ПРЕДИСЛОВИЕ
Характерной чертой становления демократии в современной России стали глубокие изменения в политической жизни, получившие выражение в возросшей политизации многих проблем общественного развития и роли политики. За два последних десятилетия усилиями главным образом политиков изменились общественный строй страны и её место в мире.
История свидетельствует, что политика может служить как инструментом государства и обогащения небольшой группы людей, орудием репрессий и террора, так и средством укрепления демократии в обществе, социальной справедливости, законности и свободы. Осознание политики каждым человеком осуществляется в двух основных формах: обыденных взглядов и научных знаний. Обыденные представления о политике отражают преимущественно внешнюю, практическую сторону политических явлений и содержат как истинные, так и ложные знания. В целом же они не способствуют глубокому всестороннему постижению действительности, так как лишены научных знаний о политических процессах и явлениях.
Становление современного цивилизованного государства и гражданского общества предполагает высокую политическую культуру людей. Жить вне политики, не пытаясь понять политические процессы и тенденции общественного развития, невозможно. Поэтому овладение основами политической культуры, нормами и ценностями цивилизованного политического общения – одна из важнейших задач, стоящих перед молодым поколением. Приобретение же теоретических знаний осуществляется в процессе изучения политологии – специальной отрасли науки о политике. Своими средствами и методами она проникает в тайны политики и власти, раскрывает суть деятельности
политических партий и лидеров, политического поведения индивидов, социальных групп и классов. Ещё древнегреческий мыслитель Аристотель отмечал, что политика является неотъемлемой частью человеческого существования, она коренится в самой природе человека как существа, «обреченного» жить в коллективе, государстве и взаимодействовать с другими людьми,
государственными институтами.
Основная задача предлагаемого учебного пособия состоит в том, чтобы дать студенту теоретические основы политической науки, раскрыть содержание основных категорий и понятий, помочь сориентироваться в политической жизни общества, привить основы политической культуры.
Пособие подготовлено с учетом современного состояния политической науки и соответствует требованиям государственного образовательного стандарта к изучению дисциплины «Политология». В нем использованы идеи и подходы ведущих российских вузов.
Для активизации познавательного интереса и самоконтроля студентов к каждой главе предложен развернутый библиографический список литературы. Пособие включает программу учебного курса, перечень тем для контрольных работ и краткий словарь политических терминов.
ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА
1. Цель и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе.
1.1. Цель преподавания политологии.
1.2. Задачи изучения дисциплины.
2. Содержание дисциплины.
2.1. История политических учений.
2.2. Предмет политологии.
2.3. Понятие и сущность политики и политической власти.
2.4. Политическая деятельность: содержание и формы.
2.5. Политические режимы.
2.6. Бюрократизация власти.
2.7. Политическая социология государства.
2.8. Партии в политической системе.
2.9. Общественные организации и движения.
2.10. Сущность демократии.
2.11. Личность в политической системе.
2.12. Политическая культура.
2.13. Политические идеологии и политические движения.
2.14. Принципы конституционных систем.
2.15. Органы власти и управления в России.
2.16. Права и свободы граждан Российской Федерации.
ТРЕБОВАНИЯ К КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЕ
Контрольная работа выполняется студентом в том случае, если у него есть задолженности по тестированию. Работа должна содержать в себе научно-исследовательский элемент. При подготовке ее студент вправе
обратиться к преподавателю с просьбой о консультации по выбору темы, определению структуры и содержания работы, а также о рекомендации
литературы.
При выборе литературы по темам, связанным с вопросами советского периода, следует использовать литературу, которая издана после 1991 г.
Это связано с тем, что советский период истории нашего государства в книгах и статьях, изданных до 1991 г., освещался, как правило, в «розовых
тонах», а по некоторым вопросам (например о государстве, власти, демократии и др.) давались толкования, не соответствовавшие реальной действительности.
Из периодических изданий рекомендуется обращаться к журналам: «Общественные науки и современность» (ОНС), «Социально-политический журнал» (СПЖ), «Мировая экономика и международные отношения» (МЭ и МО), «Социологические исследования» (СОЦИС), «Политические исследования» (ПОЛИС) и др.
Обязательными элементами контрольной работы являются:
план, имеющий четкое указание разделов работы и страниц, с которых начинаются разделы в тексте;
список использованной литературы, который нужно приводить в конце работы.
Работу предваряет введение, в котором кратко излагается замысел исследования. Завершает работу заключение с изложением выводов по рассматриваемой теме. В качестве приложения могут быть представлены схемы, таблицы и другие материалы. Страницы должны быть пронумерованы.
Объем работы – 8–10 машинописных страниц через два интервала, шрифт 14. Рукописных страниц – на треть больше. Титульный лист работы оформляется в соответствии с установленными правилами. Срок представления работы на кафедру – не менее чем за неделю до начала сессии.
Тема контрольной работы выбирается студентом в зависимости от первой буквы его фамилии. Например, Петров. На букву П студент выбирает одну из пяти тем, предложенных в таблице (12, 24, 36, 48, 60). Выбор другой темы возможен только с согласия преподавателя. Контрольная работа, выполненная по теме, избранной с нарушением вышеприведенных правил, не зачитывается.
Таблица