются плохо;
3 уровень – соотнесение носит организованный характер, линии достаточно ровные, в основном выдержаны границы каждой линии и рисунка в целом.
Контрольная часть:
1 уровень – средств контроля нет;
2 уровень – средства есть, но не эффективны;
3 уровень – средства есть, применяются адекватно.
Оцениваемая часть:
0 уровень – самооценка отсутствует;
1 уровень – оценка не соответствует выполненной работе;
2 уровень – оценка частично не соответствует выполненной работе;
3 уровень – адекватная оценка результата
Коммуникативные учебные действия
Задание «Рукавички» (Г.А. Цукерман)
Оцениваемые УУД: коммуникативные действия по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества (кооперация)
Возраст: 6,5 – 7 лет
Форма (ситуация оценивания): работа учащихся в классе парами.
Метод оценивания: наблюдение за взаимодействием и анализ результата.
Описание задания: Детям, сидящим парами, дают по одному изображению рукавички и просят украсить их так, чтобы они составили пару, т.е. были бы одинаковыми.
Инструкция: «Дети, перед Вами лежат две нарисованные рукавички и карандаши. Рукавички надо украсить так, чтобы получилась пара, - для этого они должны быть одинаковыми. Вы сами можете придумать узор, но сначала надо договориться между собой, какой узор рисовать, а потом приступать к рисованию».
Материал: Каждая пара учеников получает изображение рукавиц (на правую и левую руку) и по одинаковому набору карандашей.
Критерии оценивания:
продуктивность совместнойдеятельности оценивается по степени сходства узоров на рукавичках;
умение детей договариваться, приходить к общему решению, умение убеждать, аргументировать и т.д.;
взаимный контроль по ходу выполнения деятельности: замечают ли дети друг у друга отступления от первоначального замысла, как на них реагируют;
взаимопомощь по ходу рисования,
эмоциональное отношение к совместной деятельности: позитивное (работают с удовольствием и интересом), нейтральное (взаимодействуют друг с другом в силу необходимости) или отрицательное (игнорируют друг друга, ссорятся и др.).
{mosregread}
Показатели уровня выполнения задания:
0 уровень – в узорах нет сходства; дети не пытаются договориться;
1 уровень – в узорах явно преобладают различия; дети не могут прийти к согласию, настаивают на своем;
2 уровень– сходство частичное: отдельные признаки (цвет или форма некоторых деталей) совпадают, но имеются и заметные отличия;
3 уровень – рукавички украшены одинаковым или весьма похожим узором; дети активно обсуждают возможный вариант узора; приходят к согласию относительно способа раскрашивания рукавичек; сравнивают способы действия и координирую их, строя совместное действие; следят за реализацией принятого замысла.