Стратегии развития Кабардино-Балкарской Республики




СТРАТЕГИЯ

Развития Кабардино-Балкарской Республики до 2030 года

Введение

В середине 2006 года руководством Кабардино-Балкарской Республики было принято решение о разработке Стратегии развития Кабардино-Балкарской Республики. Этому решению предшествовал анализ положения дел в экономической и социальной сферах, который показал, что в экономике республики произошли позитивные изменения. Их необходимо было закрепить и усилить, используя для этого весь потенциал развития республики, выявляя объективно существующие конкурентные преимущества и опираясь на них. Важнейшим механизмом движения к этой цели должна была стать разработка и реализация долгосрочной, до 2030 года Стратегии развития республики (далее – Стратегия).

Постановка столь амбициозной задачи отвечала требованиям времени, а ее решение возможно было лишь на основе выявления наиболее перспективных направлений экономического развития, концентрации на этих направлениях всех усилий государства и общества, иными словами – на основе всесторонне обоснованного изменения характера нынешней экономики, характеризующейся чрезвычайно низкой эффективностью.

К разработке Стратегии были привлечены не только самые авторитетные представители всех ветвей государственной власти республики, но и опытные консультанты, научные работники, крупные хозяйственные руководители, организаторы бизнеса, представители общественных движений республики, деятели здравоохранения, культуры и т. д.

Работа над Стратегией была организована поэтапно.

 

Экономика Кабардино-Балкарской Республики является одной из наименее конкурентоспособных в Российской Федерации. Причины этого обусловлены просчетами советского периода, которые были во многом усугублены переходом страны к рынку. Накопившиеся проблемы имеют системный характер и требуют комплексного, целенаправленного решения.

Анализ отраслевых тенденций в мире, соответствие им сложившейся структуры экономики республики, очевидное недоиспользование природно-климатических и ресурсных особенностей региона позволяют сделать вывод, что ускоренное и устойчивое социально-экономическое развитие может быть обеспечено за счет таких перспективных направлений деятельности в республике, как:

производство продуктов глубокой переработки сельскохозяйственного сырья (с ориентацией на экспорт продуктов премиум-сегмента),

спортивно-оздоровительный туризм,

высокотехнологичное производство строительных материалов.

В рамках разработки Стратегии рассматривались три направления развития экономики Кабардино-Балкарии:

«Инерционное развитие»,

«Кабардино-Балкарская Республика – центр рекреации и туризма»,

«Кабардино-Балкарская Республика – центр здоровья и эффективного природопользования».

Наиболее перспективным было признано направление «Кабардино-Балкарская Республика – центр здоровья и эффективного природопользования». Именно в нем с максимально возможной полнотой раскрывается одна из главных составляющих социально-экономического потенциала республики – ее природно-экологическое богатство, самый ценный ресурс в глобализирующемся, индустриально развивающемся мире.

Намеченные в Стратегии приоритеты деятельности Правительства Кабардино-Балкарской Республики предусматривают его активное участие в поддержке и развитии предпринимательской инициативы, защите прав собственности во всех сферах экономической деятельности в республике. При этом финансовая поддержка будет осуществляться в форме временных налоговых преференций и софинансирования реализуемых в рамках Стратегии проектов. Административная поддержка заключается в отстаивании интересов предприятий по поставке продукции для государственных нужд на федеральном уровне, системном продвижении производимой в республике продукции на российский и внешние рынки, помощи в установлении деловых контактов с администрациями и бизнесом в других регионах России и зарубежных странах.

Одно из важных условий реализации Стратегии – формирование нового имиджа Кабардино-Балкарской Республики как успешно развивающегося, надежного и безопасного для проживания и отдыха субъекта Российской Федерации.

Актуальность разработки

Стратегии развития Кабардино-Балкарской Республики

 

Комплексная оценка экономики Кабардино-Балкарии свидетельствует о ее низкой конкурентоспособности: республика занимает 82-е место в числе 88 субъектов Российской Федерации. При этом характерно, что экономические проблемы республики имеют ту же природу, что и другие субъекты Российской Федерации, находящиеся в пределах Южного федерального округа, но здесь они усугублены чрезвычайно низкой эффективностью использования имеющихся ресурсов, в том числе налоговых поступлений.

В целях идентификации перечня основных проблем, препятствующих социально-экономическому развитию Кабардино-Балкарской Республики, проведен анализ слабых и сильных сторон, а также внешних возможностей и угроз (SWOT-анализ) Кабардино-Балкарской Республики, результаты которого приведены в таблице 1.

 

Таблица 1

SWOT-анализ Кабардино-Балкарской Республики

Сильные стороны ( S ) (внутренние факторы) 1) высокая доля населения с высшим образованием; 2) уникальный природно-рекреа­ционный потенциал; 3) хорошее состояние экологии; 4) наличие занчительных запасов полезных ископаемых, продукты глубокой переработки которых востребованы на республиканском и российском рынках; 5) большой гидроэнергетический потенциал рек республики; 6) благоприятные почвенно-кли­матические условия для создания современного сельскохозяйственного производства с глубокой переработкой его продукции, востребованного на российском и зарубежном рынках; 7) развитая транспортная инфраструктура, наличие развитых автотранспортных, железнодорожных и воз­душных коммуникаций, высокая плотность автомобильных дорог; 8) наличие магистральных газопроводов, стопроцентная газификация населенных пунктов республики; 9) развитая телекоммуникационная мультисервисная сеть; 10) наличие свободной и недорогой рабочей силы   Слабые стороны (W) (внутренние факторы) 1. Экономические: 1) низкая относительная производи­тельность труда в экономике (объем ВВП (или ВРП по регионам) по отношению к численности населения, занятого в экономике) – 118,6 тыс. руб./чел. в 2005 году (в целом по Российской Федерации этот показатель составляет – 293,7 тыс. руб./чел.) 2) низкая конкурентоспособность про­дук­ции и услуг предприятий республики; 3) низкая инвестиционная активность и инвестиционный голод; 4) повышенные инвестиционные и предпринимательские риски; 5) повышенный риск ведения хозяйственной деятельности для внешних инвесторов в долгосрочном периоде, связанный с попытками передела собственности путем административного давления и выдавливания из бизнеса, создания условий, препятствующих ведению бизнеса; 6) недостаток собственных источников инвестиционных ресурсов предприятий и организаций республики; 7) низкая техническая оснащенность предприятий высокопроизводительным обо­ру­до­ва­нием (по промышленному комплексу до 60 про­центов трудоемких операций выполняется вручную) не обеспечивает внедрение безотходных технологий, выпуск качественной конкурентоспособной продукции, глубокую и комплексную переработку сельскохозяйственного сырья; 8) неудовлетворительное состояние материально-технической базы большинства пред­приятий; 9) нарастающий дефицит квалифицированных рабочих кадров; 10) высокие издержки выхода предприятий на рынок как внутриреспубликанский, так и внешний; 11) слабая развитость финансовых механизмов и банковской системы; 12) высокая дотационность бюджета республики (КБР, как и большинство субъектов Российской Федерации в пределах ЮФО, относится к числу высокодотационных регионов, уровень дотационности бюджета КБР составил 77,4 процента в 2005 году); 13) энергодефицитность республики (на сегодня потребность республики в электроэнергии на 70 процентов покрывается за счет поступления из общероссийской объединенной энергосистемы, а потребность в газе, нефтепродуктах полностью удовлетворяется за счет поставок из-за пределов республики); 14) высокая степень износа значительной части дорог общего пользования и их низкая пропускная способность (ежегодно количество транспортных средств в КБР увеличивается на 3-4 тыс. единиц, что существенно влияет на рост интенсивности дорожного движения в республике. При нормативе межремонтного срока 12-16 лет отдельные участки дорог эксплуатируются более 20 лет); 15) невостребованность собственной сырьевой базы (при наличии богатой сырьевой базы в республику импортируются из-за рубежа и ввозятся из других регионов России продовольственные товары, которые в достаточном количестве могут производиться на месте); 16) высокий уровень административных барьеров - особенно в области деятельности контрольно-надзорных органов; 17) ограниченность финансовых средств снижает конкурентоспособность малого предпринимательства; 18) низкий уровень существующих масштабов микрофинансирования и финансового лизинга; 19) несоответствие материальной базы учреждений курортно-рекреационного комплекса современным требованиям, недостаточный уро­вень сервиса, комфортности и качества курортных и туристских услуг; 20) недостаточная привлекательность курортов республики для частных инвесторов в связи с неразвитостью инфраструктуры; 21) недостаточное продвижение санаторно-курортного и туристического продукта на рынке услуг; 22) недостаточный уровень сервиса, комфортности и качества предоставляемых курортных и туристских услуг. 2. Социальные: 1) низкий уровень доходов населения (уровень среднедушевых доходов в два раза ниже, чем в среднем по Российской Федерации, уровень реальной заработной платы более чем в два раза ниже, чем в среднем по Российской Фе­дерации) и высокий уровень бедности (19,5 процента населения республики); 2) высокая степень дифференциации населения по уровню доходов; 3) низкая обеспеченность жильем, большое количество нуждающихся в улучшении жилищных условий; 4) высокий уровень безработицы (23 процента к численности экономически активного населения, что в 3 раза выше среднероссийского показателя. В составе безработных высокий удельный вес молодежи и сельских жителей); 5) несбалансированность спроса и предложения рабочей силы; 6) наличие большого числа неэффективных рабочих мест с низкой оплатой труда; 7) несоответствие системы начального и высшего профессионального образования потребностям рынка труда; 8) отставание от нормативов и среднероссийских показателей обеспеченности населения объектами социальной сферы; 9) диспропорции в размещении социальной инфраструктуры; 10) значительный износ основных фондов и инфраструктуры социальной сферы при крайне недостаточных инвестициях в их обновление; 11) недостаточное оснащение современной лечебно-диагностической аппаратурой учреждений здравоохранения; 12) неразвитость сети спортивных объектов и сооружений, учреждений физкультуры и спорта.
Возможности (О) (внешние факторы) 1) ускорение процессов мировой глобализации; 2) вступление России во Всемирную торговую организацию; 3) усиление приоритетов пост­индустриального общества; 4) устойчивый экономический рост в Российской Федерации; 5) повышение благосостояния населения страны; 6) упрощение визовых режимов; 7) развитие туризма; 8) развитие правопримени­тель­ной практики, снижение административного давления на бизнес; 9) рост доли социально-бытовых и коммунальных услуг современного уровня; 10) развитие науки и технологий, научно-технический прогресс Угрозы (T) (внешние факторы) 1) ускорение процессов мировой глобализации; 2) низкая конкурентоспособность при вступлении России во Всемирную торговую организацию; 3) повышение конкурентности рынков; 4) повышение конкурентности рынка капитала; 5) многолетнее соседство очагов межнациональных и межконфессиональных конфликтов; 6) опережающее развитие туризма в других регионах Российской Федерации; 7) отток квалифицированных кадров из республики; 8) рост доли импорта на рынках республики и свертывание производства; 9) технологическое и техническое отставание и потеря конкурентоспособности

 

Анализ сложившейся отраслевой структуры экономики Кабардино-Балкарской Республики свидетельствует о том, что основные отрасли экономики, дающие около 50 процентов оборота, приносят в бюджет менее 20 процентов налоговых поступлений.

 

 

 

Следовательно, необходимо так изменить экономические отношения и структуру экономики, чтобы значительно повысить занятость населения, поднять производительность труда, увеличить долю продукции с высокой добавленной стоимостью и налогоемкостью.

В Стратегии как раз и предложено сконцентрировать усилия власти на развитии тех секторов экономики, в которых возможна высокая производительность труда и которые способны выпускать продукцию с высокой добавленной стоимостью, обеспечивать занятым в них работникам достойную заработную плату и поступление в бюджетную систему республики адекватного объема налогов.

SWOT-анализ показывает, что республика имеет ряд конкурентных преимуществ, на основе которых может быть сформирована современная, весьма эффективная экономика. К их числу относятся:

 

Реализовать эти конкурентные преимущества можно только при условии тщательно продуманных, активных и целенаправленных действий органов государственной власти Кабардино-Балкарской Республики.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: